Цель работы: Изучить своеобразие и особенности архитектуры Великого Новгорода
Задачи:
Проанализировать историческую и справочную литературу по проблеме исследования.
Рассмотреть историю возникновения Великого Новгорода.
Проанализировать новгородскую архитектуру XI-XII века.
Выявить особенности новгородской архитектуры XIII-XV века.
Актуальность работы
Великий Новгород, являясь одним из самых старинных российских городов, сыграл важную роль в объединении восточных славян, создании русского государства - Руси.
Сама древняя история великого города, уникальный комплекс памятников древнерусского зодчества XI-XVII веков, часть из которых расположена на территории кремля, основанного в 1044 году делает город привлекательным местом для туристов.
Объект исследования: деревянные и каменные строения и архитектура Великого Новгорода.
Предмет исследования: своеобразие и особенности архитектуры.
Методика исследования заключается в сравнительном анализе архитектурных приёмов и форм объектов с учётом времени, места строительства, исторических и иных условий, и далее - в обобщении полученных результатов с целью определения закономерностей зарождения, формирования и развития архитектурных традиций.
Научное и практическое значение работы состоит в том, что она расширяет научное знание об особенностях и своеобразии архитектуры.
Великий Новгород (до 1999 года официальное название - Новгород) - город на северо-западе России, административный центр Новгородской области, Город воинской славы.
Великий Новгород - один из древнейших и известнейших городов России (в 2009 году официально отметил 1150-летие). Место призвания летописного Рюрика и зарождения российской государственности.
В Средние века -центр Новгородской Руси, а затем центр Новгородской земли в составе Древнерусского и Русского государств.
Официальной датой возникновения Новгорода принято считать 859 год; при этом основываются на поздней Никоновской летописи.
Автором официальной даты основания города стал историк М.Н. Тихомиров, выступивший с докладом на научной конференции в Новгороде накануне 1959 года, что позволило отметить в тот год 1100-летие Новгорода.
В то же время, исходя из археологических данных, известно о заселении словенами Приильменья как минимум с V века (древнейшее изученное поселение -Городок на Маяте в Парфинском районе Новгородской области, по данным раскопок 2005-2008 годов), которые создали в дальнейшем культуру новгородских сопок.
Архитектура Великого Новгорода
Около 50-ти ценнейших памятников древнерусского зодчества XI-XVII вв. стали частью живой структуры современного города. Здесь можно коснуться шероховатых стен храмов, увидеть древнюю плинфу и полустертую, но все же завораживающую зрителя фреску. История новгородских храмов, монастырей, оборонительных сооружений насчитывает много прекрасных и трагических страниц.
Архитектурный ансамбль древнего Новгорода складывался в основном из деревянных жилых и хозяйственных построек, среди которых возвышались каменные храмы, оборонительные сооружения и хоромы знати.
Но нередко и эти постройки рубились также из дерева. Прекрасная сохранность дерева в условиях новгородской почвы обещает в будущем дать возможность глубже и детальнее изучить историю деревянного зодчества Великого Новгорода
Новгородская архитектура XI-XII века
Собор Софии
Новгородская София - один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Эта постройка свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие княжеского строительства Киева. Новгородская София повторяла киевскую не только по имени.
Каменный новгородский Софийский собор относится к XI в. и был заложен только восемью годами позднее киевского. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, система пропорциональных построений и даже многие детали.
Это пятинефный храм, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде - только один ряд. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского - три апсиды одна башня. Киевская София имеет 13 глав, Новгородская - только пять. Хор новгородского собора открывался в центральное пространство двойными арками, опиравшимися на, один промежуточный столб, тогда как в киевском арки тройные, на двух столбах.
Декоративное убранство собора также было заметно проще, чем киевского: использовалась только фресковая монументальная живопись; очевидно, организовать на новом месте мозаичное производство было слишком дорого и сложно.
Новгородский Софийский собор полностью сохранился до наших дней, хотя в значительно перестроенном виде. Поэтому его первоначальный облик графически реконструируется достаточно уверенно
Каменные постройки Новгорода
Начало XII в. дает в Новгороде целую серию больших каменных построек - собор Николая на Ярославовом дворище (1113), собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре (1116), собор Георгия в Юрьевом монастыре (1119), церковь Иоанна Предтечи на Опоках (1127), дошедшую в реставрации XV в. Почти все эти соборы являются княжескими сооружениями: Софийский собор - князя Владимира Ярославича, Николо - Дворищенский - князя Мстислава Владимировича, Юрьевский собор и Иван на Опоках - князя Всеволода Мстиславовича.
При разности размеров и конструкции, постройки имеют общие черты, один ряд которых обусловлен эпохой и социальным содержанием культуры, их породившей, другой - именно местными особенностями, определяющими «новгородское» лицо памятников.
Наряду с другими русскими культурными центрами, Новгород уже в XI-XII вв. создал свой особый вариант европейской феодальной архитектуры.
Из названных выше древних новгородских соборов, составляющих единую цепь, ни один не повторяет буквально другого. Дворищенский собор св. Николая, имевший подобное Софии симметричное пятиглавие, был трехнефной шестистолпной постройкой меньших размеров. О существовании при нем башни неизвестно, вероятно, ее не было.
Антониевский и Юрьевский соборы, сохранявшие общий с Никольским шестистолпный план, имели существенную особенность в виде уменьшенного числа и асимметричного расположения глав: последних у них, собственно, по две - одна центральная и вторая над юго-западным угловым членением; третья глава над башней
Новгородская архитектура XIII- XV века
В дальнейшем своем развитии, в XIII-XV вв., новгородская архитектура, сохраняя известные традиционные черты, создает, вместе с тем, новые архитектурные образы и формы.
Основное значение имело изменение социальной обстановки и социальной базы искусства. В общих рамках феодализма Новгород в результате «революции» XII в. создал у себя своеобразный социально-политический строй - феодальную боярскую республику.
Строителями со второй половины XII в. в Новгороде выступают уже не князья, а бояре и купцы, а также посадники и владыки, происходившие из тех же социальных групп. Их потребности, их возможности, их вкусы и понятия были иными и влияли на соответственный характер архитектуры, как и всего искусства.
Произведениями строительства этого времени являются уже не огромные соборы, величественные и торжественные, а сравнительно небольшие по величине, четырехстолпные церкви.
Церкви XIII- XV века
Церковь Благовещения в Аркаже, постройка архиеп. Иоанна (1179);
церковь Петра и Павла на Синичьей Горе, постройка Лукиничей (1185-1192);
церковь Параскевы Пятницы, постройка организации купцов-экспортеров (1207);
церковь Николы на Липне, постройка владыки Климента (1292);
церковь Покрова в Зверином монастыре (1335); церковь Благовещения на Рюриковом Городище (1342);
церковь Спаса на Ковалеве, постройка боярина Анцифора Жабина (1345);
церковь Благовещения на Витковой улице (1351);
церковь Успения на Волотовом поле, постройка владыки Моисея (1352);
церковь Феодора Стратилата на Ручью, постройка боярина Симеона Андреевича (1361);
церковь Спаса на Ильине, постройка боярина Василья Даниловича с уличанами Ильиной улицы (1374);
церковь Флора и Лавра на Людгощей улице (1379);
церковь Рождества Христова на Красном поле (1381);
церковь Димитрия Солунского на Славковой улице;
церковь Филиппа Апостола, постройка посадника Родислава, Устина и Филлипа;
церковь Иоанна Богослова на Витке (все три 1383);
церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406);
церковь Двенадцати Апостолов (1455) - вот памятники этого времени
Церковь Николы на Липне
Церковь Николы на Липне, несмотря на позднейшие переделки, дает достаточные возможности установить ее общий первоначальный замысел и архитектурное его воплощение. Это был замысел небольшого стройного здания, у которого повышением средней части и понижением углов логически подготовлялось его одноглавое завершение. Во внутренней конструкции четырехстолпного здания это достигалось заменой в угловых делениях прежних коробовых (полуцилиндрических) сводов полукоробовыми, а в наружном виде - соответственным этому приданием фасадам трехлопастной формы, по которой шло и покрытие здания.
Церкви Феодора Стратилата на Ручью (1362) и Спаса на Ильине (1374) - классические постройки XIV в.
Без существенного изменения в организации внутреннего пространства они еще далее трансформировали внешние формы зданий в направлении общей высотности и пирамидальности построения, вводя покрытие всех четырех фасадов по многолопастным аркам. В церкви Феодора оно более полого, в церкви Спаса круче и отличается большою стройностью и выисканностью, как все вообще пропорции здания
Характеризуя в целом новгородское зодчество XIII-XIV вв. в специально архитектурном плане по сравнению с зодчеством раннего времени, можно отметить в нем новое ощущение и выражение идеи единства массы, - в Липенской и Волотовской постройках оно подчеркнуто применением лопаток лишь по углам здания и отсутствием их по середине; облегчение массы и пирамидально-высотное ее ориентирование, выразившееся вначале в трехлопастном с повышенным центром затем в многолопастном оформлении фасадов и покрытий, завершающемся одной главой; усиление идеи свободного внутреннего пространства; наконец, развитие некоторого изящества за счет мощи, сказавшееся в общих пропорциях и декорировке зданий.
Заключение
В результате работы над темой исследования изучено своеобразие и особенности архитектуры Великого Новгорода.
Проанализирована историческая и справочная литература по проблеме исследования. Рассмотрены вопросы истории возникновения Великого Новгорода. Проанализирована новгородская архитектура XI-XII века. Выявлены особенности новгородской архитектуры XIII-XV века.
Сохранение культурного наследия – одна из важных задач человечества. На территории России, подвергающейся в XX в. грандиозным потрясениям, эта задача стояла и стоит особенно остро – не только вороги, но и невежество, и недомыслие стоящих у власти поставили бытие самих памятников под угрозу утраты.
Архитектура Новгорода представляет собой крупное явление общеевропейского искусства, оно выделяется ярким национальным своеобразием, выразительностью и художественной законченностью.
Список литературы
1.Басыров А.Я. Памятник тысячелетию России. – ЛЕНИЗДАТ, 1983. -234с.
2.Кузьмина Н., Филиппова Л.А. Крепостные сооружения Новгорода Великого. СПб, 2007.- 295с.
3. Каргер М.К. Новгород; – Л.: Искусство. 2010. – 327с.
4. Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. – Л.: Стройиздат, 1991
5.Макин Я.М. Земля новгородская. – ЛЕНИЗДАТ, 1988. – 265с.
6.Нарышкин Г. Новгород. – ЛЕНИЗДАТ, 1967. – 165с.
7. Орлов А. Новгород Великий. – Типография «Новгород», 1999. -183с.
8.Порфиридов Н.Г. Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI - XV вв. Издательство Академии Наук СССР, М. - Л., 1977. – 192с.
9.Раппопорт А. Зодчество Древней Руси. Издательство "Наука", Ленинградское отделение, Л.,1996. – 208с.
10. http://yourwo.com/2013/09/древнерусская-архитектура-древнего/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.