Презентация
«Использование нетрадиционных методов обучения
при работе со слабовидящими детьми»
Методика раннего обучения чтению прекрасно подходит для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Соблюдается принцип "не навреди", что особенно важно при школьном обучении, когда ученики приходят на занятия после уроков, отсидев за партой 4-5 часов. Для малышей кубики – разноцветные погремушки, строительный материал; буквы на кубиках таблицах такого размера, что за несколько метров видны; сидеть совсем необязательно – удобнее работать стоя. Заключение института офтальмологии: улучшается зрение (даже в таких случаях как амбиопия и косоглазие), улучшается осанка. И для слабовидящих кубики и таблицы хороши – большой размер букв, отсутствие резких сочетаний цветов.
Хочется отметить опыт педагогов к которым приводили 6-7летних детей, которые совсем не умели говорить. Родители были в отчаянии. Однако после цикла занятий эти дети демонстрировали великолепные результаты. Один из основных применяемых методов – "звучащие кубики Зайцева". Подчас маленькие пациенты, в сущности, тяжело больные дети, настолько успешно обучаются речи, чтению и письму, что обгоняют сверстников, а всё это в значительной степени благодаря использованию "Кубиков Зайцева".
Откуда такие чудеса? Не вредно ли интенсивное обучение маленькому ребёнку, тем более хронически больному? Нет! Более того, весьма полезно как для его психического здоровья, так и для физического развития. Метод "Кубиков Зайцева" (точнее весь комплекс оригинальных методических приёмов, разработанных за 30 лет планомерной творческой деятельности президента Ассоциации педагогов-новаторов Николая Александровича Зайцева) в сущности, базируется на работах классиков отечественной науки о человеке - исследованиях И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Л.С.Выготского.
Коренным свойством "нервной организации" И.М.Сеченов считал "возможность РАСЧЛЕНЕНИЯ слитых ощущений и связывание расчленённого в группы или ряды". Временное расположение психических актов в сознании он объяснял расчленением моментов восприятия на отдельные звенья посредством ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ.
Метод "Кубиков Зайцева" – прямая практическая реализация мыслей и рекомендаций отца русской физиологии. Сенсорный поток чётко дробится на своеобразные "кванты информации", операции с ними сопровождаются ритмическими движениями. Плюс с полное раскрепощение позы и поведения столь необходимые маленькому ребёнку, плюс постоянно изменяющаяся интересная игровая ситуация, плюс элементы соревнования, радость от явных и быстрых достижений. И вот он – успех! Ребёнок счастлив: у него получается. Он не хуже сверстников, он их даже обгоняет.
Для быстрого распознавания и надёжного запоминания используются следующие приёмы:
ü деление на группы по цвету (5 различий);
ü по объёму (4 различия);
ü по звучанию и вибрации наполнителя (5 различий);
ü по весу (4 различия).
ЗНАКОМСТВО С КУБИКАМИ И ТАБЛИЦАМИ.
1. "Золотые" кубики – для гласных
ОУАЭЫ – большие,
юёяеи – маленькие
(наполнитель – железные крышки для бутылок)
2. "Железные" для звонких согласных и их сочетаний с гласными, большие для твердых маленькие для мягких.
(наполнитель – железные крышки, увесистые гайки)
3. "Деревянные" для глухих согласных.
(наполнитель – "деревяшки")
большие для твёрдых, маленькие для мягких;
4. "Железно-деревянный"
(наполнитель – железные крышки и "деревяшки"), кубик, содержащий склады с твёрдыми знаками;
5. "Двойных" кубиков шесть, сразу видно, что они особенные.
Тут детям необходимо сказать, что некоторые склады на них пишутся по-разному, а произносятся одинаково.
1) ЙА и ЙЯ (Майами, секвойя);
2) ЖЁ и ЖО (жёлудь, жокей),
Ж и ЖЬ (нож, рожь);
3) ШЁ и ШО (шёлк, мешок),
Ш и ШЬ (мышка, мышь);
4) ЦИ ЦЫ (цирк, огурцы);
5) ЧЁ и ЧО (пчёлка, стручок),
Ч и ЧЬ (мяч, печь);
6) ЩЁ и ЩО (щётка, трещотка),
Щ и ЩЬ (плащ, вещь).
7) "Бело-зелёные" - кубики со знаками препинания, указанием заглавной буквы.
Всего 60 кубиков, из которых 15 являются дубликатами. И если не брать в расчёт "бело-зелёные", то фактически ребёнку необходимо научиться опознать всего лишь 40 кубиков (из которых, заметим, можно сложить любое слово).
Условности, обеспечивающие наглядность, не так уж абстрактны. Даже очень маленькие дети знают, что металл тяжелее и звонче дерева. Ничего твёрдого и мягкого в так называемых "твёрдых" и "мягких" звуках нет, а вот большое и маленькое присутствует: БУ – БО – БА – БЭ – БЫ – Б произносятся с большим объёмом резонатора (челюсть опущена, язык отодвинут назад и вниз), а БЮ – БЁ – БЯ – БЕ – БИ – БЬ – с маленьким (челюсти почти сомкнуты, язык продвинут вперёд и вверх).
Таблицы размещаются на стене. Нижний край таблиц – чуть выше головы преподавателя, чтобы он чувствовал себя около них свободнее и не беспокоился, что заслоняет их от учащихся. Под таблицами полка для кубиков. Некоторые учителя располагают таблицы на уровне ребёнка, чего ни в коем случае нельзя делать. Для того чтобы поближе рассмотреть – есть кубики, таблицы же для того, чтобы увидеть сразу все склады и знаки, не в беспорядке выложенные (как кубики на столе), а в системе.
Указка, при работе с таблицей, должна быть не менее 1,5 метра.
Таблицы в системе "звонкие-глухие" и в системе "твёрдые-мягкие" представляют 246 складов русского языка, называемых в научно-методической литературе также единицами письма и чтения. Ещё можно добавить, что они являются ещё и акустическими и произносительными единицами.
Такие таблицы помогают распознаванию блоков и запоминанию складов. Неизбежно, что каждый начнёт примечать: выше или ниже нужные клеточки расположены, слева или справа, в середине, в начале или конце.
Ритмичное проговаривание и пропевание цепочек складов с одновременным их показом обеспечивает их высокую встречаемость и повторяемость, а значит, способствует запоминанию. Только в двух попевках склады с буквой А, к примеру, встретятся 58 раз.
Но это ещё и упражнения на удержание внимания, а также тренировка глазных мышц. Для пропевания таблиц используются специальные записи с попевками.
Кубики и таблицы предъявляются детям всех возрастов сразу все, сразу всеми кубиками начинаем оперировать, складывая слова, прописывая их указкой по таблице с первых занятий.
1. Я И МОЯ СЕМЬЯ.
Начинаем осваивать склады.Лучше начинать со слова,которое ребенок слышит чаще всего Это его имя Запомнить какой кубик сначала, какой – потом, где верх, где низ букв, запечатлеть свои кубики, а на них свои склады, учиться составлять и прочитывать слово слева направо не так то просто. Но и не трудно рядом с взрослым. После двух-трёх непродолжительных занятий уже трёхлетние малыши могут составить своё имя, находить свои квадратики в таблице, выискивать свои кубики в общей их массе.
При работе с группой прописываем имена всех ребят по таблице. Преподаватель охватывает ладонью ручку ребёнка, держащую указку; другую руку кладёт ему на плечо (чтобы ребёнок чувствовал, что он защищён, что его любят). Стоя за спиной ребёнка, преподаватель произносит и указывает склады, составляющие слово (ребёнок пишет почти что сам, ноги переступают влево-вправо, рука передвигается в тех же направлениях да ещё вверх-вниз – включаем память тела).Затем прописываем самых близких ему людей
При такой работе вся группа широкими движениями глаз отслеживает движение указки, приучаясь всё дольше и дольше удерживать внимание на её кончике, каждый просто жаждет оказаться в роли показывающего.
2. КЛАССИФИКАЦИИ
55 кубиков (бело-зелёные в сторонке) лежат на столе. Предложим перенести мальчикам на один стол большие кубики, а девочкам на другой – маленькие. Теперь нужно громко и чётко назвать все кубики. Если умеем быстро их поворачивать это займёт немного времени. Сначала называем все большие, потом все маленькие. Без всяких словесно-логических пояснений, терминов демонстрируются особенности твёрдых и мягких, сходство и различие между ними.
В другом варианте предложим ребятам перенести на свободный стол "железные" кубики, на другой – "деревянные". Называем кубики. Идёт демонстрация звонких и глухих, убедительность и эффективность которой намного выше любых научно-методических "рассказов". Все классификации можно проводить по много раз.
3. "Поезда"
Ещё один вид классификации. Поставим на левый край полки кубик со складом А и предложим ребятам расположить справа от него кубики со складами, содержащими такую же букву. Поезд может получиться длиной до 2 метров. Сразу предупреждаем, что приносить можно только по одному кубику. Задача учителя – подсказывать ребятам: ставь да, ставь са; следить, чтобы не переворачивали кубики, не ставили их боком. Аналогично выполняется работа со складом Я. При работе с группой очень хорошо ввести элемент соревнования. Стол с кубиками находится в нескольких метрах от полки. Разделив детей на две команды, дать задание первой команде сложить поезд со складами А, второй со складами Я. Игра начинается и заканчивается по сигналу. Во время игры можно брать только по одному кубику. От каждой команды бежит один ученик, следующий по возвращении первого (по типу спортивной эстафеты). Подводя итог, прочитываются и подсчитываются вагончики – у какой команды больше, нет ли ошибок.
4. "Сардельки и сосиски".
Разберём поезд из больших кубиков на "сардельки", из маленьких – на "сосиски" по 3-4 кубика. С помощью бело-зелёного кубика прочитываем "сардельки" и "сосиски" с ударением на первом, втором, третьем, а там где четыре кубика и на четвёртом складе для того, чтобы не рассказывать, а показать, что такое ударение, качество ударных и безударных.
5. Проверяем гласные и согласные
С первых занятий нацеливаемся на то, что будем писать сотни, тысячи слов указкой по таблице, кубиками. Ведь это очень быстро – не надо доски, мела, тряпки, фломастеров, бумаги.
Пишем любые слова, значит, возникает необходимость проверки "сомнительных" гласных и согласных: говорится ЛЕФ, а пишется ЛЕВ, потому что – и это слово тоже надо написать – ЛЬВЫ. Воздерживаемся пока от рекомендуемых "почему", опросов и т.п.
Благодаря многократному ненавязчивому учительскому проговариванию и показу, сопровождающему написание слов, ребята на удивление легко овладевают механизмами проверки и сами начинают подсказывать проверочные слова.
6. Складовые картинки
К настоящему времени изданы следующие комплекты: "240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию", "Что вокруг меня живёт", "Что вокруг меня растёт" "Продуктовый магазин", "Детский мир". Картинки с надписями и их использование в работе с детьми, начинающими читать, давно известный приём. Добавка к нему – разбивка на склады, запись слов на лицевой и оборотной сторонах. Набор упражнений и игр со складовыми картинками весьма разнообразен, который способствует не только овладению правильному чтению, но и обогащению словарного запаса.
7. Попевки
Ценность попевок не только в том, что они помогают быстрому и стойкому запечатлению складов. Это ещё и замечательные речевые упражнения: блоки гласных, согласных; цепочки складов на У-Ю, О-Ё, А-Я, Э-Е, Ы-И; пропевание только твёрдых складов и только мягких; только звонких и только глухих; с ударением на первом, втором и т.д. складах. Периодически преподаватели-практики сообщают о таких случаях: ребёнок до четырёх, пяти, а то и десяти лет молчал, потом запел, и только после этого заговорил.
Следя за учительской указкой и пропевая песенки хором, дети становятся внимательнее. Воспитываются навыки необходимые для правильного чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке, перевод его на следующую, интонационное выделение знаков препинания.
8. Разнообразие пособий
Использование следующих методических комплектов поможет разнообразить работу с кубиками сделать её содержательной и интересной
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.