Результат:
Участники познакомятся с приёмами организации работы с учащимися на уроке на этапе актуализации знаний.
Получат возможность научиться создавать проблемную ситуацию на этапе актуализации знаний.
Осознание аудиторией важности этапа актуализации знаний на уроках
Актуализация знаний
- этап урока, предполагающий воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания и осуществление выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение.
Цель этапа
– получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. С первых минут урока необходимо включить школьников в активную учебную деятельность (энергичное, деловое начало, постановка проблемных вопросов, заданий, решение познавательных заданий и пр.). Это создаёт условие для активности и самостоятельности учеников на протяжении всего урока.
Типы уроков
Урок первичного предъявления новых знаний
Урок формирования первоначальных предметных умений
Урок применения предметных умений
Урок обобщения и систематизации
Урок повторения
Контрольный урок
Коррекционный урок
Комбинированный урок
Учебная экскурсия
Урок решения практических, проектных задач
Сравнительная характеристика
Традиционный урок
Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач.
Преодолевают все трудности, активность достигает высокого уровня.
Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся.
Результаты относительно высокие и устойчивые, легко применяются полученные знания в новых ситуациях.
Развивающий урок
Материал дается в готовом виде.
В устной подаче или через учебник возникают проблемы, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса.
Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабых учащихся.
Наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике.
Примерная структура урока введения нового знания:
I. Мотивирование к учебной деятельности (1-2 мин.)
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (создание проблемной ситуации) (4-5 мин.)
III. Постановка учебной задачи (4-5 мин.)
IV. Открытие нового знания (решение проблемы)
(7-8 мин.)
V. Первичное закрепление (4-5 мин.)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу-эталону (4-5 мин.)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке, итог урока (2-3 мин.)
Приемы работы на уроке
Визуальные:
тема-вопрос
работа над понятием
ситуация яркого пятна
исключение
домысливание
проблемная ситуация
группировка
Аудиальные:
подводящий диалог
собери слово
исключение
проблема предыдущего урока
Классические приёмы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приемы создания проблемной ситуации |
I. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» | Между двумя (или более) положениями | Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания |
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом | Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". |
Классические приёмы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приемы создания проблемной ситуации |
II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением» | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. |
Мотивирующие приемы постановки проблемной ситуации
1. Яркое пятно» — сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
2.Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).
3.«Актуализация» — обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»
Урок русского языка, 3 класс. Тема: «Сложные слова».
На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается выделить корень в слове «оленевод». В ходе обсуждения возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.
Сущность приема: столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием
Побуждающий диалог Урок русского языка, 1 класс. Тема: «Действие и слово».
Учитель: Какую тему изучали на прошлом уроке?
Учащиеся: Слова-предметы. (На доске записаны имена существительные и глаголы.)
Учитель: На какие две группы их можно распределить?
Учащиеся: Слова – предметы и слова – не предметы.
Учитель: На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?
Учащиеся: Кто? Что?
Учитель: Выпишите слова-предметы и подчеркните те, которые отвечают на вопрос кто?
Учитель: Как Вы думаете, на какие вопросы отвечают слова второго столбика? (Создание проблемной ситуации). Что обозначают эти слова?
Подводящий диалог «Айога» Нанайская сказка (2 класс)
Какой добрый совет дала мама Крошке Еноту. (улыбнуться)
Какие качества проявляются в человеке, когда он улыбается? (доброта, доброжелательность, уважение, доверие)
Какие ещё черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях, в окружающих вас людях? (заботливый, верный, отзывчивый, ласковый, справедливый, приветливый, весёлые)
А всегда ли в человеке присутствуют только такие качества? (Нет, не всегда.)
Русский язык, 1 класс. Тема: "Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']".
Учитель: Послушайте стихотворения, которые я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще? Лохматый лев увидел сон: Летит с горы на лыжах он. Луна и снег - быстрей, быстрей. Вот это лев - краса зверей.
Ученики: Чаще слышатся звуки [л], [л'].
Учитель: Мяч летает полосатый. В мяч играют медвежата. - Можно мне? - спросила мышка. - Что ты, ты еще малышка!
Ученики: Чаще слышатся звуки [м], [м']. Учитель: Так какая тема сегодняшнего урока? Ученики: Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']. (Учитель фиксирует тему на доске.)
Мотивирующий прием «Яркое пятно»
– Прослушайте и запомните ряд слов:
"Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка". – Что общего во всех словах? (Названия животных) – Кто лишний ? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.)
Формулируется учебная цель.
Подводящий диалог
Исключение Окружающий мир в 1классе, тема урока "Насекомые".
Русский язык, 3 класс.
По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет). Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)
Проблемная ситуация, возникшая с «удивлением»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.