Основание
Предприятие ведёт отсчёт своей истории с осени 1912 года, когда в Москве, на Николаевской улице (ныне Ткацкой), на базе кустарных мастерских был открыт небольшой механический завод французского Общества «Гном» по сборке авиационных звездообразных семицилиндровых ротативных двигателей воздушного охлаждения «Гном» мощностью 50 л.с. (с 1913 г. – 80 л.с.). Двигатели собирались полностью из ввозимых деталей и узлов. Двигатели «Гном» использовались в авиации царской России на самолётах «Фарман», «Ньюпор» и самолётах отечественных конструкций. В 1915 году проведено объединение двух французских заводов «Гном» и «Рон». Объединённый завод получил наименование Общество моторов «Гном и Рон». В период 1918 – 1922 гг. Обществу моторов «Гном и Рон» присвоено наименование Государственный авиационный завод №2 «Икар». В марте 1927 года по постановлению Правительства заводы ГАЗ №2 «Икар» и ГАЗ №4 «Мотор» им. М.В. Фрунзе были объединены в один, который получил наименование Государственный завод №24 имени М.В. Фрунзе.
Появление Кузнецова
СНТК им. Н. Д. Кузнецова было образовано как конструкторское бюро в 1946 году приказом Министра авиационной промышленности (№ 228 от 19 апреля 1946 года) под названием Государственный союзный опытный завод № 2. С 1950-х годов ОКБ разрабатывало двигатели, которые производились на заводе им. Фрунзе.
15 апреля 1949 года из Уфы переведен Николай Кузнецов и назначен главным конструктором.
Деятельность
Производство ракетных двигателей для ракет-носителей «Союз», «Союз-2»
Ремонт двигателей для стратегической авиации ВВС России
Производство и техническое обслуживание газоперекачивающих двигателей
Производство и ремонт блочно-модульных электростанций (БМЭ) для производства электроэнергии и тепла мощности 10 и 25 МВт
Помощь в покорении космоса
Космическая страница в истории предприятия была открыта в конце 1957 года, сразу после запуска первого искусственного спутника Земли. Жидкостные ракетные двигатели РД-107 и РД-108 и их модификации, разработанные в ОКБ-456 (ныне АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко») и его Приволжском филиале, серийно производятся предприятием с 1958 года. Все пилотируемые и грузовые космические корабли в СССР и России – «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс» – запущены с помощью ЖРД РД-107 и РД-108 и их модификаций серийного производства ПАО «ОДК-Кузнецов». (На 1 июня 2021 года выполнено 1938 запусков космических кораблей).
В сборочном цехе мы сначала знакомимся со всей линейкой двигателей, которые создают на заводе.
Двигатели РД-107А/РД-108А. Их серийное производство началось в конце 1957 года. Двигатели используются для I и II ступеней ракеты-носителя. Именно этот двигатель помог Юрию Гагарину 12 апреля покорить космос.
Двигатель НК-33, знаком многим по "лунной программе". Разработка НК-33 началась в 1959 году сначала для межконтинентальной баллистической ракеты ГР-1, а со второй половины 60-х годов для "лунной" ракеты Н-1. Однако в 1974 году их производство было прекращено из-за сворачивания "лунной программы". Реальное применение двигатель НК-33 получил в 2013 году. В период с 2013-2014 годов состоялось четыре старта американской ракеты-носителя «Антарес» с двигателем НК-33 в составе первой ступени. Двигатели НК-33 сегодня используются в работе отечественной легкой ракеты-носителя «Союз-2-1в». Уже состоялось 6 пусков этой ракеты.
Участок пайки и сборки
Двигатель имеет сложную систему электропроводки, поэтому специально для этих целей выделен специальный участок пайки, а затем сборки проводов.
Штатив для возгорания
Следующая деталь впечатлит многих. С первого взгляда трудно понять, что лежит на столе. Эти загадочные зеленые детали – один из важных элементов в двигателе без которой он не заведется. Речь идет о штативе для возгорания. Эту деталь придумали еще во времена Королева и по-прежнему активно используют. Достойный аналог еще не придуман. Важный компонент штатива – основание из сосны, которая отбирается в Тайге по самым высоким требованиям.
Штатив служит зажигалкой для воспламенения топливной смеси. При запуске он полностью сгорает.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.