Конституционный Совет способствует формированию общей конституционной культуры населения, уважительного отношения к конституционным ценностям и здесь уместны слова Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы Н. Назарбаева, который отмечал, что «если верховенство Основного Закона станет национальной ценностью, превратится в направляющий принцип, нас будут окружать только благополучие и успех».
В ежегодном послании за 1997 год Совет выделял в первую очередь, ссылаться на Конституцию, что повлияло на уровень знания Конституции судьями и гражданами. Несмотря на то, что в компетенцию Конституционного Совета не входит рассмотрение заявлений граждан, за рассматриваемый период в его адрес поступило 138 таких заявлений.
В послании за 1998 год было внесено конкретное предложение, исходя из конституционного принципа независимости судей при отправлении правосудия, о необходимости решения вопроса о наделении правом обращения в Конституционный Совет отдельного судьи, а не только председателя суда. То есть теперь судья напрямую может обращаться в Конституционный Совет.
В послании за 2003 год констатируется, что в республике учрежден институт Уполномоченного по правам человека, в компетенцию которого входит осуществление мониторинга за соблюдением прав и свобод человека, обеспечение восстановления нарушенных прав и свобод. Исходя из этого, было предложено предоставить омбудсмену право обращаться в Конституционный Совет через суды в порядке ст. 78 Основного Закона.
В послании 2005 года, в соответствии со ст. 72 Конституции физические и юридические лица не являются субъектами обращения. Тем не менее, от них поступают заявления и жалобы, количество которых остается неизменно высоким - порядка 130-160 в год.
Ежегодное послание за 2018 год констатировало, что количество жалоб от граждан и юридических лиц достигло более 300. Из них пять касались толкования норм Конституции, семь - о признании неконституционными отдельных норм законов.
В послании 2019 года Совет указал, что необходимо более широко использовать возможности судов по обращению в Конституционный Совет с представлениями о проверке конституционности введенных в действие правовых актов. В связи с этим Верховному Суду следовало бы обобщить судебную практику и принять нормативное постановление о порядке обращения судов в Конституционный Совет республики.
Таким образом, из анализа ежегодных посланий Совета усматривается, что вопросы совершенствования перечня субъектов обращения в Конституционный Совет всегда были в поле зрения конституционного органа. Они требуют дальнейшего своего глубокого изучения с учетом международного опыта и наработанной конституционной практики.
За период с февраля 1996 года по настоящее время Совет рассмотрел свыше 200 обращений, по которым принято более 140 нормативных постановлений. На совместном заседании палат Парламента оглашено 22 послания Совета о состоянии конституционной законности в стране. За эти годы издан ряд научно-практических комментариев Конституции: в 2004, 2015 и 2018 годах.
Одним из поводов для обращения судебного органа в Конституционный Совет послужили законодательные недостатки, позволяющие судам и местным исполнительным органам принимать решения о выселении семей из государственного арендного жилья, если хоть один из членов семьи приобретал другое жилье. В большинстве случаев эти дела касались многодетных семей, детей-сирот и других социально уязвимых категорий граждан.
Вопрос реализации жилищных прав напрямую связан с благополучием граждан.
Такое мнение выразили члены Конституционного Совета РК в ходе рассмотрения представления Алатауского районного суда г. Алматы о признании неконституционным пп. 8 ст. 107 Закона РК «О жилищных отношениях».
Заседание Конституционного Совета состоялось с участием Первого Президента РК - Елбасы Нурсултана Назарбаева. Отмечая знаковый характер события, председатель Конституционного Совета Кайрат Мами отметил, что в качестве пожизненного члена Совета Елбасы впервые принимает участие в рассмотрении социально значимого вопроса, связанного с обеспечением качества жизни населения.
В своем выступлении Елбасы отметил особую важность вопросов реализации жилищных прав граждан в государственной социальной политике страны.
В свете установленных недостатков Конституционный Совет признал норму пп. 8) ст. 107 Закона противоречащей Конституции. А именно в части допущения безусловного выселения нанимателя и членов его семьи из государственного жилища в случае, если они приобрели иное жилище на праве собственности, без учета степени их нуждаемости в жилище. В связи с этим Конституционный Совет рекомендовал Правительству внести поправки в Закон «О жилищных отношениях» и другие правовые акты.
Конституционный Совет – это орган, действительно необходимый для правильного толкования главного закона государства. Деятельность Совета способствует повышению конституционной культуры в гражданском обществе, а также взращиванию молодого поколения в духе почитания законов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.