Цели урока: рассмотреть линейную функцию, ее график и свойства, способ построения графика линейной функции Задачи урока: . Образовательные: введение понятия линейной функции; отработка навыка распознавания линейной функции по заданной формуле; отработка навыка вычисления значения функции по заданному значению аргумента, построения графика функции; выработать умение анализировать и находить правильное решение проблемных ситуаций. . Развивающие: развитие логического мышления, зрительной памяти, математически грамотной речи, сознательного восприятия материала. Воспитательные: воспитание познавательной активности, . чувства ответственности, культуры общения.
Из истории
Рене Декард
Готфрид Лейбниц
(1646-1716)
(1596-1650)
В первой половине XVII века в связи с развитием механики в математику проникают идеи изменения и движения. В это время начинает складываться представление о функции как о зависимости одной переменной величины от другой.
Французский математик Рене Декард (именем
которого и названа декардова система координат)
представлял себе функцию как зависимость
ординаты точки кривой от её абсциссы.
Термин «функция» (от латинского functio – исполнение, совершение) впервые ввёл немецкий математик Готфрид Лейбниц.
Функцией называется зависимость одной переменной от другой, при которой одному значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной.
Область определения функции - все значения, которые может принимать независимая переменная - Х – аргумент, абсцисса точки
Актуализация знаний
Область значений функции - все значения, которые может принимать зависимая переменная – У – функция, ордината точки
Графиком функции называется множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты- соответствующим значениям функции.
Задача 1.
Мама купила несколько конфет по цене 5 рублей за конфету и одну шоколадку по цене 65 рублей. Сколько она заплатила за всю покупку?
Составьте выражение, с помощью которого можно подсчитать стоимость покупки.
n - рублей стоит вся покупка
d – количество конфет
Как вы думаете, от чего зависит стоимость покупки?
n=5d+65
От числа покупаемых конфет.
Задача 2.
На шоссе расположены пункты А и В, удаленные друг от друга на 20 км.
Мотоциклист выехал из пункта В в направлении, противоположном А, со скоростью 50 км/ч. На каком расстоянии s (км) от пункта А будет мотоциклист через t часов?
От чего зависит расстояние от пункта А до мотоциклиста, если скорость и расстояние АВ постоянны? 50км/ч
А. . В
20км
От времени. Чем дольше едет мотоциклист, тем большее расстояние он проедет от пункта А.
Какая формула выражает зависимость расстояния от времени движения? Давайте вспомним общую формулу, знакомую вам из курса физики s = vt.
Посмотрите на таблицу. Давайте разберемся, как получены значения расстояния.
В момент начала движения (t = 0) мотоциклист находился в пункте В, значит, s = 20 км. За 1 ч он отъехал от пункта В на 50 км, следовательно, расстояние s от пункта А до мотоциклиста s = 20 + 50 = 70 (км). За три часа мотоциклист отъехал от пункта В на расстояние, равное 150 км (используем формулу s=vt). Значит, расстояние от пункта А до мотоциклиста составит s = 20 + 150 = 170 (км).
Попробуйте записать формулу, выражающую зависимость расстояния от времени движения.
s = 50t + 20, где t > 0.
Обратите внимание на то, что полученная формула позволяет найти s для любого момента времени.
Итак, мы получили две формулы, выражающие совершенно различные факты и явления, но имеющие одинаковую структуру:
n = 5d + 65
s = 50t + 20
Общий вид формулы: y = kx + b,
где k и b – некоторые числа, x – переменная величина.
Можно предположить, что эти факты и явления описываются одной и той же формулой. Функция, с которой мы столкнулись в обеих задачах, называется линейной.
Рассмотрим частные случаи.
Если b = 0, то формула y = kx + b принимает вид y = kx (k <> 0)
этой формулой задается прямая пропорциональность.
Таким образом, прямая пропорциональность является частным случаем линейной функции.
Если k = 0, то формула y = kx + b принимает вид y = b
Функция, задаваемая этой формулой, является линейной. Она принимает одно и то же значение при любом х.
Давайте выясним, является ли линейной функция, задаваемая следующими формулами
1) y = 2x – 3
2) y = - x + 5
3) y = 8x
4) y =7 – 9x
5) y = x/2 + 1
6) y = 2/(x + 1)
7) y = x 2 – 3
8) y =5
Обратите внимание на то, что функции
y = 8x и y =5 являются линейными (это частные случаи линейной функции).
?
Найти уравнения линейных функций
y=-x+0,2; y=12,4x-5,7 ; y=-9x-18; y=5,04x;
y=-5,04x; y=126,35+8,75x;
y=x-0,2; y=x:8;
y=0,005x; y=133,133133x; y=3-10, 01x; y=2:x;
y=-0,0049; y=х:62.
Является ли линейной функция
y = (5x –1) + (-8x +9)?
Что бы ответить на этот вопрос нужно упростить правую часть выражения.
y = (5x –1) + (-8x +9)
у = 5x - 1 - 8x + 9
y = -3x + 8.
Ответ: функция линейная.
Iвар. y = 4(x – 3) + (x + 2)
II вар. у = 7(8 – x) + (x – 10)
Выполните еще два аналогичных задания
у = 5х-10
у = -6х+46
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.