Презентация№2 к уроку литературы в 11 классе на тему:"А.Блок: Образ Родины"

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 11.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация позволяет продолжить изучение темы "А.Блок: тема Родины". Уже первая строка “Осенней воли” отсылает читателя к русской поэтической традиции размышлений о месте человека в природе, о его чувствах к ней: это парафраз строки Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”. Учащиеся сравнивают произведения одного тематического направления в русской литературе. Вывод делают сами ребята: тема России для Блока глубоко личная, поэтому образ родины переплетается с образом женщины.Презентация№2 к уроку литературы в 11 классе на тему:"А.Блок:Образ Родины"
Иконка файла материала А.Блок о родине. часть 3.pptx
«ОСЕННЯЯ ВОЛЯ» Выхожу я в путь, открытый взорам, е кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты. Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли, Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали. Вот оно, мое веселье, пляшет • Уже первая строка “Осенней воли” отсылает читателя к русской поэтической традиции размышлений о месте человека в природе, о его чувствах к ней: это парафраз строки Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.
Тема одиночества, пустыни • Кто взманил меня на путь знакомый, • Усмехнулся мне в окно • Или — каменным путем тюрьмы? влекомый • Нищий, распевающий псалмы? • Нет, иду я в путь никем не • И земля да будет мне легка! • Буду слушать голос Руси званый, пьяной,
• Переклички с этим лермонтовским стихотворением мы встречаем и дальше: появляется тема одиночества, пустыни (герой оказывается один в безлюдном пустынном пространстве), дороги (у Лермонтова герой выходит “на дорогу”, у Блока — “на путь знакомый”), песни (герой Лермонтова хочет “день и ночь” слушать “сладкий голос”, поющий про любовь, герой Блока — “голос Руси пьяной”, он слышит “нищего, распевающего псалмы”, поёт “про
Запою ли про свою удачу, Как я молодость сгубил в хмелю... Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю... Много нас — свободных, юных, статных — Умирает, не любя... Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать • Есть желание слиться навек с природой, противопостав ленное смерти: у Лермонтова герой хочет “забыться и заснуть! // Но не тем холодным сном могилы…”, а так, чтобы рядом
Однако у этих двух стихотворений есть очень важное различие: У Лермонтова описывается какая-то абстрактная земля, “пустыня”, которая “внемлет Богу”, и “искать свободы и покоя” в ней. У Блока желанная земля — это его родина, его родная земля — Русь — и родная природа, которую можно просто любить. Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя!
Однако родина в “Осенней воле” — это не только простор. В стихотворении есть детали, показывающие “страны родимой нищету”: пустынный путь, “жёлтой глины скудные пласты”, нищий, “мокрые долы”.
• На этом тусклом фоне есть яркие пятна, выделенные цветом, интонацией: красный цвет “густых рябин в проезжих селах” во втором четверостишии , в третьем герою “призывно машет” узорный, “цветной рукав”, а рядом “пляшет // И
• Тема России для Блока глубоко личная, поэтому образ родины переплетаетс я с образом женщины.
Это напоминает нам строки из стихотворения Лермонтова “Родина”: С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных
Эти два стихотворения объединяет тема странности любви героя к родине. Но любовь эта разная. Лермонтовский герой говорит о своей любви как о не поддающейся никакому разумному истолкованию (“Не победит её рассудок мой”). Он отказывается от любви и уважения к России как к стране, славной своими воинскими победами, к Руси с её “тёмной старины заветными преданьями” и испытывает нелогичную, непонятную привязанность к простой, незаметной жизни в русских деревнях. «Над вечным покоем» И. Левитан
• Герою Блока, наоборот, именно родина может дать покой и ясность. Он не в силах противиться желанию уйти в эти “дали необъятные” и не знает, как жить без них (“Как и жить и плакать без тебя!”). • В желании героя соединиться с родиной есть некоторое противоречие: он ищет покоя, приюта, любви, а устремляется в “дали необъятные”, которые как раз “приютить” не могут. Однако герой осознаёт всё это и своё обращение к родине воспринимает как сознательный выбор (не случайно в названии стихотворения присутствует слово “воля”):
Всё стихотворение написано пятистопным хореем — размером, традиционно использующимся в русской поэзии для размышлений на философские темы. Выделяется одна строка в последнем четверостишии, написанная трехстопным хореем, — “Умирает, не любя”. Так дополнительно подчёркивается эта “странная любовь” к родине, соединяющая жизнь и
• В стихотворении «Вольные мысли» звучат слова, предвещающие переход к третьему этапу «вочеловечения поэта»: Всегда хочу смотреть в глаза людские, И пить вино, и женщин целовать, И яростью желаний полнить Когда жара мешает днём вечер, мечтать. ветер! И песни петь! – И слушать в мире

Посмотрите также