«Представление о модели объекта»
Класс: 7
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы: Индивидуальная, групповая.
Цели урока:
Формирование представления о понятии «модель».
Формирование представления о причинах использования моделей.
Уметь устанавливать соответствие между моделируемым объектом и
моделью.
Создать четкое представление о видах моделей,
Уметь отбирать существенные свойства для построения модели.
Иметь представление об информационных моделях.
Задачи урока
Образовательные:
способствовать формированию у учащихся таких понятий как модель;
изучить основные виды моделей, их назначение и свойства;
подчеркнуть значение цели при создании модели объекта;
показать, что модели могут не только материальными, но и
нематериальными;
Воспитательные:
развитие познавательного интереса;
формирование самостоятельности и ответственности при изучении
воспитание информационной культуры;
нового материала.
Развивающие:
развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ,
сравнение),
расширение кругозора.
развитие внимания и аналитического мышления
Средства обучения:
Компьютер
мультимедийный проектор;
презентация; экран;
файл: Презентация «Модели объектов» (Приложение 1);
бланк – заготовка для опорного конспекта (Приложение 2).
План урока.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Организационный момент – 1 мин.
Повторение пройденного материала – 5 мин.
Формулирование понятия «модель», «виды моделей» 22 мин.
Работа в группах – 5 мин.
Выполнение практической работы – 8 мин.
Закрепление полученных знаний – 3 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Приветствие, проверка отсутствующих.
2.
Повторение пройденного материала
– Итак, мы закончили изучение раздела «Представление об объектах
окружающего мира». Давайте вспомним:
– Что называется объектом? (Слайд 2) (Приложение 1)
Объект – это некоторая часть окружающего нас мира,
рассматриваемая человеком как единое целое.
– Какие разновидности объектов вам известны?
Объекты–предметы, объекты – процессы, объекты – явления.
– Приведите примеры. (Слайд 3)
Объекты– предметы: стол, дом, окно, компьютер….
Объекты–процессы: развитие вселенной, смена дня и ночи, смена
времен года, процесс приготовления пищи, движение автомобиля…..
Объекты–явления: грозовой разряд, снегопад, землетрясение….
2 – Что является основной характеристикой объекта, позволяющей отличить
один объект от другого?
Имя.
– А если имя объекта вам неизвестно, тогда как можно отличить один объект
от другого?
Можно перечислить свойства объекта (если свойство представлено
конкретным значением, то это параметр: величина или признак).
– Что еще является характеристиками объектов?
Действия объекта и среда существования.
– Что такое среда существования объекта, приведите примеры.
Среда существования объекта – это условия его существования.
Например, рыбы – вода, водоемы, пингвины – Антарктика………
– Что такое действие объекта? Примеры.
Итак, мы сказали, что основными характеристиками объекта являются: имя,
свойства, действия и среда существования. (Слайд 4)
– Охарактеризуйте объект–предмет – планета Земля.
(слайд 5)
– Что значит охарактеризовать? Охарактеризовать объект, т.е. назвать объект,
перечислить свойства, параметры, действия, среду существования.
Форма – шар, крутиться, круглая, живут люди.
– Как мы вообще получаем знания об объектах?
Изучаем (вследствие изучения).
– Каким же образом изучают планету Земля? (Как вы изучаете?)
С помощью глобуса, с помощью снимков из космоса и т.д.
– Сделайте вывод: всегда ли достаточно восприятия самого объекта для его
полной характеристики, что помогает человеку изучить объект как можно
подробнее?
Для полной характеристики объекта не всегда достаточно самого
объекта поэтому прибегают к использованию объектов–заместителей,
помогающих изучить отдельные признаки объекта.
3 – Кто знает, как называются эти объекты–заместители?
Модели.
3. Формулирование понятия «модель», «виды моделей».
– Тема сегодняшнего урока «Представление о модели объекта».
(Слайд 6)
– Для каждого из вас на партах имеются заготовки для опорного конспекта
(Приложение 2), которые вы будете заполнять по ходу урока, возьмите их.
Ознакомьтесь.
– Как вы считаете, какова цель нашего урока?
Узнать, что такое модель, разновидности моделей и т.д.
– Действительно в ходе урока мы должны будем ответить на следующие
вопросы.
(Слайд 7)
1. Что называется моделью?
2. Когда необходимо создание моделей?
3. Сколько моделей может быть у объекта?
4. Какие виды моделей выделяют?
5. Значение создания моделей?
– Кстати, эти вопросы указаны в ваших опорных конспектах. Будьте
внимательны, не пропустите важные моменты.
– Первый вопрос, на который нам необходимо ответить: Что такое модель?
(Слайд 8)
С понятием «модель» мы сталкиваемся с детства. Игрушечный автомобиль,
самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и
плюшевый медвежонок или кукла. Дети часто создают модели (играют в
кубики….)
– Назовите, модели, каких объектов представлены перед вами? (Слайд 8)
Кукла – модель человека, машинка – модель автомобиля, модель
железной дороги и плюшевый мишка – модель медведя.
– Чем являются объекты: человек, автомобиль, железная дорога, медведь по
отношению к своим моделям?
Оригиналами.
– Действительно, данные объекты по отношению к своим моделям являются
объектами – оригиналами.
– Скажите, а все ли признаки объектов – оригиналов отражают модели?
4 Нет
– Попробуйте сформулировать ответ на наш первый вопрос. Что такое
модель? (Слайд 9)
Модель – это заместитель оригинала, отражающий некоторые его
свойства.
– Вот мы и ответили на НАШ первый вопрос, не забывайте фиксировать
ответы в конспект.
– Ну а теперь ответим на наш второй вопрос: Когда необходимо создание
моделей? (Слайд 10)
– Модели, каких объектов вы здесь видите?
Модель атома, модель солнечной системы.
– Как вы думаете, зачем создали данные модели?
Для изучения атома и солнечной системы.
– А почему нельзя изучать сами объекты – оригиналы?
Атом – очень маленький, солнечная система – огромная.
– Так значит, модели создают, прежде всего, когда объекты – оригиналы
какие?
Очень большие или очень маленькие.
– Идем дальше. (Слайд 11)
– Здесь представлены модели процессов, происходящих в земной коре и
модель двигателя. Данные процессы происходят очень медленно или очень
быстро, поэтому создаются модели для их изучения или прогнозирования.
– Можете назвать еще одну причину создания моделей?
К процессу моделирования прибегают, когда процессы происходят или
слишком медленно, или слишком быстро.
– Идем дальше! (Слайд 12)
Модель самолета, модель вулкана.
– Почему создают эти модели?
Изучение реальных объектов опасно, может привести к разрушению
самого объекта, испытание объекта – оригинала дорого.
– Таким образом, мы узнали еще одну причину создания моделей. Назовите
ее.
Модели создают, если изучение реальных объектов опасно для жизни
или может привести к разрушению самого объекта.
5 (Когда же прибегают к созданию моделей?)
К созданию моделей прибегают, когда объект слишком велик или
слишком мал, когда процесс протекает очень медленно или очень быстро,
когда изучение объекта опасно или может привести к разрушению
объектаоригинала.
– Действительно, необходимо запомнить! (Слайд 13)
– Отметьте в конспекте.
– Двигаемся дальше. Куда это мы попали? (Слайд 14)
Швейное ателье.
– Помогите модельеру сделать правильный выбор!
Модельер для работы должен выбрать манекен.
– Моделью, какого объекта является манекен?
Человека.
– А скелет?
Тоже человека.
– Почему модельер должен выбрать манекен?
Манекен передает внешнее строение тела человека, поэтому его
можно использовать для пошива одежды, а скелет – внутренне, и
используется для изучения костного строения человека.
4.
Работа в группах
Создание модели цветка.
– Возьмите, пожалуйста, приготовленные листочки бумаги. Ваша задача –
нарисовать цветок.
1 вариант – рисует цветок для учебника биологии
2 вариант – для иллюстрации детской сказки.
– Давайте сравним результаты. Смотрите, оба рисунка – это модели цветка.
Значит, моделировали мы один и тот же предмет. Почему мы получили разные
результаты.
Была разная цель.
– В основе каждой модели лежит конкретная цель. От цели создания модели
зависят требования к модели: какие признаки объекта оригинала она должна
отразить.
– Сколько моделей может быть у одного объекта и от чего зависит выбор
модели?
6 У объекта может быть множество моделей, выбор модели зависит
от цели создания модели!
– Совершенно верно! (Слайд 15)
– Итак, мы выяснили, что моделей у одного объекта может быть множество,
но хочется всетаки узнать, а какие виды моделей существуют?
(Слайд 16)
– Модели, какого объекта здесь представлены?
Модели человека.
– Подумайте, по какому признаку эти модели можно разделить на группы?
Объемные (скульптура, скелет, манекен, кукла) и не объемные
(портрет, схема). (Слайд 17)
– Действительно, те модели, которые вы назвали объемными, называются
материальными или предметными, а не объемные – нематериальными или
информационными.
(Слайд
объекта.
– Если точнее, то предметные модели, это реальные предметы, в уменьшенном
или увеличенном виде, воспроизводящие внешний вид, структуру или
поведение
18)
Отмечайте в конспекте!!
– А информационные – это описание объекта оригинала на языке кодирования
информации – дать словесное описание, привести формулу, схему или
чертеж. Нет строгих правил, как лучше представить информационную модель.
Например, при решении задач по математике, физике используют формулы.
Это модели. S=t – эта формула описывает способ нахождения расстояния при
равномерном прямолинейном движении.
– Таким образом, какие виды моделей выделяют?
Предметные и информационные.
Задание. (Слайд 19)
Определите, какие из следующих моделей являются информационными, а
какие предметными (соедините стрелками).
т
е
м
д
е
р
П
я
а
н
ь
л
е
д
о
м
Формула
Глобус
Сборочный чертеж
Манекен
а
м
р
о
ф
н
И
я
а
н
н
о
и
ц
ь
л
е
д
о
м
– А теперь посмотрите на ваши опорные конспекты, на все ли вопросы мы
ответили?
Остался вопрос о значении создания моделей.
7 – Для того чтобы разобраться с последним вопросом послушайте вот такую
историю: (Слайд 20)
«В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец
“Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523
человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного
человека. Им был английский ученыйкораблестроитель Эдвард Рид, который
предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что
корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому,
проделывающему какието несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили
лорды из
непоправимое...»
– Прослушав эту историю, я думаю, вы и сами уже можете ответить на
последний вопрос, который мы ставили в начале урока. В чем заключается
значение процесса создания моделей?
Адмиралтейства.
И
случилось
Процесс создания моделей важен при изучении объектов, при
прогнозировании, для проверки гипотез и т.д.
– Таким образом, можно сделать вывод, что создание моделей – это
способ познания окружающей нас действительности. Делайте последнюю
запись в ваших конспектах. (Слайд 21)
– Итак, мы ответили на все вопросы, на которые планировали ответить по
ходу нашего урока
5.
Практическая работа.
(Слайд 22)
– Отложите свои конспекты и давайте попробуем свои силы в моделировании.
Возьмите задание, ознакомьтесь.
– Что необходимо сделать?
Составить информационную модель, в виде пятистрочника (синквейна),
объекта Мой класс.
(Рассматривается пример «Каникулы»)
– По какому правилу строится синквейн?
(Перечисляют)
Пятистрочник (синквейн)
Форма
№
1 Одно слово существительное
2 Два слова прилагательные
Три слова глаголы
3
Содержание
Имя объекта
Свойства объекта
Возможности объекта (активные
или пассивные действия)
8 Ваше личное отношение к объекту.
Вывод, заключение
Четыре слова (четыре отдельных
слова, два словосочетания или
предлога
Одно слово – синоним или
ассоциация к теме синквейна
4
5
Пример:
Каникулы.
Веселые, долгожданные.
Отдыхать, играть, путешествовать.
Каникулы – моя любимая пора.
Радость.
Составьте синквейн на тему: Мой класс.
– Что получилось?
Зачитывают свои ответы.
– Скажите, какую по виду модель данного объекта вы сейчас создавали?
Информационную
6. Закрепление полученных знаний.
– С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке?
Модель, предметная модель, информационная модель.
– А теперь я хотела бы вернуться к вашим опорным конспектам, подумайте,
чем являются эти конспекты по отношению к сегодняшнему уроку?
Моделями.
– Вспомните, сколько моделей может иметь объект?
Множество
– Что еще может выступить в качестве модели сегодняшнего урока?
Например, параграф учебника по данной теме.
7.
Домашнее задание.
9 – Вот вы и назвали ваше домашнее задание, запишите Учебник: тема 7,
Составить словесную модель: свой словесный портрет по
вопросы.
приведенной схеме. (Приложение 3)
Мой словесный портрет.
Меня зовут ________________________________________________________
Друзья называют меня_______________________________________________
Ребенком я был(а)___________________________________(прилагательное)
Сейчас бы я назвал(а) себя_____________________, _____________________ и
__________________________ (три прилагательных).
Моё любимое занятие _______________________________________________
Моя любимая книга_________________________________________________
Мой любимый фильм________________________________________________
Моя любимая телепередача___________________________________________
Моя любимая музыка________________________________________________
Моя любимая одежда________________________________________________
Я мечтаю о том, что однажды стану____________________________________
– Моделью может являться и ваше настроение во время урока. Давайте с
помощью смайликов построим модель вашего настроения на уроке
Спасибо за работу!
10
Презентация + конспект по информатике на тему "Представление о модели объекта" (7 класс, информатика)
Презентация + конспект по информатике на тему "Представление о модели объекта" (7 класс, информатика)
Презентация + конспект по информатике на тему "Представление о модели объекта" (7 класс, информатика)
Презентация + конспект по информатике на тему "Представление о модели объекта" (7 класс, информатика)
Презентация + конспект по информатике на тему "Представление о модели объекта" (7 класс, информатика)
Презентация + конспект по информатике на тему "Представление о модели объекта" (7 класс, информатика)
Презентация + конспект по информатике на тему "Представление о модели объекта" (7 класс, информатика)
Презентация + конспект по информатике на тему "Представление о модели объекта" (7 класс, информатика)
Презентация + конспект по информатике на тему "Представление о модели объекта" (7 класс, информатика)
Презентация + конспект по информатике на тему "Представление о модели объекта" (7 класс, информатика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.