Презентация для педагогических работников О.О. на тему : "Современные онлайн инструменты построения образовательного процесса"

  • Лекции
  • docx
  • 11.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1. Современные онлайн инструменты построения образовательного процесса.docx
Современные   онлайн   инструменты   построения   образовательного процесса Использование компьютера как инструмента образовательного процесса Концепция непрерывного образования требует внести определенные  коррективы в стратегию использования компьютерной техники в качестве  средства обучения, а также в разработку соответствующих программ.  Ключевое слово в определении подобной стратегии ­ преемственность.  Необходима четкая дифференциация потребностей и возможностей  использования компьютера как средства обучения (воспитания, развития) на  каждой ступени целостной системы непрерывного образования. В системе  дошкольного воспитания и в младших классах школы ­ это преимущественно  компьютерные игры; далее компьютер выступает в роли консультанта и  тренажера; на последующих ступенях это справочник и экзаменатор; на  уровне профессионального обучения ­ партнер в решении конкретных  учебных и производственных задач (в процессе курсового и дипломного  проектирования). Очевидно, при таком подходе существенно возрастает роль  психолого­педагогических исследований, дифференцированных с учетом  конкретных целевых установок компьютерного обучения, возрастных  особенностей учащихся. Столь же дифференцированно следует подходить к  разработке программных средств. Образование ­ непрерывный и динамичный  процесс, который должен продолжаться и за пределами урока. И не  последнюю роль здесь играет способность учителя заинтересовать ученика, в  том числе, и посредством применения современных технологий. Во всех  сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой  модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с  использованием компьютерных технологий. Применение компьютерных  технологий в учебном процессе дает возможность использовать в  педагогической практике психолого­педагогические разработки,  позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи  развивающего обучения. Возможности компьютерных технологий как  инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства  обучения привело к появлению новых методов и организационных форм  обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс. Переход к  компьютерным технологиям обучения, создание условий для их разработки,  апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным  сложны и требуют решения целого комплекса психолого­педагогических,  учебно­методических и других проблем. Среди них можно выделить  следующие направления:                                                                                        ­Выработка единого комплексного научно­методического подхода к решению  проблемы внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс.     ­ Разработка методики использования компьютерных технологий в  практической деятельности.­ Подготовка педагогических кадров к освоению компьютерных технологий  обучения и внедрению их в образовательный процесс.                                           ­ Подготовка обучающихся к использованию компьютерных технологий для  приобретения знаний и умений.                                                                                 ­ Материально­техническое оснащение образовательного учреждения.               ­ Поиск, разработка и создание соответствующего методического  обеспечения. В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения  содержания обучения, т.е. возможны два направления использования  компьютерных технологий в процессе обучения. При первом ­ усвоение  знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных  технологий, к формированию умений их использования при решении  разнообразных задач. При втором ­ компьютерные технологии являются  мощным средством повышения эффективности организации учебно­ воспитательного процесса. Основой подготовки ребенка к использованию  компьютерных технологий в обучающем процессе служат принципы  дидактики, определяющие требования к содержанию, методам,  организационным формам и средствам обучения, ориентированным на  достижение цели обучения. Из анализа общих свойств информации, ее видов и функций, влияния на развитие и воспитание человека вытекает требование:  информация, циркулирующая в образовательном процессе, должна  эффективно использоваться на каждом конкретном этапе учебного процесса,  в каждый момент деятельности обучающего и обучающегося. Это определяет  выбор методов, организационных форм и средств обучения, которые должны  обеспечивать активность познавательной деятельности обучающихся, когда  все их внимание сосредотачивается на сути изучаемого явления или процесса, а не на компьютере, который выступает в качестве средства обучения.               Главной задачей использования компьютерных технологий является  расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время  изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению  пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера. Применение  компьютерных технологий в современном образовательном процессе ­ вполне  закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении  зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в  сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе  взаимодействия «преподаватель ­ обучающийся». Использование  компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения. Обновление содержания  обучения связано, прежде всего, с повышением роли гуманитарной  подготовки, формированием у обучаемых последовательного  естественнонаучного представления об окружающем мире. Внедрениекомпьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации  образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике  психолого­педагогические разработки, обеспечивающие переход от  механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно  приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют  раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.  Исторически педагогика всегда использовала в своей деятельности  информационные средства (средства хранения, обработки и передачи  информации); их совершенствование повышало эффективность обучения.  Поэтому использование компьютера как самого совершенного  информационного средства наряду с использованием книги, авторучки,  телевизора, калькулятора, видеомагнитофона и пр. в изучении учебных  предметов естественно влечет совершенствование процесса обучения.  Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной  простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том  числе даже дошкольников. В современной педагогической литературе все  чаще употребляется понятие «компьютерное образование», т.е. развитие,  воспитание и обучение человека в компьютерной среде, в условиях, когда  компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности,  средством самореализации. При таком подходе четко определяются цели  компьютерного образования ­ развитие высших психических функций,  формирование качеств личности ­ образованности, самостоятельности,  критичности, ответственности, рефлексивности. Более четко представляются  и виды деятельности в компьютерной среде: ученик обучается, развивается,  общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная  вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее  преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая  взаимодействие всех субъектов дидактической системы, включая и тех, с кем  общение идет опосредованно через компьютерную программу. В качестве  рабочего инструмента компьютер применяется уже давно и признан  обществом как необходимость. В сфере образования компьютер завоевывает  прочные позиции. Идея использовать компьютеры в обучении детей  принадлежит профессору Сеймуру Пейперту. Работая с Ж. Пиаже, С.  Пейперт (60­е г. прошлого столетия) пришел к выводу, что ребенок  развивается, если имеет условия для креативной деятельности в  соответствующей среде. Для развития абстрактного мышления необходима  среда, позволяющая активно создавать продукт, используя и создавая новые  абстрактные понятия. Такой средой может оказаться компьютер. Теория Ж.  Пиаже, согласно которой ребенок учится в процессе игры с окружающими его предметами, оказала на С. Пейперта сильное влияние. Вспоминая о своем  детском увлечении автомобилями, С. Пейперт, например, сделал вывод, что  именно интерес к ним открыл ему связь «объект ­ мысль» и облегчил в  дальнейшем постижение математических абстракций. Сеймура Пейпертасчитают живым классиком. С его именем связывают разработку и реализацию  не только среды обучения ЛОГО, но и основополагающей концепции  конструкционизма ­ особого направления в педагогике. Ребенок, будучи от природы весьма одаренным учеником (в этом С.  Пейперт убежден, и основания убежденности находит в теории Ж. Пиаже о  когнитивном развитии), может постепенно терять вкус к обучению. Одну из  причин формирования у ребенка боязни и нежелания учиться он, С. Пейперт,  усматривает в принятом в современном обществе разделении всех людей на  способных и не способных к учению, на склонных к математическим наукам и «гуманитариев». С. Пейперт считает, что дело не в способностях, а в  организации процесса обучения. Для С. Пейперта компьютер ­ это, в первую  очередь, средство, способное придать процессу обучения естественный,  неформализованный характер. По его мнению, компьютер может изменить  характер учения ­ не чему­то определенному, а учения вообще ­ и сделать его  более интересным и эффективным, а получаемые знания ­ более глубокими и  обобщенными. По сути дела, С. Пейпертом предложена концепция школы  будущего, исходными моментами которой являются естественное  любопытство детей и средства для удовлетворения этого любопытства. С.  Пейперт не пытается переложить на компьютер функции учителя или  учебника. Основная идея ­ это микромиры, представляющие собой некоторые  модели реального мира, которые с той или иной степенью детализации творит  сам ребенок. Если ребенок есть «зодчий собственного интеллекта» (Ж.  Пиаже), то под рукой у него должно быть все необходимое для работы, и  прежде всего ­ «переходные объекты», с помощью которых мы превращаем  опыт телесных манипуляций с вещами в понятийные обобщения и абстракции. В настоящее время с задачей может справиться компьютер, сущность  которого ­ в его универсальности, способности к имитации. Поскольку он  может принимать тысячи ликов и выполнять тысячи функций, он может  удовлетворить тысячи вкусов и запросов.                                 Вышеизложенный материал показывает, что диапазон использования компьютера в учебно­ воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их  личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом  изучения, так и средством обучения.