Современные онлайн инструменты построения образовательного
процесса Использование компьютера как инструмента образовательного процесса
Концепция непрерывного образования требует внести определенные
коррективы в стратегию использования компьютерной техники в качестве
средства обучения, а также в разработку соответствующих программ.
Ключевое слово в определении подобной стратегии преемственность.
Необходима четкая дифференциация потребностей и возможностей
использования компьютера как средства обучения (воспитания, развития) на
каждой ступени целостной системы непрерывного образования. В системе
дошкольного воспитания и в младших классах школы это преимущественно
компьютерные игры; далее компьютер выступает в роли консультанта и
тренажера; на последующих ступенях это справочник и экзаменатор; на
уровне профессионального обучения партнер в решении конкретных
учебных и производственных задач (в процессе курсового и дипломного
проектирования). Очевидно, при таком подходе существенно возрастает роль
психологопедагогических исследований, дифференцированных с учетом
конкретных целевых установок компьютерного обучения, возрастных
особенностей учащихся. Столь же дифференцированно следует подходить к
разработке программных средств. Образование непрерывный и динамичный
процесс, который должен продолжаться и за пределами урока. И не
последнюю роль здесь играет способность учителя заинтересовать ученика, в
том числе, и посредством применения современных технологий. Во всех
сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой
модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с
использованием компьютерных технологий. Применение компьютерных
технологий в учебном процессе дает возможность использовать в
педагогической практике психологопедагогические разработки,
позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи
развивающего обучения. Возможности компьютерных технологий как
инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства
обучения привело к появлению новых методов и организационных форм
обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс. Переход к
компьютерным технологиям обучения, создание условий для их разработки,
апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным
сложны и требуют решения целого комплекса психологопедагогических,
учебнометодических и других проблем. Среди них можно выделить
следующие направления:
Выработка единого комплексного научнометодического подхода к решению
проблемы внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс.
Разработка методики использования компьютерных технологий в
практической деятельности. Подготовка педагогических кадров к освоению компьютерных технологий
обучения и внедрению их в образовательный процесс.
Подготовка обучающихся к использованию компьютерных технологий для
приобретения знаний и умений.
Материальнотехническое оснащение образовательного учреждения.
Поиск, разработка и создание соответствующего методического
обеспечения.
В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения,
так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения
содержания обучения, т.е. возможны два направления использования
компьютерных технологий в процессе обучения. При первом усвоение
знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных
технологий, к формированию умений их использования при решении
разнообразных задач. При втором компьютерные технологии являются
мощным средством повышения эффективности организации учебно
воспитательного процесса. Основой подготовки ребенка к использованию
компьютерных технологий в обучающем процессе служат принципы
дидактики, определяющие требования к содержанию, методам,
организационным формам и средствам обучения, ориентированным на
достижение цели обучения. Из анализа общих свойств информации, ее видов и
функций, влияния на развитие и воспитание человека вытекает требование:
информация, циркулирующая в образовательном процессе, должна
эффективно использоваться на каждом конкретном этапе учебного процесса,
в каждый момент деятельности обучающего и обучающегося. Это определяет
выбор методов, организационных форм и средств обучения, которые должны
обеспечивать активность познавательной деятельности обучающихся, когда
все их внимание сосредотачивается на сути изучаемого явления или процесса,
а не на компьютере, который выступает в качестве средства обучения.
Главной задачей использования компьютерных технологий является
расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время
изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению
пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера. Применение
компьютерных технологий в современном образовательном процессе вполне
закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении
зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в
сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе
взаимодействия «преподаватель обучающийся». Использование
компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются
новые методы и организационные формы обучения. Обновление содержания
обучения связано, прежде всего, с повышением роли гуманитарной
подготовки, формированием у обучаемых последовательного
естественнонаучного представления об окружающем мире. Внедрениекомпьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации
образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике
психологопедагогические разработки, обеспечивающие переход от
механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно
приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют
раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Исторически педагогика всегда использовала в своей деятельности
информационные средства (средства хранения, обработки и передачи
информации); их совершенствование повышало эффективность обучения.
Поэтому использование компьютера как самого совершенного
информационного средства наряду с использованием книги, авторучки,
телевизора, калькулятора, видеомагнитофона и пр. в изучении учебных
предметов естественно влечет совершенствование процесса обучения.
Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной
простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том
числе даже дошкольников. В современной педагогической литературе все
чаще употребляется понятие «компьютерное образование», т.е. развитие,
воспитание и обучение человека в компьютерной среде, в условиях, когда
компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности,
средством самореализации. При таком подходе четко определяются цели
компьютерного образования развитие высших психических функций,
формирование качеств личности образованности, самостоятельности,
критичности, ответственности, рефлексивности. Более четко представляются
и виды деятельности в компьютерной среде: ученик обучается, развивается,
общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная
вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее
преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая
взаимодействие всех субъектов дидактической системы, включая и тех, с кем
общение идет опосредованно через компьютерную программу. В качестве
рабочего инструмента компьютер применяется уже давно и признан
обществом как необходимость. В сфере образования компьютер завоевывает
прочные позиции. Идея использовать компьютеры в обучении детей
принадлежит профессору Сеймуру Пейперту. Работая с Ж. Пиаже, С.
Пейперт (60е г. прошлого столетия) пришел к выводу, что ребенок
развивается, если имеет условия для креативной деятельности в
соответствующей среде. Для развития абстрактного мышления необходима
среда, позволяющая активно создавать продукт, используя и создавая новые
абстрактные понятия. Такой средой может оказаться компьютер. Теория Ж.
Пиаже, согласно которой ребенок учится в процессе игры с окружающими его
предметами, оказала на С. Пейперта сильное влияние. Вспоминая о своем
детском увлечении автомобилями, С. Пейперт, например, сделал вывод, что
именно интерес к ним открыл ему связь «объект мысль» и облегчил в
дальнейшем постижение математических абстракций. Сеймура Пейпертасчитают живым классиком. С его именем связывают разработку и реализацию
не только среды обучения ЛОГО, но и основополагающей концепции
конструкционизма особого направления в педагогике.
Ребенок, будучи от природы весьма одаренным учеником (в этом С.
Пейперт убежден, и основания убежденности находит в теории Ж. Пиаже о
когнитивном развитии), может постепенно терять вкус к обучению. Одну из
причин формирования у ребенка боязни и нежелания учиться он, С. Пейперт,
усматривает в принятом в современном обществе разделении всех людей на
способных и не способных к учению, на склонных к математическим наукам и
«гуманитариев». С. Пейперт считает, что дело не в способностях, а в
организации процесса обучения. Для С. Пейперта компьютер это, в первую
очередь, средство, способное придать процессу обучения естественный,
неформализованный характер. По его мнению, компьютер может изменить
характер учения не чемуто определенному, а учения вообще и сделать его
более интересным и эффективным, а получаемые знания более глубокими и
обобщенными. По сути дела, С. Пейпертом предложена концепция школы
будущего, исходными моментами которой являются естественное
любопытство детей и средства для удовлетворения этого любопытства. С.
Пейперт не пытается переложить на компьютер функции учителя или
учебника. Основная идея это микромиры, представляющие собой некоторые
модели реального мира, которые с той или иной степенью детализации творит
сам ребенок. Если ребенок есть «зодчий собственного интеллекта» (Ж.
Пиаже), то под рукой у него должно быть все необходимое для работы, и
прежде всего «переходные объекты», с помощью которых мы превращаем
опыт телесных манипуляций с вещами в понятийные обобщения и абстракции.
В настоящее время с задачей может справиться компьютер, сущность
которого в его универсальности, способности к имитации. Поскольку он
может принимать тысячи ликов и выполнять тысячи функций, он может
удовлетворить тысячи вкусов и запросов. Вышеизложенный
материал показывает, что диапазон использования компьютера в учебно
воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их
личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом
изучения, так и средством обучения.