В соответствии со стандартом на этапе начального общего образования осуществляется воспитание учащихся, предусматривающее принятие нравственных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Предполагаю материал, позволяющий воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества:
‒ свободно ориентирующейся в потоках информации;
‒ способной конструктивно общаться, сотрудничать;
‒ эффективно решать учебные и познавательные задачи
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 с. Арзгир
Терещенко
Елена
Валентиновна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Формирование речевой культуры младшего
школьника
норм,
личности,
общего
воспитание
В соответствии со стандартом на этапе
образования
начального
осуществляется
учащихся,
предусматривающее
принятие
нравственных
нравственных
установок, национальных ценностей.
ФГОС предполагает воспитание и развитие
качеств
отвечающих
требованиям современного общества:
‒ свободно ориентирующейся в потоках
информации;
‒ способной конструктивно общаться,
сотрудничать;
‒
познавательные
жизнедеятельности.
учебные
в
и
процессе
эффективно
решать
задачи
Условия реализации проекта
Коррекция
Общекультурное
Развитие
младшего
школьника
Устаревание материально
технической базы
Ухудшение качества
выпускников школы
Коррекция
3
Материально
технические
Цифровые
образовательные
ресурсы
Учебнометодическая
литература
Как часто мы смотрим на то
или иное произведение
искусства, видим конкретные
объекты, но саму картину не
ощущаем.
Мы не видим движение
воздуха, истории персонажа.
Для нас всё на картине
замерло, всё статично.
Нет, не спешите отводить
глаза от полотна, вглядитесь!
Это целый мир, со своими радостями,
бедами, мечтами и надеждами.
«Три кита» проекта
Метод эмпатии
Метод смыслового и образного
«видения»
Метод фактов
Метод сужения поля
поиска
Технология ТРИЗ
Об щекультурное
развитие
млад шего
ш кольника
Т
е
х
н
о
л
о
г
и
я
Р
К
М
Метод эвристических
вопросов и наблюдений
Метод синектики
Технология продуктивного обучения
Принцип
свободы
выбора
Принцип
действия
Принцип
открытости
5
Если хочешь научить меня чемуто,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
1. Мотивировать ученика, вызывать
1. Мотивировать ученика, вызывать
личностный интерес для освоения
личностный интерес для освоения
учебной деятельности
учебной деятельности
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
2. Создавать психологический
2. Создавать психологический
комфорт ученика, создавать условия
комфорт ученика, создавать условия
для возникновения реальной «ситуации
для возникновения реальной «ситуации
успеха»
успеха»
Образовательная
деятельности
младших
школьников
становится
ПРОДУКТИВНОЙ
если…..
4. Строить взаимоотношения
4. Строить взаимоотношения
субъектсубъектного
субъектсубъектного
характера взаимоотношений,
характера взаимоотношений,
использовать групповые
использовать групповые
формы организации учебного
формы организации учебного
3. Создавать среду для
3. Создавать среду для
развития мыслительных
развития мыслительных
способностей учеников через
способностей учеников через
овладение определенными
овладение определенными
мыслительными операциями
мыслительными операциями
5. Строить урок на применении
5. Строить урок на применении
проблемных методов,
проблемных методов,
эвристических, рефлексивных.
эвристических, рефлексивных.
6. Обеспечивать организацию
6. Обеспечивать организацию
поисковой продуктивной
поисковой продуктивной
деятельности
деятельности
7. Проектировать урок с опорой на зону ближайшего развития ученика и
7. Проектировать урок с опорой на зону ближайшего развития ученика и
осуществлять перевод в зону ближайшего развития.
осуществлять перевод в зону ближайшего развития.
Здесь сохранит народ.
Любую вещь, любой предмет
Но каждый снимок и портрет
И триста лет пройдет,
Пройдет и сто, и двести лет,
Во внеурочной деятельности
Во внеурочной деятельности
Литературное чтение
Русский язык
Музыка
ИЗО
Технология
Спец.курс «Музей в твоем классе»
Факультатив «Ключ и заря»
Студия «БЛИК»
Объединение «Голос творчества»
Студия «Авангард»
…Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно….
Н. Рыленков
Особенности подхода при работе с картиной
1. Картина рассматривается как средство развития речи не
только при написании сочинения, но и других видах
речевых упражнений.
2. Анализ осуществляется по тому же алгоритму, что и
анализ литературного произведения.
3. Интеграционный подход предполагает, что картина
является не просто наглядным пособием на уроках чтения,
развития речи и русского языка, но и органической его
частью.
Виды и уровни продуктивной деятельности на уроке:
Познавательная
Деятельность педагога
Мотивирует детей к деятельности.
СТРУКТУРА УРОКА ПО РАБОТЕ С КАРТИНОЙ
Этапы
Деятельность детей
Осознание детьми мотива
деятельности.
Включение детей в деятельность.
Включение детей в игры и
творческие задания.
Включение детей в обсуждение
объекта и его свойств с
реалистической и фантастической
точек зрения.
Продуктивная деятельность
детей.
Организует
реалистического и фантастического плана.
Организует обсуждение объекта и его свойств с
реалистической и фантастической точек зрения.
1. Этап
ознакомления с
картиной
2. Этап
организации
системы игр и
творческих заданий
по освоению
картины
3. Этап
продуктивной
деятельности
творческие
игры
и
задания
сюжет
рассказа,
стихотворения,
Организует продуктивную деятельность детей:
рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Записывает
загадки с помощью схем, слов и т. п.
Стимулирует детей к самоанализу собственной
деятельности, задает детям вопросы:
Что мы сегодня делали?
Как мы это делали?
Зачем мы это делали?
Оценивает уровень оригинальности работы по
критериям , например:
новизна,
убедительность,
гуманность,
художественная ценность
4. Этап
рефлексии
5. Этап
оценки
уровня
творческих
работ
Оценка детьми собственной
деятельности.
Осознание детьми метода и
возможности его использования.
Предоставление и презентация
собственной творческой работы.
А
Л
Г
О
Р
И
Т
М
Р
А
Б
О
Т
Ы
С
К
А
Р
Т
И
Н
О
Й
Выделение объектов, изображенных на картине.
Установление взаимосвязей между объектами.
Описание местонахождения объектов на картине.
Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия
объектов разными органами чувств).
Описание изображенного на картине средствами символической
аналогии (сравнения, метафоры).
Представление об объектах в рамках всего времени их
существования (до момента изображения на картине и после).
Смысловая характеристика картины
Составление рассказов от лица разных объектов»
Составление текстов с помощью приемов фантастического
преобразования объектов на картине.
Создание сказок нравственноэтического плана по мотивам
изображенного на картине..
ОПЕРАЦИИ АНАЛИЗА ОБЪЕКТА КАРТИНЫ
Творческие задания для освоения алгоритмов
работы с картиной
•
«Охота за подробностями».
•
«Ожившие предметы».
•
«Волшебный гость».
•
«Живые картинки».
•
«Да нет».
•
«Кто о чем говорит?».
• Волшебники «Ощущаю
запах», «Ощущаю лицом и
руками», «Пробую на вкус»,
«Волшебник Времени».
«Что было, что будет?»
•
• «Найди самое удачное
название картины»
• «Аукцион».
• «Жанры живописи».
• «Стиль художественных
полотен».
• «Композиция».
• «Мастер цвета».
• «В художественной
галерее».
• «Найди лишнюю».
План анализа картины,
для подготовки экскурсионного текста.
Художественная школа
Стиль
Искусствоведческий контекст
Направление
Исторический контекст
Средства художественной выразительности
Описательный уровень
Культура
Символический уровень
Быт
Обычаи
Традиции
Уважаемые коллеги!
«Если бы каждый из нас, хотя бы на час,
почувствовал, что ему делать нечего и
мыслить не о чем, то ведь это уже был бы час
умирания.
В делании, в творении, в работе мысли Вы и
остаетесь молодыми, и Вас хватит на всё
полезное»
Определение состава
картины
Задачи:
• обучить мыслительным
действиям, ведущим к
перечислению изображений на
картине (дробление,
моделирование, группировка).
Алгоритм действий
• Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).
• Моделирование объектов.
• Группировка по заданному признаку.
• Обобщение перечисленных объектов.
Установление взаимосвязей
между объектами на картине
Задачи:
• упражнять детей в
объяснении
взаимосвязей
объектов,
изображенных на
картине.
Алгоритм действий
• Выделение двух объектов на картине.
• Обоснование связей между ними.
• Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к
осмыслению содержания картины.
Описание на основе
возможного восприятия
объектов картины
разными органами чувств
Задачи:
• обобщить знания о признаках объектов,
которые могут воспринимать
определенные органы чувств;
• учить составлять рассказыописания на
основе восприятия картины через разные
органы чувств.
Алгоритм действий
«Вхождение в картину».
Выбор органа чувств, который помогает
«путешествовать» по картине.
Речевая зарисовка ощущений.
Составление метафор по
картине
Задачи:
• познакомить детей с моделями составления
метафор;
• сформировать мыслительные действия
ребенка, необходимые для составления
метафор.
Алгоритм действий
• Выбор объекта на картине.
• Выбор модели метафоры.
• Подбор характеристик.
• Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в
речевую фразу.
• В конце работы демонстрация речевой фразы с
последующим объяснением ее смысла.
Преобразование
объектов во времени
Задачи:
• учить детей мыслительным операциям
преобразования выбранного объекта во
времени;
• учить составлять рассказ о конкретном
объекте, представляя его прошлое и
будущее, используя характерные словесные
обороты.
Алгоритм действий
• Выбрать объект, определить его настоящее,
схематизировать.
• Обозначить прошлое (будущее) с учетом
классификационной группы.
• Составить рассказ о прошлом (будущем)
объекта.
• Назвать рассказ.
Описание местонахождения
объектов на картине
Задачи:
• учить детей пространственной
•
ориентировке на картине;
активизировать в речи слова,
обозначающие пространственные
ориентировки;
• учить алгоритму сужения поля поиска
объекта на плоскости картины;
• формировать умение переносить
ориентировки двухмерного
пространства в трехмерное.
Алгоритм действий
• Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на
плоскости.
• Данный объект описать с точки зрения расположения других
объектов по отношению к нему: а) с позиции постороннего
наблюдателя; б) в роли самого объекта.
Составление рассказов от
лица разных объектов
Задачи:
• обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных
состояний и причинах их изменения;
• уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости
от черт характера объекта;
• упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный
творческий рассказ от первого лица.
Алгоритм действий
• Выбрать объект (героя) на картине.
• Определить его эмоциональное состояние,
настроение или черту характера.
• Войти в образ героя.
• Описать восприятие изображенного на
картине от лица выбранного объекта с
заданной эмоциональной характеристикой.
• Решение проблемных ситуаций,
содержащихся в сюжете картины.
Смысловая
характеристика картины
Задачи:
• развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению
смысла изображенного на картине;
• упражнять в умении подбирать название картины, точно
отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок;
• подвести детей к пониманию того, что содержание картины может
Выставка одной картины.
«Лунная ночь на Днепре»
А.И. Куинджи
иметь не один смысл.
Алгоритм действий
• Выбор пословицы или поговорки.
• Представить содержание картины через
призму выбранной пословицы или поговорки.
• Объяснениерассуждение ребенка, почему эта
пословица может быть названием картины.
• Целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу
пословицы или поговорки.