В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Поэтому важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Сложившаяся сегодня система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Презентация поможет понять, что такое формирующее оценивание
В разделе 1 «Общие положения», пункте 7
указано, что стандарт направлен на
обеспечение
«формирования критериальной оценки
результатов освоения обучающимися
основной образовательной программы
начального общего образования»
В пункте 8 говорится, что на ступени начального общего
образования осуществляется «формирование основ умения
учиться и способности к организации своей деятельности –
умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять
ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и
сверстниками в учебном процессе»
• В разделе 2 «Требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального
образования» в пункте 11 метапредметные результаты
освоения основной образовательной программы
начального общего образования связываются с
оценочной компетентностью ученика и предполагают:
• « – формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
• – определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
• – формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
• – освоение начальных форм познавательной и
личностной рефлексии»
В разделе 3 «Требования к структуре основной
образовательной программы начального образования» в
пункте 19.9 «Система оценки достижения планируемых
результатов освоения основной общеобразовательной
программы начального общего образования»
оценивание позиционируется как многоаспектный
процесс, предполагающий богатый инструментарий,
соответствующий разным формам учебной
деятельности и разнообразным учебным продуктам.
• «В процессе оценки достижения планируемых
результатов духовно-нравственного развития, освоения
основной образовательной программы начального
общего образования должны использоваться
разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие
друг друга (стандартизированные письменные и устные
работы, проекты, практические работы, творческие
работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)».
1. Оценивание является постоянным процессом,
естественным образом интегрированным в
образовательную практику.
2. Оценивание может быть только
критериальным. Основными критериями
оценивания выступают ожидаемые
результаты, соответствующие учебным целям.
3. Критерии оценивания и алгоритм
выставления отметки заранее известны и
педагогам, и учащимся.
4. Система оценивания выстраивается таким
образом, чтобы учащиеся включались в
контрольно-оценочную деятельность,
приобретая навыки и привычку к самооценке.
Как увидеть, в чем разница между
стандартизированным оцениванием и
формирующим?
Стандартизирова
нное оценивание
Формирующее
оценивание
Cтандартизирова
нное оценивание
обеспечивает
подход к разным
ученикам с
“одной меркой”,
независимо от их
индивидуальных
возможностей и
потребностей.
Формирующее
оценивание
можно сравнить
с поливом
растения.
“Поливаем,
чтобы росло,
учим, чтобы
ученики
почувствовали
"вкус" к учебе!”
Виды и формы учебных работ
• - работы учащихся ( домашние задания, мини-проекты
и презентации, разнообразные тексты, отчеты о
наблюдениях и экспериментах, дневники, собранные
массивы данных, подборки информационных
материалов, а также разнообразные инициативные
творческие работы);
• - индивидуальная и совместная деятельность
учащихся в ходе выполнения работ;
• - статистические данные, основанные на ясно
выраженных показателях и получаемые в ходе
целенаправленных наблюдений или мини
-исследований;
• - результаты тестирования (результаты устных и
письменных проверочных работ)
Формы учета знаний
Недельные
отчёты
Жестовая
оценка
Волшебные
линеечки,
лесенки знаний
Цветовая
символика
Знаковая
символика
Портфолио
Оценочные
листы
Диагностические
карты
Дневники
наблюдений
Формирующее
оценивание
процесс поиска и интерпретации данных,
которые ученики и их учителя
используют для того, чтобы решить, как
далеко ученики уже продвинулись в
своей учёбе, куда им необходимо
продвинуться и как сделать это
наилучшим образом
Преимущества
1) обеспечение непрерывного контроля качества знаний;
2) прогнозирование результатов учебной деятельности и их
коррекция;
3) выявление пробелов в образовании и восполнение их с
наибольшей эффективностью;
4) изменение межличностных отношений в классном
коллективе.
Принципы формирующего оценивания
• - Центрировано на ученике
• - Направляется учителем
• - Разносторонне результативно
• - Формирует учебный процесс
• - Определено контекстом
• - Непрерывно
• - Основано на качественном
преподавании
Особенности формирующего
оценивания
•
•
•
- Формирующее оценивание – это больше, чем
маркировка.
- Формирующее оценивание – это обратная
связь, с помощью которой учитель получает
информацию о том, чему ученики обучились и
как учатся в данный момент, а также о том, в
какой степени удалось реализовать
поставленные учебные цели.
- Формирующее оценивание направляет
учение
Дорожная карта учебного курса
Развитие
курса
формализировать
Учебные
цели
перевести в
Измеряемые
учебные
результаты
определить
Уровень
достижений
Программу
выбрать
разработать и применить
Методы преподавания
провести
Оценивание
Оценочные
техники
Рекомендации учителю
• Будьте уверены, что каждый ученик может
стать лучше
• Создавайте среду, способствующую
партнёрству учителя и учеников
• Используйте оценивание, чтобы получать
информацию об учении и преподавании
• Обсуждайте с учениками результаты
оценивания и вместе устанавливайте ясные и
достижимые учебные цели
• Используйте обратную связь, помогая
ученикам определить свои следующие шаги