Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)
Оценка 5

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
30.07.2017
Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)
Пётр I материалы к уроку.docx
Тема: ПЕТР ВЕЛИКИЙ Цель: Формирование представления учащихся о времени правления Петра I, его  реформах. Задачи: 1. Создать   образ   царя   Петра  I  и   вскрыть   причины,   определяющие   его непохожесть на своих предшественников. 2. Познакомить учащихся с историей возникновения города Санкт­Петербург. 3. Развивать воображение учащихся, устную речь, умение ставить задачи перед изучением материала, обобщать и делать выводы после изучения темы. 4. Воспитывать интерес к изучению истории Отечества. Оборудование :  Презентация, учебник, рабочая тетрадь, листы   для работы в парах Этап урока слайды I Организационны й момент. II  Повторение  пройденного  материала Слайд 4­10  III Определение  темы, цели и  задач урока. Слайд   Деятельность учителя Деятельность  учащихся. Х о д   у р о к а На сегодняшнем уроке окр. мира мы продолжим  знакомство с  событиями, связанными с историей  на шей страны. Я предлагаю повторить пройденный материал в  виде перелистывания страниц истории, в так  скажем, электронном журнале. Это нам поможет  восстановить исторические события в  хронологической последовательности.  Предлагает рассмотреть изображения двух  людей и ответить на вопрос.  ­ На каком портрете, по вашему мнению,  изображён второй Русский царь? Как вы это  определили?  ­ Кто изображён на втором портрете? В чём его  необычность ?  ­ Вы догадались, о ком мы будем сегодня на  уроке говорить?  ­ Вы согласны с моими словами, когда я сказала о его «необычности». Давайте сформулируем тему  урока, исходя из предварительного сравнения.   ­ Как бы необычно ни выглядел Пётр, он был  Рассматривают изображения  ­ У царя (Алексея  Михайловича) царские одежды,  царские символы (скипетр,  держава)  Одежда, не присущая царю, нет  царских атрибутов.  ­ О Петре I  ­ Необычный царь законным наследником царя Алексея  Михайловича и его  жены Натальи Кирилловны  Нарышкиной, и стал третьим царем из династии  Романовых. С его именем связывают «эпоху  великих преобразований» в нашей стране. Это  был действительно необычный царь. И как и  многие другие исторические лица, которые за  свою деятельность и поступки получали прозвища – имена, царь Пётр I получил имя Пётр Великий.    ­ А  что бы вы хотели узнать по теме урока? .... (кластер) В чём необычность помимо  внешнего вида? За что был назван Великим? Какие реформы (изменения)  во времена его правления  были осуществлены? Почему город Санкт­ Петербург имеет такое  необычное название? Как был построен город  Санкт­ Петербург? Почему для России был важен  Флот? Высказывают предположения. IV Изучение  нового  материала Слайд   Появление на свет Петра I было связано с  таинственным предсказанием. Два монаха по  звёздам предсказали царю Алексею  Михайловичу, что у него родится сын Пётр и  что именно он из всех его детей наследует его  престол и станет таким героем, с которым не  сравнится никто из современников. Включает аудиозапись отрывка:  коронация из Пролога к «Борису Годунову» М.П.  Мусоргского и предлагает прочитать текст на  слайде. В ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на  тёмном небе ярко засияла большая звезда. В  этот момент вторая жена Алексея  Михайловича  ­ Наталья Кирилловна, родила  ему сына. Наутро люди говорили, что царский  сын будет великим человеком, ибо сам Бог  приветствует его появление на свет новой  звездой. Маленького царевича назвали Петром. После смерти  своего старшего брата царём  был провозглашён Пётр. Но так как ему было  10 лет, то власть перешла в руки его   старшей  сестры  Софьи.  Она  была дочерью  царя    Алексея   Михайловича  от первого брака.  Софья была властной, умной и очень  честолюбивой женщиной.           Итак, государством   российским   реально  стала управлять  Софья, так как   Пётр _________________________________  ­ Подумайте и выберите правильный вариант  развития последующих событий:          Софья стала управлять государством, во  всём советуясь со своей мачехой, матерью  Петра.          Софья стала управлять единолично, а Пётр  с матерью были удалены подальше от Кремля.        Действительно, Пётр с матерью  вынуждены были переселиться в подмосковное  село Преображенское.  Предлагает послушать сообщение ученика.  Как протекало детство молодого царя и как  это повлияло на его характер. Ради забавы ему построили крепость со  стенами, башнями, рвом и подъёмным  мостом. ­ Итак, как называлась крепость в селе  Преображенском?      Для военных забав и потех из сверстников  Петра были созданы два потешных полка –  Семёновский и Преображенский. Потешные  солдатики Петра со всей точностью  настоящих солдат выполняли все команды  своего маленького командира.  ­ Догадайтесь, как назывались  в будущем полки,  которые были  настоящей и верной опорой  для  взрослого царя? ­ Между 17­им Петром и правительницей  Софьей назревал конфликт. В этом же году  Петру удалось устранить сестру – соперницу от  власти. Определи год устранения от власти Софьи. 1672 +17 = 1689г (Даты жизни царя в помощь на слайде)   матушкой В  4   года   он   остался   без   отца. Свое   детство   Петруша   провел   со своей   Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском.   Он   редко появлялся   в   Кремле   –   только   на дипломатических   и   церковных церемониях.   А   потому   он   не традиционного получил   православного образования московских   царей.   Одевался   он просто,   играл   с   сельскими ребятишками, бегал по селу с утра до   вечера.   Образование   Петр получил   скудное.   Его   учитель, думный   дьяк   Никита   Зотов,   мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике,   затруднялся   излагать свои мысли на бумаге и до конца жизни писал с ошибками.   Но его отличали  энергичность,   целеустремленность, любознательность,   желание   многое узнать   и   многому   научиться.  В зрелые   годы   Петр   поражал собеседников обширными знаниями,   чем   обязан   был   самому себе, упорному самообразованию. С детства   Петр   любил   физический труд,   работал   в   кузнице   и плотничал.   Это   шокировало придворных,   привыкших   к   тому, чтобы   царь   появлялся   на   людях, обязательно   поддерживаемый   под Однажды Пётр, будучи маленьким,  обнаружил  в амбаре своего деда небольшую  двухвесельную лодку с парусом и   рулем на  корме, вовсе не похожую на те, какие делались  в России. Это был английский бот ,  предназначенный для плавания на море.       Любопытный царь заставил  отремонтировать для него этот ботик,  спустил его в реку Яузу  и начал  учиться  судовождению. Плавания на боте пробудили в  нём, в царе государства, не имеющего в то  время выхода к незамерзающим морям ,  страстную любовь к мореплаванию.  ­ Попробуйте догадаться, как в последствии  Пётр I называл этот старый ботик, если известно,  что Россия при Петре I стала СИЛЬНОЙ   МОРСКОЙ ДЕРЖАВОЙ.(СЫН, ДЕДУШКА,  ВНУК) «______________ русского флота» Год рождения морского флота России 1696г    ­ Придя к власти, Пётр не сразу начал свои  преобразования в государстве. Ещё несколько лет у него ушло на потехи и увеселения. Вблизи  Преображенского располагалась Немецкая  слобода. Там жили иностранцы. И поэтому всё в  ней было непривычно для русского человека: и  язык, и обычаи, и наряды. Предлагает рассмотреть и сравнить внешний  вид русского боярина и иностранца – жителя  Немецкой слободы. Проживали в слободе и механики, и военные, и  врачи. Они с большим почтением относились к  мастерству и науке. Общаясь с ними, молодой  царь понимал, насколько сам необразован. Предлагает прослушать разговор двух купцов  и узнать, какие последствия имело такое  соседство с иностранцами. руки ближними боярами. Однако именно эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить   от   современников уважение и славу. «Дедушка   русского  флота» Иностранцы: бороды брили,  носили парики и небольшие,  удобные,  с короткими   рукавами   кафтаны. Русские: бороды не брили,  париков не носили, а  домотканые кафтаны были с  длинными рукавами,  закрывающими руки. Савелий: Кузьма, узнал я  намедни неслыханную весть.  Царь отправляется в чужие  края, да ещё под именем и в  одежде простого дворянина. Кузьма: Скажи, Савелий, а на  что ж ему это? Савелий: Да, говорят, учиться  всем ремёслам: и плотницкому  делу, и кузнечному, и  корабельному, и морской науке. Кузьма: Не царское это дело, а  мужицкое. (Мнения детей) Работают на листах в парах: 1. Некоторые до суеверия набожные люди  думали, что остаться без _____________ ­  значит испортить образ божий. 2. Общегосударственной нормой стало  ноше­ние кафтанов без длинных   _______________. 3. Царь издал специальный указ «О  дураках». Дуракам запрещалось жениться.  Дворянин слыл дураком, если не получал  _________________. 4. Утренняя трапеза (еда)   превращалась  в  своеобразную  пытку, потому    что  предписывалось не европейский манер по  утрам пить ненавистный  ______________. 5. Чтобы молодые люди могли  познакомиться и жениться по согласию,  Пётр приказал   мужьям  и отцам приезжать на все праздники при дворе, на все  обеды и вечера со своими  _____________ и  ______________. Считать Новый год не с 1 сентября, а с 1  января сего 1700 года. И в знак того  доброго начинания и нового столетнего  века в веселии друг друга поздравлять с  новым годом… По улицам у ворот и домов  учинить украшение от древ и ветвей  сосновых, еловых и можжевеловых…  Чинить стрельбу из небольших пушечек и  ружей, сколько у кого случится, зажигать  огни…                                       Из  Указа Петра I    Вот какая история произошла с Петром I во время  обучения за границей. В одном Голландском городке, на верфи, где  строились морские корабли, однажды появился новый  плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал  гвозди, такал тяжёлые брёвна.. Когда строгий мастер  окликнул его: « Эй, плотник Питер, иди сюда!», он  торопливо подбегал и почтительно выслушивал  приказания. После работы он долго шагал по городу,  стараясь увидеть как можно больше интересного.. С  удивлением узнали впоследствии жители этого  городка, что молодой плотник Пётр Михайлов – на  самом деле русский царь Пётр I, отправившийся  в  заграничное путешествие ­ В чём же необычность поступка Петра I ? Сразу по возвращении царя из­за границы  русских людей ждали большие перемены и  преобразования. Пользуясь схемой, расскажите об этих переменах и преобразованиях. Предлагает, опираясь на схему, достроить   следующие предложения. Пётр ещё не раз выезжал за границу, и каждый раз по его возвращении из Европы, Россия всё более и более становилась похожей на европейскую  страну. Кстати, и город, задуманный им как северная  столица, строился на европейский манер,  потому и название похоже на…(заграничное) Предлагает сыграть в игру «Веришь – не  Учащиеся вместе с учителем  составляют схему после прочтения. веришь»  Верите ли вы, что в допетровской  России новый год встречали осенью, 1  сентября? (В 1700 году Пётр ввёл новый  календарь, по которому год начинался 1 января)  Верите ли, что со времён Петра I в  нашей стране появилось телевидение?  ( ­ )  Верите ли вы, что, как и во многих  европейских странах, в России  петровских времён стали выпускать  газету? (Да, первая русская газета  появилась при Петре I и носила  название «Ведомость»)  Верите ли, что первый самолёт был  построен при Петре I ? ( ­ )  Верите ли , что царь Пётр за границей  за большие деньги покупал кости  вымерших животных , древние грамоты и книги, заспиртованных уродов,  старинное оружие и другое? (Так и  были созданы первый русский музей  «Кунсткамера», и Публичная  библиотека. Они существуют и по сей  день в Санкт­Петербурге.)  Верите ли, что первая публичная  библиотека была открыта Петром ? ­ Какие же преобразования произошли во времена правления Петра I ? Предлагает прочитать страницы учебника и  составить схему. С. 95–97 ЧТЕНИЕ С ПОМЕТАМИ: +  знал ! новое ? хочу спросить заводы школы ­ Почему же Петра считают реформатором? ­   По   праву   ли   современники   Петра   прозвали   его Великим? На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася, бедный челн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. Предлагает   совершить   заочную   экскурсию   в северную   столицу   и   познакомимся   с   ее достопримечательностями. – Прочитайте текст на с. 98–100. Легко ли было построить   город   на   Неве?  (Было   очень   сложно: болотистая местность, необжитые края.) – Почему город имеет такое необычное название? (Петр решил заложить европейскую столицу.) IV  Закрепление  изученного. Московское   государство   использовало   город Архангельск как выход на европейские торговые пути. – В чем было неудобство такого пути? Петр I открыл путь через Балтийское  море. – В чем этот путь был удобнее? Учитель организует беседу по  в о п р о с а м: –   Какое   прозвище   получил   Петр   I   в   истории России? – Во сколько лет был провозглашен Петр царем? – Какое любимое увлечение было у Петра? – Как назывался его полк? – Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени? – Назовите главные черты характера Петра I. – Какие реформы провел Петр I? – Когда был заложен город на Неве? – Назовите главную улицу Санкт­Петербурга. – Почему город имеет такое необычное название? Отвечают на вопросы. V Рефлексия  VI Домашнее  задание. Синквейн: Царь Энергичный. Решительный Изменял. Созидал. Расширял Необычный царь – прогрессивный реформатор император Поясняет задание С. 94–100 вопросы  1 – 4, задание по вариантам:  I ряд – (а), II ряд – (б), III ряд – (в).   Записывают задание, задают  вопросы

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)

Презентация и материалы к уроку окружающего мира на тему "Пётр I"(4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2017