Игровые технологии в детском саду. Что такое технология? Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. ... Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. (технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей
Презентация: Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ
1. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы
личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и
должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для
обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и
различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в
результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом
технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
2. Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных
педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр;
включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой
деятельности.
Концептуальные основы игровой технологии:
1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций,
выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
2.
Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель
ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный
материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания
связывается с игровым результатом.
3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим
содержанием, сюжетом, персонажем.
4.
В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из
интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен
активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков
и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития
детей.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт
собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
1.
Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически
взаимосвязанные функциональные элементы.
2. Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
3.
4.
5.
Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения,
поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть
эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
6.
Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы
детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично
причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и
радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при
правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом
терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть
использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его
части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы,
формируемой коллективом ДОУ.
Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой
технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать
средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют
и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных
на игровые);
задачи: правила и техника действий);
- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые
- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к
- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог
предметно-игровой среде по ФГОС;
проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры
индивидуально, в парах или командах, коллективно.
вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и
неигровой деятельности;
- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и
- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при
соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
2. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные,
воспитательные, развивающие, диагностические.
3. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;
игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
4. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
5. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые,
режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения
игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в
атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые
технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в
игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой
сложности.
Литература:
1.
2.
3.
Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
4. Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm