Презентация к уроку "Морфология. Система частей речи в русском языке "

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 15.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: повторить основные принципы, по которым делятся слова на части речи; рассмотреть происхождение названий частей речи Развитие УУД: коммуникативные: развивать умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; регулятивные: развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; познавательные: повторить, систематизировать части речи в русском языке, происхождение их названий, познакомиться с великими учёными-лингвистами, их трудами; записать блок орфоэпических норм; личностные: воспитание интереса и уважения к родному языку, его истории; уважительного отношения к трудам великих ученых-лингвистов; воспитание ценностного отношения к слову.
Иконка файла материала Урок 1.pptx
Тетрадь №1 для работ по русскому языку учени __ 8- ___ класса ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей»
Второе сентября Классная работа Морфология. Система частей речи в русском языке
КАЖДОЕ произнесенное тобой слово - ЖИВОЕ! Оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, предназначение, силу и нежность Только люди... почему то об этом забыли...
Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизител ьно, неточно, неверно. Л.Н.Толстой
"Слово человеческое имеет осьмь частей знаменательных:  1) имя для названия вещей;  2) местоимение для сокращения наименований;  3) глагол для названия деяний;  4) причастие для сокращения соединения имени и глагола в одно речение;  5) наречие для краткого изображения обстоятельств;  6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или  деяниям;  7) союз для изображения взаимности наших понятий;  8) междометие для краткого изъявления движений духа…
Современная система включает: Иногда выделяют отдельно следующие группы: 1. Слова категории состояний (рассматриваются как группа наречий); 2. Причастия и деепричастия (рассматриваем и как особые формы глагола); 3. Звукоподражания (небольшой разряд слов, которые рассматриваются вместе с междометиями); 4. Модальные слова (небольшая группа слов, выполняющих в предложениях функцию вводных элементов).
Дионисий Фракийский (170-90 гг до н.э.) древнегреческий ученый • Автор первой систематической греческой грамматики для римлян (τεv γραμματικ – искусство грамматики). • Систематизировал сведения о древнегреческом языке и суждения философов и филологов о нем за 400 лет • Описал буквы и звуки, лексику глаголов и имен существительных и словообразование.
Мелетий Смотрицкий (около 1475 - 1556)
Труд «Ґрамматіки Славенския правилное Сvнтаґма» отражает специфические явления церковнославянского языка; установление системы падежей; установление двух спряжений глаголов;  определение вида глаголов; отмечены лишние буквы славянской письменности; оказала большое влияние на развитие русской филологии и преподавание грамматики в школах;  в азбуковниках XVII в. из нее сделаны обширные выписки; учитывалась авторами ряда последующих славянских грамматик, изданных за границей
М.В.ЛОМОНОСОВ Грамматика 1755 г. • 8 частей речи, как и в античности; • разграничил знаменательные и служебные части речи. А.Х.ВОСТОКОВ Грамматика 1831 г. • причастие как часть речи было заменено прилагательным Г.П. Павский и Ф.И. Буслаев ввели имя числительное. А.Х.ВОСТОКОВГрамматика 1831 г.•причастие как часть речи было заменено прилагательным
Последними, уже в XIX веке, в составе частей речи укрепились частицы, после чего система приобрела следующую структуру:  1. Знаменательные части речи. К ним относятся: а) слова-названия: существительное, прилагательное, числительное, глагол и его формы, наречие, слова категории состояния; б) указательные - местоимение.  2. Модальные слова, не являющиеся членами предложения и связанные с предложением в целом.  3. Междометия, не являющиеся членами предложения и выражающие эмоции.  4. Служебные части речи - частицы речи (предлог, союз, частица).
ПРИЗНАКИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ Знаменательные части речи выделяются на основании трёх признаков: 1) общекатегориальное значение; 2) грамматические признаки; 3) синтаксические свойства (то есть, чем являются в предложении).  Служебные части речи выделяются на основании двух признаков: 1) общая семантика класса; 2) функциональное назначение в речи.
Толкование терминов, называющих части речи
Глагол– «глаголить» - говорить важное (речь, слово). Закрепляется как термин с "Грамматики" М. Смотрицкого (1619 год). Наречие - буквально "приглаголие", "наглаголие", «речь». Название части речи объясняется тем, что составляющие её слова в большинстве случаев определяет глагол. Заимствовано из старославянского языка, «речь» в значении «глагол», то есть «варианты говоров» - наречия, употребляются вскользь, между важными заметными словами.
Существительное –«сущий» - быть. Прилагательное - буквально "присоединяться", "прилагаться". Местоимение – является буквальным переводом латинского pronomen (pro «вместо», nomen «имя»). В древнерусском языке встречалось сочетание «место имене» в этом же значении. Числительное - от слова "число", которое пошло от общеславянского "чисти" - "считать, читать".
Междометие – буквальный перевод от латинского грамматического термина interjectio – от inter «между», iectio «бросание». «Междуметия» буквально — «слова, бросаемые между другими (полнозначными) словами». Причастие –буквальный перевод с латинского participiym(от pars«часть»). Причастие названо именно так, поскольку оно «сопричастно» и имени прилагательному, и глаголу.
Практическая работа
"СОБАКА ЛАЕТ". Дано сочетание.  Это простое предложение. Попробуем, шаг за шагом, прибавляя всего по одному слову или слову с предлогом, нарастить предложение. Опишем каждый шаг, что он даёт в смысле понимания текста, создания образа.
РЕФЛЕКСИЯ Продолжи фразу: Сегодня на уроке меня удивило…. мне было интересно… я запомнил (а) мне было скучно… я ничего нового не узнал(а)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить схему; составить стихотворение только из одной части речи по своему усмотрению. Записать определения разделов русского языка (в кластер).

Посмотрите также