Презентация на тему : "Методы ознакомления с природой"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В детском саду мы воспитываем маленьких детей ознакомлению дошкольников с природой.Дети проявляют большой интерес к природе. Поэтому первая задача воспитателя развивать интерес для познания и воспитания любви и бережного к ней отношения. Поэтому нужно учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой, самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно – образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения. Однако основным методом ознакомления детей с природой являются наблюдения, организуемые воспитателем на занятиях и в повседневной жизни. Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на знании особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, знаний приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов высшей среды. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему напоминание конкретных ситуаций в поведений животных, состояний растений, правильную их оценку. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить или сами понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребности живого существа, направленные на сохранения растений, животных и условий их жизни.
Иконка файла материала Методы ознокомления с природой.docx
Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется  разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление  дошкольников с природой.    Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают  прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного  к ней отношения.     Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными.  Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей  внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к  ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к  бессмысленной порче растений и уничтожению животных.     Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой,  самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно – образовательных  задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий  и природного окружения. Однако основным методом ознакомления детей с  природой являются наблюдения, организуемые воспитателем на занятиях и в  повседневной жизни.     Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на знании  особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, знаний  приспособительных зависимостей существования живых организмов от  факторов высшей среды. Такие знания в процессе общения ребенка с  природой обеспечивают ему напоминание конкретных ситуаций в поведений  животных, состояний растений, правильную их оценку. Осознанный характер  отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить или сами  понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные  трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребности  живого существа, направленные на сохранения растений, животных и условий  их жизни.    Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе  сопровождается определенными формами поведения ребенка – это  наблюдения и опыт.    Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты. Опыт –  наблюдения, проводимый воспитателем, которая поставила определенную  цель, принимают активное участие и дети.Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача  выдвигается воспитателем, но может выдвинута и самими детьми. Она должна очень ясна и четка сформирована. Решение познавательной задачи требует  специального поиска, анализа, соотнесения известных и неизвестных  данных.  Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя. Все  условия в опыте должны быть уровнены, и лишь одна из них, которое влияет  на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознано ими.      Заключительным моментом опыта является формирование выводов на  основе полученных результатов. К самостоятельному формированию выводов детей побуждает воспитатель. В процессе организации опытов нельзя доводит  живые объекты до гибели, нарушать их жизненно – важные направления.  Поэтому, как только появляются заметные изменения, необходимо сразу  изменить условия. Опыт может проходить как длительное сравнительное  наблюдение, так и кратковременное. Если задача решается в процессе  кратковременного наблюдения обсуждения результата проводится сразу,  анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты,  делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель  поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений,  возвращает их к сознанию того, зачем был поставлен опыт. Начиная работу с опытами я поставила перед собой цель – подвести детей к  пониманию того , что растения и животные – это живые существа, которые  питаются, дышат, растут, развиваются, размножаются и двигаются.      Растениям для роста нужны определенные условия: тепло, свет, влага,  питательная почва , воздух. Чтобы проверить предположения детей мы  организовали опыт. Цветы поставили в одно темное место, другое в светлое.  И наблюдали длительное время. Дети убедились, что растения, не  получающие достаточного количество света вытягиваются меняют цвет и  даже могут погибнут, если не изменить условия роста.   Чтобы доказать разную потребность во влаге мы поливали разным  количеством воды: (кактус и ком, фиалку и традесканцию). От избытка воды  фиалка стала чахнуть, а традесканция наоборот, листья приобрели яркую  окраску. Дети сделали вывод: разным растениям нужно разное количество  влаги.    Также мы проводили опыты, доказывающие, что растения, нуждаются в  хорошей почве и воздухе.Итог проведенной мною системы опытов – определения необходимости для  роста и развития растений каждого из условий: тепло, света, влаги,  почвенного питания, воздуха.    Следующий опыт, это опыт раскрывающих значение частей растения.  Корень, стебель, листья, цветки. Чтобы показать функций корня, мы взяли две проращенные луковицы – одну с хорошей корневой системой, а другую без  корня и поместили их в банки с водой. Через 3 дня дети заметили разницу: у  луковицы с корнями первой были намного длиннее, чем у другой. Так дети  убедились, что корень является органом питания – с его помощью растения  поглощают из почвы минеральные соли и воду.    Также мы провели опыт, раскрывающий функции листа. Начиная наблюдать  за геранью, я обратила внимание детей на положение листов этого растения.  Листья обращены к окну. Я предложила повернуть растение так, чтобы листья смотрели в комнату: зафиксировать это положения , наклеив картинку на  горшок. В последующем наблюдении дети отметили , что листья снова  повернулись к солнцу. Так дети убедились, что свет играет в жизни растений  важную роль. С его помощью растения питаются и дышат.  В листьях под влиянием солнечного света вода  и углекислый газ из воздуха  образуют сахар, который и служит пищей для растения.     Кроме опытов с растениями, мы так же провели опыты с водой. Поставила  цель показать детям о изменениях в неживой природе, закрепить знания о  воде, познавать происходящие в природе.     Для того чтобы узнать о свойствах воды мы с детьми провели опыт. «Вода  прозрачная» в один стакан с водой опустила карандаш, карандаш виден, на  другой стакан налили молоко, карандаш не виден. «Вода принимает ту форму, в которую наливают» наливаем воду в стакан, тарелку, приняла эту же форму. Налили воду на стекло, вода растеклась, расползлась, значит она не имеет  форму.     Некоторые вещества в воде растворяются, некоторые не растворяются.  Берем сахар размешиваем в стакане с водой, сахар растворился. В следующий стакан с водой ложем песок, он не растворился, осел на, дно вода грязная.    «Лед тает превращается в воду» берем лед, ложем на ладонь, он от тепла  тает, также лед крепки, рассказали дети свойство льда. Также провели опыт,  лед растворили путем прогрева, он растаял, вскипятили, он стал  превращаться в пар. Затем пробирку закрыли, стёклышкам образовались  капельки воды. Сделали вывод, что пар превращается в воду.     Через наблюдения, опыты, мы стремимся побудить у детей интерес к живой  природе, проявлять к ней внимание и доброту. Конечно, наше начинание ещедалеко до завершения. Но мы видим, что результаты уже есть. Дети более  сознательно стали относиться к окружающей природе. Они с желанием  ухаживают за комнатными растениями. Это помогает нам воспитывать любовь к родной природе, бережное отношения к ней. Проведенные опыты помогли  углубить знания о растениях, как о живых организма, также знания о воде.     Дети с интересом следили за наблюдаемыми объектами. Знания  детей стали осознанными, поэтому чтобы все процессы происходили у них на глазах.   Ознакомление детей с природой с помощью опытов имеет большое значение,  они развивают элементы творческого и самостоятельного мышления. А  радость самостоятельных открытий развивает и укрепляет интерес к природе.

Посмотрите также