В детском саду мы воспитываем маленьких детей ознакомлению дошкольников с природой.Дети проявляют большой интерес к природе. Поэтому первая задача воспитателя развивать интерес для познания и воспитания любви и бережного к ней отношения.
Поэтому нужно учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой, самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно – образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения. Однако основным методом ознакомления детей с природой являются наблюдения, организуемые воспитателем на занятиях и в повседневной жизни.
Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на знании особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, знаний приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов высшей среды. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему напоминание конкретных ситуаций в поведений животных, состояний растений, правильную их оценку. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить или сами понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребности живого существа, направленные на сохранения растений, животных и условий их жизни.
Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется
разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление
дошкольников с природой.
Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают
прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного
к ней отношения.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни
одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными.
Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей
внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к
ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к
бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой,
самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно – образовательных
задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий
и природного окружения. Однако основным методом ознакомления детей с
природой являются наблюдения, организуемые воспитателем на занятиях и в
повседневной жизни.
Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на знании
особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, знаний
приспособительных зависимостей существования живых организмов от
факторов высшей среды. Такие знания в процессе общения ребенка с
природой обеспечивают ему напоминание конкретных ситуаций в поведений
животных, состояний растений, правильную их оценку. Осознанный характер
отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить или сами
понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные
трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребности
живого существа, направленные на сохранения растений, животных и условий
их жизни.
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе
сопровождается определенными формами поведения ребенка – это
наблюдения и опыт.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений
между предметами и явлениями используют элементарные опыты. Опыт –
наблюдения, проводимый воспитателем, которая поставила определенную
цель, принимают активное участие и дети.Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача
выдвигается воспитателем, но может выдвинута и самими детьми. Она должна
очень ясна и четка сформирована. Решение познавательной задачи требует
специального поиска, анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя. Все
условия в опыте должны быть уровнены, и лишь одна из них, которое влияет
на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознано ими.
Заключительным моментом опыта является формирование выводов на
основе полученных результатов. К самостоятельному формированию выводов
детей побуждает воспитатель. В процессе организации опытов нельзя доводит
живые объекты до гибели, нарушать их жизненно – важные направления.
Поэтому, как только появляются заметные изменения, необходимо сразу
изменить условия. Опыт может проходить как длительное сравнительное
наблюдение, так и кратковременное. Если задача решается в процессе
кратковременного наблюдения обсуждения результата проводится сразу,
анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты,
делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель
поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений,
возвращает их к сознанию того, зачем был поставлен опыт.
Начиная работу с опытами я поставила перед собой цель – подвести детей к
пониманию того , что растения и животные – это живые существа, которые
питаются, дышат, растут, развиваются, размножаются и двигаются.
Растениям для роста нужны определенные условия: тепло, свет, влага,
питательная почва , воздух. Чтобы проверить предположения детей мы
организовали опыт. Цветы поставили в одно темное место, другое в светлое.
И наблюдали длительное время. Дети убедились, что растения, не
получающие достаточного количество света вытягиваются меняют цвет и
даже могут погибнут, если не изменить условия роста.
Чтобы доказать разную потребность во влаге мы поливали разным
количеством воды: (кактус и ком, фиалку и традесканцию). От избытка воды
фиалка стала чахнуть, а традесканция наоборот, листья приобрели яркую
окраску. Дети сделали вывод: разным растениям нужно разное количество
влаги.
Также мы проводили опыты, доказывающие, что растения, нуждаются в
хорошей почве и воздухе.Итог проведенной мною системы опытов – определения необходимости для
роста и развития растений каждого из условий: тепло, света, влаги,
почвенного питания, воздуха.
Следующий опыт, это опыт раскрывающих значение частей растения.
Корень, стебель, листья, цветки. Чтобы показать функций корня, мы взяли две
проращенные луковицы – одну с хорошей корневой системой, а другую без
корня и поместили их в банки с водой. Через 3 дня дети заметили разницу: у
луковицы с корнями первой были намного длиннее, чем у другой. Так дети
убедились, что корень является органом питания – с его помощью растения
поглощают из почвы минеральные соли и воду.
Также мы провели опыт, раскрывающий функции листа. Начиная наблюдать
за геранью, я обратила внимание детей на положение листов этого растения.
Листья обращены к окну. Я предложила повернуть растение так, чтобы листья
смотрели в комнату: зафиксировать это положения , наклеив картинку на
горшок. В последующем наблюдении дети отметили , что листья снова
повернулись к солнцу. Так дети убедились, что свет играет в жизни растений
важную роль. С его помощью растения питаются и дышат.
В листьях под влиянием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха
образуют сахар, который и служит пищей для растения.
Кроме опытов с растениями, мы так же провели опыты с водой. Поставила
цель показать детям о изменениях в неживой природе, закрепить знания о
воде, познавать происходящие в природе.
Для того чтобы узнать о свойствах воды мы с детьми провели опыт. «Вода
прозрачная» в один стакан с водой опустила карандаш, карандаш виден, на
другой стакан налили молоко, карандаш не виден. «Вода принимает ту форму,
в которую наливают» наливаем воду в стакан, тарелку, приняла эту же форму.
Налили воду на стекло, вода растеклась, расползлась, значит она не имеет
форму.
Некоторые вещества в воде растворяются, некоторые не растворяются.
Берем сахар размешиваем в стакане с водой, сахар растворился. В следующий
стакан с водой ложем песок, он не растворился, осел на, дно вода грязная.
«Лед тает превращается в воду» берем лед, ложем на ладонь, он от тепла
тает, также лед крепки, рассказали дети свойство льда. Также провели опыт,
лед растворили путем прогрева, он растаял, вскипятили, он стал
превращаться в пар. Затем пробирку закрыли, стёклышкам образовались
капельки воды. Сделали вывод, что пар превращается в воду.
Через наблюдения, опыты, мы стремимся побудить у детей интерес к живой
природе, проявлять к ней внимание и доброту. Конечно, наше начинание ещедалеко до завершения. Но мы видим, что результаты уже есть. Дети более
сознательно стали относиться к окружающей природе. Они с желанием
ухаживают за комнатными растениями. Это помогает нам воспитывать любовь
к родной природе, бережное отношения к ней. Проведенные опыты помогли
углубить знания о растениях, как о живых организма, также знания о воде.
Дети с интересом следили за наблюдаемыми объектами. Знания детей стали
осознанными, поэтому чтобы все процессы происходили у них на глазах.
Ознакомление детей с природой с помощью опытов имеет большое значение,
они развивают элементы творческого и самостоятельного мышления. А
радость самостоятельных открытий развивает и укрепляет интерес к природе.