Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок может регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.
Доказано, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 98»
«Формирование умения выражать эмоции через игры и игровые
упражнения у детей младшего дошкольного возраста »
Выполнил воспитатель:
Петунина. Т.В.
• Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или
иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию,
ребенок может регулировать свое поведение, избегая тех
поступков, которые мог бы совершить под влиянием
случайных обстоятельств и мимолетных желаний.
Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать
эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции
«рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии
и внутреннем мире ребенка.
• Доказано, что эмоции влияют на функции органов
и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние
на здоровье человека.
• В качестве основных приоритетов сегодня выступают:
личностноориентированное взаимодействие педагога с
ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности,
развитие творческих способностей, забота о его
эмоциональном благополучии.
Цель: способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка в
процессе активного включения в совместную игровую деятельность.
Задачи:
Создать условия для развития умения :
• распознавать свои эмоции и эмоции других людей,
• контролировать свои эмоции;
• дифференцировать эмоции и чувства других людей, правильно
•
оценивать отношение к себе других людей;
развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию,
толерантности;
. формированию позитивного самовосприятия;
активизации словаря,
•
•
• развитию навыков социального поведения.
Чтобы реализовать поставленные цели и задачи необходимо:
•1. Изучить новинки методической и психологопедагогической
литературы по теме эмоционального развития младших
дошкольников.
•2. Создать условия по эмоциональноволевому развитию детей в
группе (развивающая среда) .
•3. Составить и реализовать перспективный план работы.
• 4. Организовать взаимодействие с родителями по эмоционально
волевому развитию детей.
•5. Организовать сотрудничество с педагогомпсихологом ДОУ.
Эмоциональное развитие младших дошкольников
Эмоции играют важную роль в жизни детей,
помогая воспринимать действительность и
реагировать на нее. Эмоции ребенка – это
послание окружающим о его состоянии.
Эмоции и чувства, как и другие психические
процессы, проходят на протяжении детства
сложный путь развития. Для детей младшего
возраста эмоции являются мотивами
поведения, что объясняет их импульсивность
и неустойчивость. Если малыши расстроены,
обижены, рассержены или не удовлетворены,
они начинают кричать и безутешно рыдать,
стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия
позволяет им полностью выплеснуть все
возникшие в теле физические напряжения. Но
при этом страдают другие дети в группе и
взрослые.
Эмоциональное развитие через игры .
Игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание способностей каждого
ребенка в группе понимать эмоциональное состояние окружающих, возможности к
самовыражению, снятие барьеров в общении.
Разновидности игр на эмоциональное развитие:
– игры на релаксацию.
Играрелаксация способствовала снятию
эмоционального напряжения, расслаблению детей.
Поэтому основной целью работы по данному
разделу представлялось мне обучение детей
элементарным навыкам снятии мышечного
и психологического напряжения. Дети
познакомились с такими играми, как «Снеговик»,
«Обзывалки», «Мы отдыхаем», «Кошка на печке»,
«Семечко Репки».
игры на умение выражать свои эмоции невербально.
Главной целью в этих играх являлось
обучение детей выражать эмоции
без слов, при помощи жестов, мимики,
что предполагало отказ от привычных
для детей вербальных способов
проявления эмоций. «Жизнь леса»,
«Море волнуется», «Добрые эльфы»,
«Заколдованный ребенок».
– игры на развитие основных
эмоций.
Состоит из обучающих элементах техники
выразительных движений, характерных для
основных эмоций: внимания, интереса,
удивления, удовольствия, радости, страдания
и печали, отвращения и презрения, гнева,
страха, вины и стыда. Для достижения этих целей
активно использовалась техника этюдов.
«Собака принюхивается», «Лисичка подслушивает», «Любопытный», «Раздумье».
игры на умение переживать общие эмоции.
Направленные на переживание
общих эмоций.
Во многих играх, приведенных выше,
детей объединяли не только одинаковые
движения, но и общее настроение,
общий игровой образ.
Такая общность чувств позволяла ощутить
единство с другими, их близость и даже родственность.
Совместное переживание какихлибо эмоциональных состояний
(как положительных, так и отрицательных) объединяло детей,
порождая чувство близости, общности и желание поддержать
друг друга. «Мышата в мышеловке», «Шторм», «Обнималки»,
игры на развитие эмпатии и управление своими
эмоциями.
Направлена на словесное выражение своего
отношения к другому. Задача данного
этапа – научить детей видеть и подчеркивать
положительные качества и достоинства других
детей, а также учиться управлять своими эмоциями.
Делая сверстнику комплименты, говоря ему
пожелания, дети не только доставляли ему
удовольствие,но и радовались вместе с ним.
«Маленький котенок»,«Сова и зайцы»,
«Снеговик», «Буратино».
Предметноразвивающая среда группы по
эмоциональноволевому развитию
Перспективный план по эмоциональному развитию детей
младшего возраста
Взаимодействие с родителями и специалистом.
Родителей постоянно держала в курсе событий,
оформляла информацию в «Уголок для родителей»,
фотовыставки. С родителями обсуждала вопросы:
детские страхи, отношение к ребенку со стороны
сверстников, настроения и вкусы детей, их
интересы и потребности, особенностей
развития. Приглашала родителей в группу, чтобы они
наблюдали за игровой деятельностью своих детей.
С педагогом –психологом ДОУ мы организовали
и провели с родителями и детьми группы
семинарпрактикум «Эмоциональное развитие детей и
игровые упражнения».
Для родителей были изготовлены буклеты
«Эмоциональное благополучие ребенка», где им
рассказывается о причинах нарушения
эмоционального благополучия и даны рекомендации и
игры для его достижения.
Результаты работы:
Проведенная нами работа по эмоциональному развитию
детей посредством игры, дала следующие результаты.
Снизились признаки эмоционального неблагополучия,
заключавшиеся в агрессивности поведения со сверстниками,
плаксивости, капризах, трудностях при расставании с
родителями, эгоцентричности, тревожности, замкнутости,
застенчивости. Ребята стали более самостоятельными,
смелыми, активными, жизнерадостными, менее капризными
и беспокойными, научились менее эмоционально
воспринимать неудачи и не бояться новых видов
деятельности.