Презентация представляет собой видеоряд к первому уроку на тему "Серебряный век русской поэзии".Среди слайдов можно увидеть репродукции картин М.А. Врубеля, высказывания Н. Бердяева, портреты русских поэтов, входящих в плеяду поэтов серебряного века.Кроме того, здесь отражены основные поэтические направления начала XX века.
Серебряный век
Учитель русского языка и
литературы Ганичева Наталья
Алексеевна МАОУ «Гимназия №3»
г. Владимир
Михаил Александрович Врубель
«Демон поверженный» (1902)
«В эти годы России было послано
много даров. Это была эпоха
пробуждения в России
самостоятельной философской
мысли, расцвета поэзии и
обострения эстетической
чувствительности, религиозного
беспокойства и искания…
Появились новые души, были
открыты новые источники
творческой жизни, видели новые
зори, соединяли чувства заката и
гибели с чувством восхода и с
надеждой на преображение
жизни. Но всё это происходило в
довольно замкнутом круге…»
«Башня»
Вячеслава
Иванова
Поэты Серебряного
века не жили
обособленно, они
встречались, спорили,
читали и
комментировали
стихи. «Башня» была
значительным
явлением в русской
культуре начала века.
Необычная квартира в
Петербурге на
последнем этаже
поражала
воображение
прохожих.
Вячеслав
Иванович Иванов,
хозяин
необыкновенного
дома.
«На «Башне» Иванова каждую
среду собирались все наиболее
одаренные и примечательные
люди той эпохи, философы,
художники, актёры, иногда и
политики…
Вячеслав Иванов – один из самых
замечательных людей той
богатой талантами эпохи…
В.Иванов – человек
универсальный: поэт, ученый,
филолог… мыслитель…
публицист…», - писал
Н.А.Бердяев.
«Вячеслав Великолепный», так
называли его, один из теоретиков
символизма. Удивительный
собеседник: в разговоре его лицо,
вся фигура излучали внимание,
глаза блестели, голос точно пел.
Директор
Царскосельского
лицея,
Иннокентий
Анненский.
Стихи он начал
писать в
молодости. Поэзия,
по мнению
Анненского, не
изображает, а
намекает на то ,
что недоступно
выражению: «Мы
славим поэта не за
то, что он сказал, а
за то, что он дал
нам почувствовать
невысказанное.»
Александр Блок
Добужинский
вспоминает: «Сам
Блок, как личность,
мне казался в
полной гармонии с
его поэзией. Он был
в те годы юн и
строен, с гордо
поставленной
головой, в ореоле
вьющихся волос и с
лицом молодого
Гёте.»Свои стихи
Блок читал
медленно, с
полузакрытыми
глазами, слегка
нараспев.
Константин
Бальмонт
Стихи Бальмонта
похожи на песню,
они очень
музыкальны.
Бальмонт относился
к «музыкальной
группе»
символистов.
Особое отношение у
Бальмонта было с
композитором
Скрябиным. Чем-то
они были между
собой схожи. Оба
были искателями
новых «звучаний»,
оба считали, что
перед ними все
Николай
Степанович
Гумилёв
Вот как описывает
его Одоевцева: «Всё
в нём особенное
некрасивое.
Продолговатая,
словно вытянутая
вверх голова, с
непомерно высоким
плоским лбом.
Волосы,
стриженные под
машинку,
неопределённого
цвета. Жидкие,
будто молью
траченные брови.
Под тяжелыми
веками совершенно
Анна Ахматова
жена Гумилёва.
Адамович
вспоминал: Анна
Андреевна поразила
меня своей
внешностью. Она
была больше, чем
красавица, лучше,
чем красавица.
Лицо её, весь облик
выделялся своей
выразительностью,
неподдельной
одухотворённостью.
Книга женской
души- так говорят о
стихах Ахматовой.
Символизм -
первое и самое значительное из
модернистских течений в России.
Символизм считал целью искусства
интуитивное постижение мирового
единства через символы.
По времени формирования и по
особенностям мировоззренческой
позиции в русском символизме
принято выделять два основных этапа.
Поэтов, дебютировавших в 1890-е
годы, называют «старшими
символистами».
В.Брюсов
К.Бальмонт
Д.Мережковский
З.Гиппиус
В 1900-е годы в символизм
влились новые силы,
существенно обновившие
облик течения. Принятое
обозначение «второй волны»
символизма –
«младосимволизм»
А.Блок
В.Иванов
А.Белый
Яркие
представители
акмеизма
Н.Гумилё
в
О.Мандельштам
А.Ахмато
ва
Яркие
представители
футуризма
В.Хлебников
Д.Бурлюк
В.Маяковски
й
И.Северянин