Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
Оценка 4.7
Разработки уроков
ppt
русская литература
5 кл
20.09.2019
Рукописи Крылова в основном находятся в двух архивохранилищах: в рукописном отделе Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина и в архиве Института литературы Академии наук СССР (Пушкинский дом) в Ленинграде. Собрание автографов Крылова в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина составилось из рукописей, оставшихся, видимо, на руках у друзей и сослуживцев Крылова: Гнедича, Лобанова и др. Это преимущественно беловые автографы и собственноручные списки басен, сделанные Крыловым для чтений во дворце у императрицы Марии Федоровны. Среди них три тетради, переписанные рукою баснописца. На первой, заключающей четыре басни («Огородник и Философ», «Осел и Соловей», «Квартет» и «Слон и Моська»), имеется надпись, сделанная Н. Гнедичем: «Экземпляр басен, сколотый булавкою, который И. А. Крылов в таком виде имел с собою, когда читал имп. Марии Федоровне в Зимнем дворце, 1813 года, будучи у нее вместе со мною» (в дальнейшем обозначается: ПБ-Г). Вторая тетрадь заключает десять басен («Лягушка и Юпитер», «Лжец», «Орел и Пчела», «Собаки и Прохожие», «Лисица и Сурок», «Тень и Человек», «Безбожники», «Крестьяне и Река», «Пожар и Алмаз», «Лань и Дервиш»); на тетради надпись самого Крылова: «По сей рукописи сочинитель имел счастие читать свои басни ее имп. величеству Марии Федоровне, генваря 11 дня 1814 года» (в дальнейшем обозначается: ПБ-К). В третьей тетради, также переписанной рукою Крылова, находится тринадцать басен («Пруд и Река», «Дерево», «Камень и Червяк», «Чиж и Голубь», «Орел и Крот», «Комар и Пастух», «Крестьянин и Разбойник», «Лебедь, Щука и Рак», «Клеветник и Змея», «Конь и Всадник», «Собаки и Прохожие», «Чиж и Еж», «Добрая Лисица»). На тетради надпись, сделанная А. Н. Олениным: «Басни были читаны самим автором у государыни имп. Марии Федоровны, по требованию ее величества в 12 день майя 1814 года» (в дальнейшем обозначается: ПБ-О).
басни крылова5_klass.ppt
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
И. А. КРЫЛОВ.
И. А. КРЫЛОВ.
«БАСНИ»
«БАСНИ»
5 класс
5 класс
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
«Люблю, где
случай
есть,
пороки
пощипать!»
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
Содержание
«Кто не слыхал его живого слова?»
Из биографии
У истоков жанра. Басня как жанр
Крылатые выражения из басен
«Волк на псарне»
«Свинья под Дубом»
«Ворона и Лисица»
Чему учит басня
Использованные материалы
Номера слайдов
Слайд 4
Слайды 5 -7
Слайды 8 - 10
Слайды 11 - 14
Слайды 15 -18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 23
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
Кто не слыхал его живого
слова?
Кто в жизни с ним не
встретился своей?
Бессмертные творения
Крылова
Мы с каждым годом любим
все сильней.
Со школьной парты с ними
мы сживались,
В те дни букварь постигшие
едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
Иван Андреевич Крылов родился в бедной
Первоначально письму и чтению обучал Ивана
Учение давалось Крылову легко. Особенно
дворянской семье и поэтому не получил
никакого образования.
Андреевича отец, а затем у него появилась
охота к литературе благодаря матери.
были заметны с детства разнообразные
способности Ивана Андреевича. После
смерти отца заботы о воспитании и
образовании сыновей Ивана и Льва взяла на
себя мать. Так как отец был единственным
кормильцем семьи, Иван с детства начал
работать в Калязинском земском суде,
затем в Тверском магистрате. Из-за
нехватки денег Крылов работал у Львовых,
а платой за труд стала учеба.
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
Эзоп – древнегреческий
Эзоп – древнегреческий
баснописец (VIVI век до н.
век до н.
баснописец (
э.), считавшийся
э.), считавшийся
создателем басни.
создателем басни.
Лафонтен Жан де (1621 –
1695) – французский поэт,
прославившийся как
баснописец
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
М. В. Ломоносов
В. И. Майков
И. И. Хемницер
И. А. Крылов
А. П. Сумароков
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
Один говорит, стыдит,
убеждает, а другой,
не обращая внимания,
продолжает делать
что-то плохое.
Говорят, когда хотят
подчеркнуть, что
бесполезно уговаривать
в тех случаях, когда
нужны решительные
меры, а не слова.
Художник А. М. Савченко
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
Говорится обычно
в ситуации, когда
прошло много
времени, а дело с
места не
сдвинулось.
Сколько раз
говорили, что надо
готовиться к
каждому уроку, «а
воз и ныне там» -
опять вы не
подготовились.
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
Вместо того, чтобы
Вместо того, чтобы
критиковать
критиковать
недостатки других,
недостатки других,
лучше посмотреть,
лучше посмотреть,
нет ли их у тебя
нет ли их у тебя
самого.
самого.
Говорится обычно
иронически в ситуации,
когда кто-либо
указывает другому на
недостатки, которые
есть и у него самого.
Каждому из нас в той
или иной мере надо
прежде всего «на себя
оборотиться», быть
строже к себе.
Художник Г.
Художник Г.
Куприянов
Куприянов
►Кума (устар., разг.) – здесь: приятельница, обращение к представительнице
женского пола.
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
Взаимные
похвалы не
бывают
искренними.
Говорят
иронически,
когда один
хвалит другого
потому, что тот
похвалил его.
Художник Г. Куприянов
Художник Г. Куприянов
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
• «Волк на псарне» -
отклик на события войны
1812 года, когда Наполеон
вошел в оставленную
русским полководцем
Кутузовым Москву и понял,
что русская армия не
побеждена, а набирает
силы. Эти события и
запечатлел в своей басне
великий русский
баснописец, затем
переслал басню Кутузову,
который, прочитав ее
вслух после сражения под
красным, обнажил голову,
показав свои седины.
Художник А. М. Савченко
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
Как перекликаются
Как перекликаются
строчки басни с
строчки басни с
реальными
реальными
событиями войны
событиями войны
1812 года?
1812 года?
Здесь под Ловчим
подразумевается великий
русский полководец М. И.
Кутузов, под Волком –
Наполеон.
Художник Е. М.
Рачёв
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
Выражение «попал на псарню» имеет
дополнительный смысл: слово «попал» несет оттенок
неожиданности, а псарня – это не овчарня, псы могут
защитить себя сами.
«Поднялся…двор» означает, что с Волком начал
сражаться весь народ.
Прямое значение фразы «и вмиг ворота на запор»
дополняется переносным: русская армия, совершив
маневр и выйдя на Калужскую дорогу, закрыла для
Наполеона пути отхода в области, где были запасы
продовольствия.
Волк забился в угол, «ощетиня шерсть, глазами,
кажется, хотел бы всех он съесть». У русского народа
есть пословица: «Видит око, да зуб неймет». Волк-
Наполеон хочет завоевать всю Россию, но не может. Его
возможности меньше его желаний.
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
«Пустился в переговоры» - значит «начал
переговоры». «Начал» - в данном случае синоним
слова «пустился». Но «пустился» звучит
выразительнее.
«Уставим общий лад» - значит «заключим мирный
договор». Волк- Наполеон предлагает русскому царю
стать союзником и «грызться», то есть воевать на
стороне России.
«Не делать мировой» означает не заключать мирного
договора.
«Выпустить на Волка гончих стаю» - дать армии
команду преследовать отступающих французов, чтобы
изгнать их за пределы страны.
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
►Сравните басню И. А. Крылова
«Ворона и Лисица» с баснями
Эзопа и Лафонтена.
►Что общего и чем различаются
басни?
►В чем смысл морали? Какая
ситуация подтверждает эту
мораль?
►Какие качества осуждают и
высмеивают баснописцы?
►Чья басня кажется вам более
выразительной?
«Ворона и Лисица».
Худ. Г. Куприянов
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
Басни И. А. Крылова
Басни И. А. Крылова
учат быть добрыми,
учат быть добрыми,
честными,
честными,
справедливыми. Хотя в
справедливыми. Хотя в
баснях действуют
баснях действуют
животные, птицы или
животные, птицы или
предметы, мы
предметы, мы
понимаем, что речь
понимаем, что речь
идет о людях. Автор
идет о людях. Автор
помогает нам оценить
помогает нам оценить
их поступки.
их поступки.
Презентация по литературе в 5 классе на тему: "Басни Крылова"
• Группы обучающихся 5а класса МОУ
«Гимназия №46» («Биографы», «Теоретики
-лингвисты», «Критики-артисты»).
• Рисунки к басням подготовили наши
художники: Екатерина и Александра
Пискуновы, Татьяна Бухарова, Таисия
Божко.
• Руководитель проекта: учитель русского
языка и литературы МОУ «Гимназия №46»
Л. А. Криницина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.