На уроке идёт знакомство с учебником, условными обозначениями и его персонажами. Учеников учим отвечая на вопросы вступать в диалог, оценивать результаты своей работы. Идёт знакомство с элементарными правилами нахождения ответа на поставленные вопросы. Также ученики работают в рабочих тетрадях на печатной основе.
Киреева Л.А., учитель начальных классов,
МАОУ «СОШ №34» г. Златоуст
Методическая разработка урока по окружающему миру
«Задавайте вопросы» (1 класс)
Тема: «Задавайте вопросы»
Цель:
создать условия для знакомства детей с учебным комплектом предмета
«Окружающий мир»
Задачи:
познакомить учащихся с учебником, рабочими тетрадями, атласом
определителем «От земли до неба», с Муравьишкой Вопросиком и Мудрой
Черепахой;
формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать, ставить вопросы;
развивать кругозор детей, интерес к природе;
прививать любовь к предмету, к красоте природы.
Предметные результаты:
задавать вопросы об окружающем мире;
знакомиться с учебником и его персонажами, с рабочей тетрадью, тетрадью
«Проверим себя» и атласомопределителем «От земли до неба».
Метапредметные результаты:
вступать в учебный диалог;
пользоваться условными обозначениями учебника;
различать способы и средства познания окружающего мира;
оценивать результаты своей работы на уроке.
Личностные результаты:
понимать необходимость изучения окружающего мира.
Оборудование:
У учителя:
куклы Муравей и Черепаха (постоянные персонажи);
учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Проверим себя», атласопределитель «От
земли до неба», книги «Зеленые страницы», «Великан на поляне».
У учащих
ся:
учебник, рабочая тетрадь;
карточки с изображением различных предметов, игрушки.
Ход урока
1. Орг.момент
С утра поет звонок
Весело, как птица.
Пусть каждый твой урокВ сказку превратится!
И будет мир волшебный
Перед тобой открыт,
Пусть первый год учебный
Лишь радостью звенит!
2. Мотивация и целеполагание.
Рассмотрите обложку учебника и скажите:
«Кто изображен на обложке? (бабочка)
А что вы можете рассказать о бабочках?».
Бабочки — отряд насекомых с полным превращением из гусеницы в крылатое
существо. Многие бабочки имеют специальный сосущий ротовой аппарат с
хоботком. Бабочки не просто порхают. С утра до вечера добывают бабочки
нектар, выделения тлей, сок деревьев, другие сахаристые вещества – питаются.
Интересные факты:
Бабочки пробуют пищу лапками.
Бабочки различают красный, зеленый и желтый цвета.
Бабочки не спят.
«Вокруг нас очень много интересного и удивительного, о чем мы пока не знаем.
Узнать все это нам поможет учебник «Окружающий мир» и его герои».
3. Освоение нового содержания и его применение.
Какой удивительный и разнообразный мир окружает нас!
И мы сами – часть этого мира.
«Что вы хотели бы узнать об окружающем мире?» (дети высказываются)
Мы познаём окружающий мир с помощью вопросов.
«Для того чтобы узнать чтолибо, надо научиться задавать вопросы, спрашивать.
С каких слов начинаются наши вопросы?
«Эти слова — наши помощники.
Вот что сказано о них в одном стихотворении:
Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг,
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где?
4. Работа по учебникуа) Рассмотрите рисунки на с. 3
«Сколько у нас в учебнике словпомощников — шесть, как в стихотворении, или
больше?»
(ктолибо из детей считает слова и сообщает, что их в учебнике девять)
Используя наших помощников, задайте разные вопросы, о том, что здесь нарисовано»
(коллективная работа)
Вопросы задаём в том порядке, как они даны в учебнике.
5. Физкультминутка.
Игра «Да — нет».
(Учитель называет предметы. Если названный предмет находится в классе, дети
подпрыгивают, если за пределами класса, дети поворачиваются вокруг себя)
6. Самостоятельная работа.
У вас у каждого имеется карточка с изображением какоголибо предмета.
Составьте и задайте друг другу вопросы о нарисованном предмете, воспользуйтесь
словамипомощниками.
7. Работа по учебнику
а) Рассмотрите фотографии на стр. 4
И ответьте на вопрос: «А как мы будем находить ответы на вопросы?»
(дети высказывают свои предположения)
Вывод: «Как мы будем находить ответы на свои вопросы?»
Будем слушать и спрашивать учителя и других взрослых.
Будем работать с учебником и другими книгами, выполнять задания рабочей
тетради.
Будем думать, рассуждать, делать выводы.
Ребята, к нам на урок пришли гости, они очень хотят с нами подружиться. Вот они то
и будут помогать нам отвечать на многиемногие вопросы.
А сейчас вы должны догадаться, откуда мог прийти к нам в школу первый гость.
Не найдёшь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
У кого ответ готов? В каком же домике жил гость?
А кто живёт в этом доме?
В одном из таких домов жилбыл очень любознательный муравей.
Такой любознательный, что друзьямуравьи прозвали его Вопросик.
С утра до вечера, а иногда и ночью Вопросик спрашивал обо всем на свете. И тогда друзья муравьи посоветовали ему пойти учиться в 1 класс. Вместе с вами,
ребята.
И сегодня он в нашем классе. Вот он.
Муравьишка долго не мог найти дорогу в нашу школу.
Если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто помог Муравьишке.
Её мудрость не забудешь:
«Тише ходишь – дальше будешь».
«Костяна» её рубаха,
Ползёт без страха ...
Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха будут с нами на каждом уроке.
(уч. стр. 5)
Вместе с ними мы будем перелистывать страницы учебных пособий, в которых найдем
ответы на наши вопросы.
«Не только Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха будут помогать нам, изучать
окружающий мир.
Нашими помощниками станут книги и тетради.
Какие? Давайте узнаем. (дети знакомятся со с. 67 учебника)
7. Работа с учебником (с. 67)
(демонстрация учителем и рассматриванием детьми соответствующих учебных пособий)
«Поможет нам не только учебник, но и рабочая тетрадь.»
Со всеми этими пособиями мы подробно познакомимся на следующих уроках.
А сегодня познакомимся с условными знаками, изображенными на странице 8.
Работа в тетради
Выполним задание №1, 2 в рабочей тетради (с. 3).
8. Итог урока. Рефлексия.
Какой предмет мы будем изучать?
Какие пособия для этого нужны?
Как зовут героев, которые вместе с нами будут знакомиться с окружающим миром?
Что мы учились составлять?
Какие слова нам в этом помогали?
Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
Какие решили?
9. Контроль и оценка достижений.
Черепаха и Муравей вас очень хвалят, потому что вы научились задавать вопросы.
А вот на следующих уроках мы будем учиться отвечать на них.Оцените свою работу на уроке.
Используемая литература:
1. Учебник «Окружающий мир», 1 класс, 1 часть, Плешаков А. А. Школа России.
2. Рабочая тетрадь, тетрадь «Проверим себя».
3. Атласопределитель «От земли до неба».
4. Книги «Зеленые страницы», «Великан на поляне».