Тема урока:
«Клавиатура – устройство ввода информации в память компьютера».
Предмет: информатика и ИКТ.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Целевое назначение и дидактическая задача урока:
ü применение усваиваемых знаний об устройстве компьютера и об устройствах ввода информации в компьютер;
ü применение способов учебных действий в условиях решения учебных заданий.
Формы обучения:
o фронтальная;
o групповая;
o индивидуальная;
o коллективная.
Цель урока: освоение клавиатуры – важнейшего устройства ввода информации - в память компьютера.
Задачи урока:
образовательные:
§ активизация и закрепление знаний учащихся по теме «Устройства компьютера и их назначение»;
§ систематизация и расширение знаний учащихся о назначении клавиш;
§ контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся по теме «Группы клавиш и их назначение»;
§ пропедевтика нового понятия «алгоритм»;
развивающие:
§ развитие логического мышления учащихся — умений выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
§ развитие у школьников навыков проектной деятельности;
§ развитие познавательного интереса;
воспитательные:
§ формирование интереса к предмету, стремления к успеху и одобрению, самостоятельной оценки своей работы, умения общаться и взаимодействовать с другими детьми;
§ формирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
§ воспитание стремления к преодолению возможных негативных последствий для здоровья при работе в компьютерном классе за счет соблюдения техники безопасности.
Оборудование и ТСО:
ü интерактивная доска, проектор с аудиоколонками;
ü ПК, стандартный комплект кабинета информатики;
ü раздаточный материал для учащихся на бумажных носителях;
ü 4 комплекта цветных маркеров.
Место данного урока в общей системе уроков. Тема «Клавиатура – устройство ввода информации в память компьютера» рассчитана на 2 учебных часа, это 1 урок по этой теме, следующий урок – практическая работа на клавиатуре.
Исходя из целей, была выбрана следующая структура урока, которая состоит из следующих этапов.
· Организационный этап (взаимное приветствие, проверка готовности класса к работе).
· Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала. (Слайды 2-8 презентации к уроку). (Учащиеся воспроизводят в памяти наиболее важные моменты изученных тем, которые будут необходимы для изучения новой темы. При этом проверяется уровень усвоения материала предыдущих уроков, выявляются и корректируются пробелы, у учащихся развивается умение слушать и анализировать ответы. Работа на интерактивной доске способствует повышению интереса к предмету).
· Изучение нового материала. (Слайды 8-9 презентации к уроку). (Формулируется мотивация учебной деятельности: ставится проблема, показывается, что клавиатура – одно из самых основных устройств ввода информации в память компьютера). На этом этапе используется объяснительно-иллюстративный метод обучения. При такой форме работы задействована вербальная, механическая и зрительная память, что способствует формированию длительной памяти. Делается акцент на том, какую информацию может обрабатывать компьютер, и какие устройства предназначены для ввода той или иной информации. Отметив роль клавиатуры как важнейшего устройства ввода текстовой информации, переходим к рассмотрению групп клавиш. Учащиеся делятся на 4 группы по 3-4 человека. Каждой группе раздаются заготовленные наборы цветных маркеров и черно-белые схемы раскладки клавиатуры с заданиями. (Так как учащиеся обучаются на клавиатурах типа QWERTY, то и работают с соответствующими заготовками). После просмотра слайдов на экране каждая группа должна быстро выделить соответствующую заданию группу клавиш и прикрепить результаты своей деятельности на зеленой магнитной доске для коллективного обзора, коррекции, сравнения и анализа.
· Закрепление изученного материала. (Слайды 10-16 презентации к уроку). В первой части этого этапа используется такой метод как работа отдельных учащихся с интерактивной доской. Такая деятельность является одним из методов интенсификации учебного процесса, то есть за малое время охватывается большой материал. При работе с интерактивной доской учителю отводится роль направляющего учебным процессом, а учащиеся в ходе самостоятельного решения задач делают выводы. При этом развиваются умения выполнять синтез, анализ и обобщения знаниевых понятий.
· Динамическая пауза (физкультминутка). (Слайд 17 презентации к уроку).
·
Продолжение этапа
закрепления изученного материала. Осуществляется проектная работа. Ставится проблемный
вопрос: «Почему буквы русского алфавита на клавиатуре расположены именно
так, а не иначе? Какой принцип использован в размещении букв на клавиатуре?»
В результате обсуждения вопросов с учениками четырех групп формулируется гипотеза
- буквы на клавиатуре расположены по принципу «наибольшей повторяемости».
Перед группами стоит исследовательское задание: подсчитать количество букв в
заготовленном тексте. (Каждому ученику раздаются листы с текстом стихотворения
А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…») Каждая группа распределяет между
своими участниками буквы для подсчета согласно таблице. (Слайд 18-19 презентации
к уроку).
(На одного учащегося – 2 буквы русского алфавита). Для удобства свода результатов на экране проецируется сводная табличная модель проекта. Учащиеся работают в группах (каждый сначала выделяет «нужную букву маркером на своем листке с текстом, а затем подсчитывает количество выделенных букв, после чего выходит к интерактивной доске и записывает число в соответствующей клетке таблицы). В результате групповой работы – заполненная таблица на интерактивной доске. Если в группе определяется лидер, он осуществляет проверку правильности подсчета членами своей группы. Полученные числа сравниваются с заданными в таблице и подводится итог проектной деятельности.
· Контроль и коррекция знаний и способов действий. (Слайд 20 презентации к уроку). Отдельные учащиеся (имеющие особенности к индивидуализации обучения, «продвинутые» в изучении данной темы) выполняют практические задания на персональных рабочих местах на компьютерах. По локальной сети организуется доступ к файлу практической работы. Для учащихся, испытывающих трудности в «общении» с компьютером на данном этапе обучения, предлагается выполнение теста на интерактивной доске (Слайд 21 презентации к уроку).
· Домашнее задание, итог урока. (Слайд 22-24 презентации к уроку). Учащиеся записывают в дневники: § 2.3.(стр.69-72), РТ: №6 (стр.57), №10 (стр.61), №11 (стр.62). Домашняя работа содержит задания по рабочей тетради, которые закрепляют полученные знания о клавиатуре.
Обращается внимание на самые главные изученные понятия на уроке. Выставляются оценки за работу на уроке всем учащимся.
Вывод: Цели и задачи, поставленные на уроке были достигнуты, то есть учащиеся:
ü осваивали клавиатуру – важнейшее устройство ввода информации в память компьютера.
ü применяли усваиваемые знания об устройстве компьютера и об устройствах ввода информации в компьютер;
ü применяли способы учебных действий в условиях решения учебных заданий.
Для достижения целей и решения задач использовались:
1. Методические разработки:
· Листы с индивидуальными и групповыми заготовками и заданиями.
· Мультимедийная презентация с гиперссылками на ЭОР.
2. Различные формы и методы работы:
· Словесный методы (монолог, диалог)
· Наглядный (презентация)
· Практический (решение задач)
· Проектная деятельность
· Фронтальная форма работы (на этапе актуализации знаний и изучения нового материала)
· Индивидуальная (со стороны учителя индивидуальный подход к каждому ученику)
3.Литература и Интернет-источники:
§ Информатика : учебник для 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
§ Информатика и ИКТ: Поурочные разработки для 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
§ Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособия для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
§ http://school-сollection.edu.ru/catalog/search/?text=%EA%EB%E0%E2%E8%E0%F2%F3%F0%E0&tg=&interface=catalog
§ http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
§ http://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
§ http://klava.org/#rus_basic
§ http://time-speed.ru/cgi-bin/demo.cgi
§ http://keybr.com/
Разнообразие форм и методов, а также последовательность в построении урока, динамическая пауза позволили избежать монотонности на уроке и перегрузки учащихся. Дидактические задания подобраны таким образом, что были интересными и доступными, то есть учитывались возрастные психологические особенности учащихся.
Таким образом, в результате данного урока учащиеся получили возможность работать с информацией, электронно-образовательными ресурсами, медиасредствами и сервисами сетевого взаимодействия. Школьники приобретали способность мыслить глобально, формировали критическое и системное мышление, умение работать в команде, с одной стороны, и самостоятельно решать образовательные и творческие задачи, с другой.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.