Как и многих учителе начальных классов меня волновала проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы.
• Как помочь учащимся писать грамотно?
• Как развивать орфографическую зоркость?
• Как добиться грамотного письма у детей?
Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №43
Развитие орфографической
зоркости на уроках русского языка в
начальной школе
Учитель начальных классов Колпакова С.В.
2018 г.
Формирование орфографически
грамотного письма – одна из
наиболее трудных задач, решаемых в
школе.
Главным в обучении
правописанию является
орфографическое правило, его
применение. Умение обнаруживать
орфограммы, именуемые
орфографической зоркостью,
выступает базовым
орфографическим умением,
первейшим этапом при обучении
правописанию, залогом грамотного
письма.
Причины неуспеваемости
учащихся:
-незнание правил;
-знание правил, но неумение их применять;
-учащиеся мало и плохо читают, при чтении
допускают ошибки;
-отсутствует положительная мотивация
-плохо развита память, мыслительные
процессы протекают медленно;
-зачастую дети не получают помощи от
родителей и не контролируются ими
Виды работ по формированию
орфографической зоркости:
1.Письмо с проговариванием
2. Списывание (основа
проговаривания по слогам )
Алгоритм списывания
1.Прочитай слово или предложение.
2.Повтори его, не заглядывая в текст.
3.Подчеркни в слове или в предложении все
орфограммы.
4.Прочитай предложение орфографически.
5.Повтори предложение орфографически
проговаривая все звуки.
6.Закрой текст. Начинай писать, диктуя по слогам
(орфографически) и подчеркни орфограммы.
7.Сверь написанное с текстом, особое внимание
обрати на орфограммы.
3.Комментированное письмо
4.Письмо под диктовку с
предварительной подготовкой
5.Письмо под диктовку
6.Письмо по памяти
Алгоритм
1.Определить место, где возникла орфографическая задача.
2.Какой группе правил относится данная орфограмма.
3.В какой части слова находится орфограмма.
4.Установить какую букву нужно проверить: гласную или
согласную.
5.Определить в слове ударение.
6.Определить,проверяемая или непроверяемая орфограмма.
7.Написать слово в соответствии с правилом.
Виды упражнений на развитие
орфографической зоркости:
1.Работа с пословицей.
2.Составление предложений по сюжетной картинке.
3.Зрительно – слуховые диктанты.
4.Диктант «Проверь себя».
5.Диктант с постукиванием.
6. Различные игры.
1.Из чего состоит текст?
2.Что содержит вопросительное предложение?
3.Из чего состоит слово?
4.Как называется звук, который состоит из голоса и
шума?
5. Рогалик, рогалик,
Золотые рожки!
Тучке сел на плечи,
С тучки свесил ножки.
6.Как называются согласные звуки, которые образуют
пары по глухости и звонкости?
7.Крупный населённый пункт.
8.Ребёнок, который учится в школе.
9.Сог, который произносится с большей силой голоса?
10.Звуки мы слышим и произносим, а что записываем?
11.Какие звуки состоят из голоса, образуют слог?
Задания для учеников
орфографически
е минутки
Лы,щу,пру,ка,жи,на,лок, но,чу.
Составить из слогов как можно больше слов.
Обозначить орфограмму.
Упражнения с
элементами
какографии
жывёш?
Дарагой друк!
Пишыт тибе Пьос. Как ты
Я лублу делатьуроки.
Орфографическая сказка
Однажды гласные О и А гуляли по лесу, собирали
грибы. Вдруг они так поссорились, что птицы
разлетелись, звери разбежались и спрятались,
деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А
почему поссорились гласные? Когда О и А стоят без
ударения, то хочет занять место и та и другая. И тут
на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило
ему волшебной палочкой ударить по гласной, как
она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в
её написании не могло быть. Об этом узнали дети,
которые шли мимо. Они подружились с
волшебником и всегда звали его на помощь, когда в
словах встречались безударные гласные О и А.С тех
пор эти дети пишут грамотно.
Виды словарной работы:
1.Запись слов под диктовку.
2.Работа с сигнальными карточками.
3.Работа со словарём.
4.Выборочный диктант.
5.Дописать предложение.
6.Отгадать загадку.
7.Игра «Найди лишнее слово».
Памятка «Как выполнить
задание по русскому языку»
1.Работу начинай с работы над
ошибками. Повтори правила, которые
забыл.
2.Выучи или повтори заданное правило.
Подбери свои примеры на это правило.
3.Прочитай задания упражнения.
4.Прочитай всё упражнение. Устно
выполни задания к нему.
5.Выполни упражнение письменно.
6.Проверь всю работу.
Памятка для родителей
Если ребёнок затрудняется, вместе выполните вслух
все задания, но не пишите в учебнике ни букв, ни
слов.
При письменном выполнении упражнения ребёнок
ещё раз всё вспоминает.
Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не
стойте за спиной.
Не сердитесь на своего ребёнка, если есть
оплошности в выполнении упражнения, предложите
поискать их самому.
Старайтесь избегать слово «ошибка». Не
высмеивайте ошибки своих детей.