Эпиграф занятия: "Умеющие мыслить - умеют задавать вопросы". /Э. Кинг/
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые, продуманные решения.
Критически мыслящий человек задает вопросы: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?
Мысль в подарок…
Умеющие мыслить умеют
задавать вопросы.
Э. Кинг
Технология
критического
мышления
(ТКМ)
Критическое мышление –
это один из видов интеллектуальной
деятельности человека, который
характеризуется высоким уровнем
восприятия, объективности подхода
к окружающему его информационному полю.
Критическое мышление — это:
способность ставить новые,
полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные,
подкрепляющие аргументы;
принимать независимые,
продуманные решения.
Критически мыслящий человек задает
вопросы:
• Что я знаю?
• Что я узнал нового?
• Как изменились мои знания?
• Что я буду с этим делать?
Инструменты критического
мышления
• Задавать вопросы
• Быть открытым к любым ответам ребенка
• Не спешить с ответом
• Дать возможность взять на себя
ответственность
• Не договаривать за ребенка
• Избегать ложных вопросов
• Исключать критикующие вопросы
• Говорить о чувствах
• Задавать больше открытых вопросов
• Начать с себя
Цель применения технологии развития
критического мышления:
Развитие мыслительных навыков учащихся,
необходимых для учёбы и обычной жизни
(умение принимать взвешенные решения,
работать с информацией, анализировать,
рассматривать различные стороны решения).
Трёхфазовая структура
урока:
• Вызов
• Осмысление (реализация)
• Рефлексия
Цели:
Вызов
• Актуализация опыта и предыдущих
знаний обучаемых.
• Активизация деятельности
учащихся.
• Формирование мотивации на учебную
деятельность.
• Постановка обучаемыми
индивидуальных целей в учебной
деятельности.
Вызов
Приемы:
• «Мозговой штурм»
• Прогнозирование
• Альтернативный тест (правильные
или неправильные высказывания)
• Формулировка вопросов, ответы на
которые нужно найти в тексте
• Корзина идей
• Кластер
• Таблица «З–Х–У»
Осмысление (реализация)
Цели:
• Получение обучаемыми нового знания.
• Формирование понимания и
систематизация знаний, соотнесение уже
известного с новым.
• Освоение способа работы с информацией.
• Поддержка целей, поставленных на стадии
Вызова.
Осмысление (реализация)
Приемы:
• Чтение текста с маркировкой
по методу insert;
• Выделение ключевых слов
подчёркиванием;
• Таблица «З–Х–У»
Рефлексия
Цели:
• Присвоение нового знания.
• Создание целостного представления о
предмете изучения.
• Постановка новых целей в учебной
деятельности.
• Оценка и самооценка развития
обучаемых в теме.
Рефлексия
Приемы:
• Творческая работа – синквейн
• Возвращение к ключевым словам,
верным и неверным утверждениям
• Ведение дневника
• Письмо другу
• Достраивание кластера из ключевых
слов
• Перепутанные логические цепи
• ….
Функции трех фаз технологии
развития критического мышления
Вызов
Осмысление содержания
Рефлексия
Информационная
(получение новой
информации по теме)
Систематизационная
(классификация
полученной информации
по категориям знания)
Мотивационная
(побуждение к работе с
новой информацией,
пробуждение интереса к
теме)
Информационная (вызов
«на поверхность»
имеющихся знании по
теме)
Коммуникационная
(бесконфликтный обмен
мнениями)
Коммуникационная
(обмен мнениями о новой
информации)
Информационная
(приобретение нового
знания)
Мотивационная
(побуждение к
дальнейшему расширению
информационного поля)
Оценочная (соотнесение
новой информации и
имеющихся знаний,
выработка собственной
позиции,
оценка процесса)