Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация. Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учитель должен научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.презентация
Мастеркласс:
«Учебная ситуация как способ реализации
системнодеятельностного подхода на
современном уроке»
Учитель Шаршатова Елена Владимировна
МОУ ЦО «Открытие»
Комсомольск на Амуре
Б. Шоу сказал:
«Единственный путь,
ведущий к знанию
деятельность»
Методическая цель урока
- создание условий для проявления познавательной
активности учащихся, которую можно достичь
следующими путями:
ход познания – «от учеников»;
преобразующий характер деятельности
обучающихся;
интенсивная самостоятельная деятельность
обучающихся;
коллективный поиск, направляемый учителем;
создание педагогических ситуаций общения на
уроке;
гибкая структура.
Создание
определённых
учебных ситуаций
Использование технологий
системно-деятельностного
подхода
деятельностный
подход реализуется
Системно-
через…
Формулировани
е и постановка
учебной цели
Формирован
ие УУД
Планирование
деятельности
учащимися
Контрольно-
оценочная
деятельность
Системно-деятельностный подход реализуется через…
ЗНАЕМ
ХОТИМ
УЗНАТЬ
УЗНАЛИ
«V» - уже знал
«+» - новое
«-» - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы
Учебная ситуация
создать
можно
перевести из
учебной задачи
Способы перевода учебной задачи в
учебную ситуацию
продумать содержание учебной ситуации;
продумать её и её «аранжировку»-поставить
эту задачу в такие условия, чтобы они
толкали, провоцировали детей на активное
действие, создавали мотивацию учения,
причём не вынуждения, а побуждения.
Для создания учебной ситуации в начале
урока можно использовать различные приемы
входа в урок:
прием «привлекательная цель»;
приём «удивляй»;
приём «отсроченная отгадка»;
приём «фантастическая добавка»;
приём «лови ошибку».
Типология учебных ситуаций:
Ситуация –
проблема
Ситуация –
иллюстрация
Ситуация -
оценка
Ситуация –
тренинг
Ситуация-проблема
Класс: 4
Тема: «Единицы измерения длины. Километр»
Учебная ситуация: Учащимся предлагается
повторить известные им единицы измерения длины
(см, дм, м), вспомнить соотношения этих единиц.
Далее даётся задание измерить этими мерками
длину класса. В процессе работы дети выясняют,
какими мерками удобно измерять расстояния
между предметами в комнате. Учитель ставит
вопрос: «Какими единицами удобно измерять
расстояния между населёнными пунктами? Какими
единицами измеряют расстояния в космическом
пространстве, на морских просторах?»
Ситуация- тренинг
Класс: 4
Тема: «Работа с печатным текстом»
Учебная ситуация: Берём интервью у героя.
После прочтения
берут
интервью у друг друга. Один партнёр задаёт
герою книги вопросы, а другой отвечает от
имени героя. Учащиеся ведут интервью в
соответствующей
успешно
манере
изображают героя рассказа.
учащиеся
книги
и
Ситуация-иллюстрация
Класс: 1
Тема: «Моя семья»
Учебная ситуация:
Ситуация-оценка
Класс: 3
Тема: «Сказка для театра. С. Маршак «Сказка
про козла»»
Учебная ситуация: Учащиеся
готовят и
представляют театрализованную постановку,
под режиссурой 2-х учеников. Они заучивают
свои роли, внимательно выслушивают указания
и сотрудничают с одноклассниками, чтобы
представить
драматизацию,
которая показывает, они верят в свою роль.
Затем необходимо оценить, чья постановка была
интереснее.
убедительную
Ситуация- тренинг
Класс: 2
Тема: «Природная зона. Степь.»
Учебная ситуация: учащимся после
изучения темы, предлагается рассказать
от имени животных, проживающих в
степях, рассказать в каких условиях им
приходится проживать, чем питаться и
как приспосабливаться к жизни.
Ситуация -проблема
и ситуация- иллюстрация
Класс: 2
Тема: «Таблица умножения»
Учебная ситуация: Детям предлагается
решить задачу. Каждому из вас гном
приготовил по 3 вишенки. Сколько всего вишен?
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + .............
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + .............
19 раз
19 раз
Создание учебной ситуации должно
строиться с учётом
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированности УУД учащихся.
Виды ситуаций:
Выбор. Дается ряд готовых решений. Среди
выбрать
неправильные.
Надо
них
правильное.
и
Неопределенность.
решения ввиду недостатка данных
Неожиданность. Вызывает
необычностью, парадоксальность.
Неоднозначные
удивление
Конфликт. Ситуация, рассматривающая
противоположности.
Несоответствие. Не «вписывается» в уже
имеющийся опыт и представления.
Спасибо за внимание!
Творческих
успехов!