познакомить учащихся с биографией поэта, разнообразием его дарований;
дать представление о раннем творчестве Пастернака;
совершенствовать навыки анализа текста.
Эпиграф:
..Музыка слова состоит не в его звучности, а в соотношении между его звучанием и значением.
Б.Л.Пастернак
Я жил в те дни, когда на плоской
Земле прощали старикам,
Заря мирволила подросткам
И вечер к славе подстрекал.
Когда, нацелившись на взрослых
Сквозь дым крупы, как сквозь вуаль,
Уже рябили ружья в козлах
И крепла крупповская сталь.
• познакомить учащихся с
биографией поэта, разнообразием
его дарований;
• дать представление о раннем
творчестве Пастернака;
• совершенствовать навыки анализа
текста.
Эпиграф к
уроку:
..Музыка слова состоит не
в его звучности, а в
соотношении между его
звучанием и значением.
Б.Л.Пастернак
Анализ
стихотворения
Биография
Б.Л.Пастернака
Итог урока.
Домашнее
задание
Я жил в те дни,
когда на
плоской
Земле прощали
старикам,
Заря мирволила
подростк
ам
И вечер к славе
Когда,
подстрек
ал.
нацеливш
ись на
Борис
Леонидович
Пастернак
1890 – 1960г
Родился 10 февраля
1890 года в Москве в
семье академика
живописи Л.О.
Пастернака и Р. И.
Пастернак
(урожденной Кауфман),
до замужества бывшей
профессором Одесского
отделения
Императорского
русского музыкального
общества.
"Я родился в
Москве, 29-го
января ст. стиля
1890 года.
Многим, если не
всем, обязан
отцу, академику
живописи
Леониду
Осиповичу
Борис
Пастернаку, и
матери, Розалии
Пастернак
Наиболее важными для духовного
становления будущего поэта явились три
события: приобщение к христианству,
увлечение музыкой и философией.
Родители исповедовали Ветхий Завет, а
русская няня тайком от них водила
мальчика в православную церковь.
Первое творческое увлечение Пастернака,
наряду с рисованием, музыка.
Но, получив признание А. Скрябина,
юноша порвал с музыкальным
сочинительством.
Картины, созданные Борисом
Пастернаком.
Пастернак видел в детстве Льва
Толстого, Левитана, Серова,
Врубеля, А. Н. Скрябина, Рильке,
Поленова, К. Коровина, В. О.
Ключевского и многих других
значительных людей своего
времени.
Их существование было, с
одной стороны, семейной
повседневностью, с другой
масштабом и мерой оценки
собственной будущности.
По окончании гимназии (1906) учился в
Московском университете; с юридического
факультета перешел на историко
филологический (окончил в 1913 г.). Здесь под
руководством Г. Г. Шпета Пастернак
знакомится с феноменологией Э. Гуссерля, а в
апреле 1912 г. на скудные средства родителей
отправляется в Марбург для обучения у главы
неокантианцев Германа Когена. Там он
получает возможность продолжать карьеру
профессионального философа, но
прекращает занятия философией и
возвращается на родину. "Прощай,
философия" эти слова из
автобиографической повести Пастернака
"Охранная грамота" (1931) теперь значатся на
мемориальной доске дома в Марбурге, где
некогда проживал безвестный студент,
ставший всемирно почитаемым классиком.
В печати Пастернак впервые выступил в альманахе
"Лирика" (1913; 5 стихотворений), затем
появились его книги стихов "Близнец в тучах"
(1914) и "Поверх барьеров" (1917). Возвратившись к
этим стихам, многое исключив и переработав,
добавив появившиеся затем в периодике, поэт
выпустил через двенадцать лет новый сборник
"Поверх барьеров. Стихи разных лет" (1929) своего
рода расчет с прошлым. Настоящим своим
поэтическим рождением Пастернак считал лето
1917 г. время создания книги "Сестра моя
жизнь" (вышла из печати в 1922 г.). До того
Пастернак в 1913 г. в литературном кружке
"Мусагет" прочитал доклад "Символизм и
бессмертие", где уже проступала программа
нового, постсимволистского сознания.
Рубеж 19201930х гг. сказался в
СССР Н. Бухарин даже
Однако проза Пастернака,
эволюции Пастернак мучительной
напряженностью. После завершения поэмы
"Высокая болезнь" (19231928) Пастернак
опубликованная при его жизни, не
завершает роман в стихах "Спекторский" о
вызвала признания современников.
судьбе русского интеллигента, "которого
должно вернуть истории" (1931, начат в
Зато его лирика обретала все большую
1925).В 1929 г. он публикует "Повесть" с
известность. На I съезде писателей
одноименным героем стихотворного романа,
которую считал первой частью будущей
противопоставил ее поэзии
эпопеи и замысел которой восходил к 1918 г.
Маяковского как "отжившей агитке".
В промежутках он опубликовал несколько
прозаических произведений: "Аппелесова
черта" (1918), "Письма из Тулы", "Детство
Люверс" (оба1922), "Воздушные пути"
(1924).
Естественно, что в годы Великой
Отечественной войны Пастернак не мог
отрешить себя от судьбы России. В первые
месяцы сражений он пишет патриотические
стихотворения: "Страшная сказка",
"Бобыль", "Застава", в дальнейшем
"Смерть сапера", "Победитель" и другие.
После эвакуации в Чистополь в октябре 1941
г. и по возвращении в Москву в августе 1943
г. с бригадой писателей уезжает на
Брянский фронт.
Зимой 1945/46 г. Пастернак начал
реализацию своего главного замысла
романа "Доктор Живаго" (предварительное
название "Мальчики и девочки"). В эти
годы и позже активно занимается
переводами трагедий Шекспира, "Фауста"
Гете, грузинских лириков.
1950е годы стали для писателя
временем тяжелых испытаний.
Предложенный для публикации
журналу "Новый мир" роман
"Доктор Живаго" был отвергнут
редакцией.
После издания его за рубежом (1957)
и присуждения автору Нобелевской
премии (1958) началась травля
писателя как в официально
литературных, так и в политических
кругах вплоть до требования
выдворения его за пределы страны.
Вне России Пастернак
себя не мыслил, что и
побудило его отказаться
от Нобелевской премии.
После перенесенного
инфаркта 30 мая 1960 поэт
умер. По заключению
медицинских экспертов,
от рака легких.
Похоронен в поселке
Переделкино
Московской области.
Февраль. Достать чернил
В 1914 году вышла первая книга стихов
и плакать!
«Близнец в тучах». Позже пастернак
Писать о феврале
навзрыд,
неоднократно сожалел о выпуске этой
Пока грохочущая слякоть
«незрелой книжки». Однако стихотворением из
Весною черною горит.
этой книги «Февраль. Достать чернил и
Достать пролетку. За
плакать!» поэт в дальнейшем часто открывал
шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик
Где, как обугленные
свои поэтические сборники, несколько раз на
колес
груши,
протяжении жизни возвращался к нему,
Перенестись туда, где
С деревьев тысячи
дорабатывал добиваясь ощущения легкости,
ливень
грачей
сиюминутности впечатления.
Еще шумней чернил и
Сорвутся в лужи и
слез.
обрушат
Сухую грусть на дно
очей.
Под ней проталины
чернеют,
И ветер криками изрыт,
1. Роль синтаксиса
2. Формы глаголов
3. Средства, с помощью которых достигается
динамичность стихотворения
4. Художественновыразительные средства
5. Цветопись и
звукопись стиха.
6. Стихотворный
размер
В стихотворении особый
необычный синтаксис:
1. преобладают назывные и безличные
предложения: «Достать пролетку.»,
«Февраль.»
2. восклицательная интонация задает тон всему
стихотворению, благодаря этому создается
ощущение записи мгновенного впечатления
В ранней лирике Бориса Пастернака
преобладают художественно
выразительные средства, которые
создают музыку слов, делают
стихотворения легкими, воздушными и
необыкновенно прекрасными.
1) Закончить анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и
плакать!», начатый на уроке.
2) Выучить стихотворение наизусть.
3) Найти среди стихотворений Пастернака произведения,
похожие по теме и экспрессивной оценке.
Эпитеты:
«грохочущая слякоть», «сухая грусть»,
«черная весна»
Метафоры:
«ветер криками изрыт», «дно очей»
Сравнения:
грачи, «как обугленные груши»
Формы глаголов
Инфинитив:
«Достать чернил…»
«Достать пролетку…»
«Писать о феврале…»
Глаголы настоящего
времени
«Горит», «чернеют», «слагаются».
«Перенестись туда, где
ливень..»
Глаголы будущего времени
«сорвутся», «обрушат»
В стихотворении отсутствуют глаголы
прошедшего времени!
Определяем
стихотворный размер
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Ударение падает на 2, 4, 6, 8 слоги – в первой строке.
На 2, 6 и 8 слоги – во второй строке.
Стихотворный размер