Презентация "Золотая хохлома"
Оценка 5

Презентация "Золотая хохлома"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
01.06.2017
Презентация "Золотая хохлома"
Открытый урок "Золотая хохлома" проводится в 5-м классе. Ребята знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства Руси. Закрепляют пройденный материал. Учатся различать многочисленные росписи Руси. Урок проводится в технике мастер-класс ( для большей наглядности учитель создает на доске роспись, а обучающиеся повторяют).презентация к уроку "Золотая хохлома"
хохлома.docx

Урок11. Хохлома

Класс

5

Цели деятельности учителя

Создать условия для понимания красоты декоративно-прикладного народного творчества .Формировать представление о многообразии форм изображения мира декоративно-прикладного искусства искусства, научить понимать роль хохломской росписи и ее появление в истории искусства; познакомить с различными художественными материалами, художественными техниками и их значением в создании росписи

Тип урока

урок изучения нового материала, урок формирования умений и навыков

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные:научатся устанавливать аналогии, создавать своими руками хохломскую роспись; сравнивать объекты по заданным критериям; строить логически обоснованные рассуждения; познакомятся с элементами хохломской росписи и ее видами; узнают историю хохломской росписи; получат навыки изображения росписи.

Метапредметные:научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии, делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать  деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; аргументированно оценивать свою работу, корректировать свое мнение.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности

Методы и формы

обучения

Беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

· http://ru.wikipedia.org/wiki

· http://www.artsait.ru

Оборудование

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный ряд русская народная музыка

Оборудование для ученика: бумага, простой карандаш ТМ, ластик, гуашь/акварель, кисти круглые художественные №2,3 (белка, пони, коленок), палитры, стаканчики для воды, трафареты посуды,

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Хохломская роспись», видео ряд из программы «Галилео»-«Хохлома», педагогический рисунок тарелки с хохломской росписью.

Основные понятия и термины

Хохлома, лудить, заготовка, грунтовка, пропитка, лужение, олифрение, роспись, лачение, верховое письно, фоновое письмо


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Беседа

с постановкой проблемы

 

     Здравствуйте ребята! В этой четверти мы с вами рассматривали декоративно прикладное искусство и изучили некоторые росписи. Какие росписи мы с вами прошли?Гжель, жостово, городецкая, мезенская

Сегодня мы с вами познакомимся с новой росписью, но для того, чтобы узнать что это за роспись, вам необходимо отгадать загадку:

«Посуда не простая

А точно золотая!

С яркими завиточками

Ягодками и листочками

Называется она?»  (хохлома)

 

Слушают учителя. Вспоминают пройденный материал. Отгадывают загадку. Определяют название урока

. Осмысливают цель урока

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют

цель и проблему

в учебной деятельности; принимают учебную задачу.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Изучение нового материала

Частичнопоисковый

- Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

   Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

   Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

    Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

   Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

    Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

    Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с "Хохломой.

Учащиеся получают исторические знания. Занимаются творческим поиском для решения практико-теоретической задачи. Работают над формой предмета. Под руководством педагога вспоминают основы композиции

Фронтальная, индивидуальная работа

Познавательные: устанавливают аналогии, создают модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения.

Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы.

Личностные:

осознают многообразие взглядов, свою позицию

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

- Золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.

- Любопытно, что Хохлома не родина промысла, а деревня, куда первые мастера из свозили свои изделия из старинных заволжских деревень – Новопокровское, Кулигино, Семино.

А сейчас мы с вами познакомимся с элементами хохломской росписи.

- Какие основные цвета в росписи? (Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый).

- Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники? (Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.).

- Главный элемент росписи – «травка», художников называли «травниками». Травка, ягодки, цветы, птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье.

“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Травинки” - это мазки с небольшим плавным утолщением.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Усики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

 «кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

Криуль – волнистая линия – основа узора

Листики

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

 Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой»(кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки)

А сейчас мы с вами просмотрим небольшой видео ряд и увидим как же изготавливают посуду и расписывают ее.

 

 

 

 

 

III. Физминутка

 

А сейчас мы с вами выполним несколько упражнений для того, чтобы наши кисти стали более гибкими.

Вращение плечами

      Основная стойка. Вращайте плечами направлению вверх, назад и вниз, вперед несколько раз. Затем смените направление движения.

       "Шраги" (пожимание плечами)

     Основная стойка. Поднимите плечи как можно выше, одновременно вдыхая, затем резко выдохните, столь же резко опустив плечи.

     Махи руками

      Основная стойка. Сделайте мах руками, начиная с положения над головой и двигая их вниз в стороны, а также скрещивая перед грудью. Затем взмахните руками вверх и продолжайте.

  Подъем рук вперед

      Основная стойка. Соедините кисти перед собой. Глубоко вдохните, поднимая руки над головой, и сделайте выдох, возвращаясь в исходное положение.

 

 

 

 

III. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

- Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны посуды.

Рисование основного элемента - криуля, он рисуется с помощью завитков. На следующем этапе добавляются «капельки», «осочки», «травинки», образуются «кустики». Продолжая таким образом, мы создаем орнамент. (Показ учителя.)

- Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета.

На столе у детей приготовленные заранее шаблоны тарелочек.

 

Ребята готовят рабочее место, размещают художественные материалы.

Работают над росписью вместе с учителем

 

Индивидуальная работа

Регулятивные: различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.

Коммуникативные: адекватно выражают и контролируют свои эмоции

 

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

на основе заданных вопросов.

Выставка работ учащихся

О каком народном промысле мы сегодня говорили? Ответьте на вопросы.

  1. Материал, из которого хохломская утварь.
  2. Вид письма по фону.
  3.  Вид растительного орнамента.
  4. Нанесение силуэтного рисунка.
  5. Узор, в котором травки превратились в кудри-завитки.

- Что такое декор?

А сейчас я прошу оценить вашу активность на уроке, если было все понятно и у вас все получилось, поднимите зеленый листочек, если были какие-то ошибки и вы что то не поняли, то поднимите желтый листочек и если вам совсем ничего не понятно и ничего не получилось, то поднимите красный листочек.

Домашнее задание

Принести на следующий урок альбом, краски (акварель/гуашь), кисточки, непроливайка, палитра, простой карандаш и ластик.

 

 

Отвечают

на поставленные вопросы,

анализируют свои работы

и работы одноклассников. Обобщают полученные на уроке сведения. Оценивают результаты работы

Индивиду-

альная,

фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение

в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; аргументированно оценивают свою работу; корректируют свое мнение.

Регулятивные:

оценивают свою работу и работы своих товарищей; осознают правила контроля

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 11. Хохлома Класс 5

Урок 11. Хохлома Класс 5

Организационная структура (сценарий) урока

Организационная структура (сценарий) урока

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 -

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 -

Криуль – волнистая линия – основа узора

Криуль – волнистая линия – основа узора

III. Творческая практическая деятельность

III. Творческая практическая деятельность

Домашнее задание Принести на следующий урок альбом, краски (акварель/гуашь), кисточки, непроливайка, палитра, простой карандаш и ластик

Домашнее задание Принести на следующий урок альбом, краски (акварель/гуашь), кисточки, непроливайка, палитра, простой карандаш и ластик
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017