Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
МДОУДС №14 Копейского городского округа
Челябинской области
Модель развивающей
образовательной среды
современного детского сада
Докладчик:
заместитель заведующего по ВМР
Татьяна
Николаевна Васильева
Копейск, 2016
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно
создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития
детей.
среды,
представленная
специально
–
Развивающая
предметнопространственная
часть
образовательной
организованным
пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием
и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
среда
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
• психолого-педагогические,
• кадровые,
• материально-технические,
• финансовые,
• развивающая предметно-
пространственная среда
В
С
СООТВЕТСТВИИ
ТРЕБОВАНИЯМИ
ФГОС ДО
развивающая
предметно-
пространствен
ная среда
максимальная
реализация
образователь
ного
потенциала:
• пространств
а
• материалов
• оборудован
ия
• инвентаря
Развивающая предметнопространственная
среда должна обеспечивать :
• возможность
общения
и
совместной деятельности детей и
взрослых (в том числе детей разного
возраста; во всей группе и в малых
группах),
активности детей,
• возможность двигательной
• возможности для уединения.
Развивающая предметно-
пространственная среда
должна быть:
Насыщенность среды
(разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря - в
здании и на участке) должна
соответствовать:
• возрастным
возможностям детей
• содержанию
Программы
Трансформируемость
пространства
обеспечивает возможность
изменений
предметно-
пространственной среды в
зависимости:
• от образовательной
ситуации,
• от меняющихся интересов
детей,
• от возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного
использования различных
составляющих предметной
среды (детская мебель, маты,
мягкие модули, ширмы и т.д.)
наличие не обладающих
жёстко закреплённым
способом употребления
(полифункциональных)
предметов (в том числе
природные материалы,
предметы-заместители)
Вариативн
ость среды
предполагает:
• наличие
различных
пространств
• разнообразных
материалов, игр,
игрушек и
оборудования
• периодическую
сменяемость
игрового
материала
• появление новых
предметов
для игры,
конструирования,
уединения и пр.
обеспечивающих
свободный выбор
детей
стимулируют
игровую,
двигательную,
познавательную и
исследовательскую
активность детей
Доступность среды предполагает:
воспитанников всех
доступность для
помещений, где
осуществляется
образовательная
деятельность
свободный доступ
детей к играм,
игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающим
все основные виды
детской активности
исправность и
сохранность
материалов и
оборудования
При организации развивающей
предметнопространственной среды
необходимо учитывать:
•
гигиенические нормы площади
на одного ребенка
(норматив
наполняемости групп);
• наличие
физкультурного
и
музыкального залов;
• наличие прогулочных площадок,
физическую
обеспечивающих
активность
разнообразную
и
игровую деятельность детей на
прогулке;
• оснащенность групп мебелью,
игровым
дидактическим
материалом в соответствии с
ФГОС;
и
• наличие
• наличие
в
дошкольной
возможностей,
организации
необходимых для организации
питания детей;
в
дошкольной
организации возможностей для
образования
дополнительного
детей;
для
работы специалистов, в том
педагогов
числе
коррекционного образования;
возможностей
для
• наличие
Принцип минимакса
МАКС
МИНИ
Может
узнать
Должен узнать
Ядро модели
Субъекты
образовател
ьных
отношений
Субъекты
образовательных
отношений
Субъекты
образовательных
отношений
Образовательный компонент
Субъекты
образовательных
отношений
Информационный компонент
К
о
р
р
е
к
ц
и
о
н
н
ы
й
к
о
м
п
о
н
е
н
т
Модель развивающей образовательной среды
Внешнее пространство
Образовательный компонент
К
о
р
р
е
к
ц
и
о
н
н
ы
й
к
о
м
п
о
н
е
н
т
Субъекты
образовательных
отношений
Информационный компонент
СОЦИУМ
Переспективы
• в создании и регулярном обновлении сайта и блога
учреждения с учетом текущих изменений для
обеспечения открытости дошкольного образования;
• в пополнении и обогащении предметной среды
групповых ячеек и других помещений, где
осуществляется образовательная деятельность;
• создании условий для активного участия родителей
(законных представителей) в образовательной
деятельности детского сада;
• внесении изменений в развивающую предметно-
пространственную среду с учетом современных
требований, новых нормативных документов (ФГОС
дошкольного образования).
•
Предметный мир
детства — это не
только игровая среда,
но и среда развития
всех специфических
детских видов
деятельности.
А. В. Запорожец