Система общего образования Российской Федерации переживает период активных преобразований. Мощный импульс этому процессу придал национальный проект «Образование». В условиях модернизации образования происходят изменение школы - это ожидаемый и естественный процесс.
Основная цель современной школы: - это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, создать условия для самоопределения, выбора профессии для свободной адаптации в современной жизни.
Система общего образования Российской Федерации переживает период активных
преобразований. Мощный импульс этому процессу придал национальный проект
«Образование». В условиях модернизации образования происходят изменение школы это
ожидаемый и естественный процесс.
Основная цель современной школы: это создание условий для развития потенциала
молодого человека, самореализации личности, создать условия для самоопределения,
выбора профессии для свободной адаптации в современной жизни.
Молодые люди, выпускники школы должны обладать такими качествами, как деловитость,
дисциплина, ответственность, самостоятельность, конкурентоспособность.
Современные школьники имеют богатый личный потенциал, но, к сожалению, в школе
порой они не могут раскрыть и реализовать свои способности. Сколько известно таких
примеров, когда троечник в школе с успехом проявляет себя после окончания школы в
стенах училища, института. Почему так происходит?
Традиционно считается, что основная задача школы – это образование. На традиционном
уроке мы, учителя, заинтересованы, прежде всего, в изучении учебного материала в
соответствии с программными требованиями. Времени катастрофически не хватает.
Авторитарная позиция учителя сковывает инициативу и самооценку учащихся, снижает
уровень их развития и креативности. Дети пассивны. Вот и приходится учителю работать
больше самому, при этом дети бездействуют и воспринимают информацию в готовом виде,
не прилагая усилий в поиске знаний.
Мы обучаем в школе математике, физике, биологии и другим предметам. Но, когда дети
выходят из стен школы, они теряются и выясняется, что их не научили главному – таким
жизненно – необходимым навыкам, как эффективному общению, самостоятельно решать
проблемы, справляться с отрицательными эмоциями, адекватно вести себя в стрессовых
ситуациях, сказать «нет», уметь отказывать, быть успешными в учебе и работе, в жизни. Из
за не сформированности этих жизненноважных навыков молодые люди в будущем будут
иметь низкую самооценку, неуверенность в себе, не смогут найти себя в обществе, в семье
Сейчас задачи перед школой изменились. Перед педагогом стоит задача раскрыть
природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. «В человекезаключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать
свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего
назначения» это слова Имануила Канта. И эта задача возложена на педагога.(2)
Решить часть задач, которые сегодня стоят перед школой могут и должны стать
современные образовательные технологии. На сегодня в научной литературе существует
много определений понятия «технология». Следует сказать, что даются около 300
трактовок и определений этого понятия «технология». Слово «технология» довольно
прочно обжилось в педагогическом словаре, но до сих пор нет четкого понятия. Общее
толкование понятия «технология»: «техно» мастерство, «логос» наука, то есть наука о
мастерстве. Технология это достаточно жестко зафиксированная последовательность
действий, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит
определенный алгоритм решения поставленных задач. Проще запомнить, что технология —
это инструмент, при помощи которого решаются задачи образовательной программы. То
есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?». А технология — на
вопрос «как делать?».
Кратко истории. Педагогические технологии появились в 50х годах 20 века. Это были так
называемые «жесткие» или «строгие» технологии, в которых цель и результат были жестко
взаимосвязаны, при этом результат должен быть диагностирован. В 90х годах они стали
называться я образовательными технологиями или еще «личностно ориентированными
образовательными технологиями». Эти технологии направлены на развитие
самостоятельности, субъективности ученика, формирование творческих способностей
ученика, развитие критического мышления.