Приемы работы при изучении темы «Сложение и вычитание чисел 1-10»
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика
1 кл
06.03.2018
Методическая разработка по математике на тему "Приемы работы при изучении темы "Сложение и вычитание чисел 1 - 10" (1 класс) Статья предназначена учителям начальных классов. Сложение и вычитание чисел первого десятка является основой для изучения математики. Детям младшего школьного возраста присуще наглядно-образное мышление, и именно эту особенность должен использовать в своей работе учитель.Методическая разработка по математике на тему "Приемы работы при изучении темы "Сложение и вычитание чисел 1 - 10" (1 класс) Статья предназначена учителям начальных классов. Сложение и вычитание чисел первого десятка является основой для изучения математики. Детям младшего школьного возраста присуще наглядно-образное мышление, и именно эту особенность должен использовать в своей работе учитель.
Приемы работы при изучении темы.docx
Приемы работы при изучении темы «Сложение и вычитание чисел 1-10»
Общеизвестно, что детям младшего школьного возраста присуще нагляднообразное мышление, и именно эту
особенность должен использовать в своей работе учитель. Игровой метод позволяет тесно связать изучение тео
ретического материала с практическими действиями.
Ребенка 67летнего возраста необходимо заинтересовать с первых дней обучения от этого зависит получение им
знаний в дальнейшем. Уроки математики, к сожалению, далеко не у всех детей вызывают энтузиазм: язык цифр кажется им
суховатым и сложным. Как быть? В своей практике при ознакомлении с цифрами и числами первого десятка я использую
игру «Самолет». Карточкисамолетики родители моих учеников готовят сами. Они выглядят таким образом:
Каждая карточкасамолетик готовится в двух экземплярах, и хранятся они в конвертиках.
Размер карточек таков:
Оставляем внизу поле в 2 см, чтобы ребенок не закрывал пальцами кружочки, когда мы поднимем самолетики «в воздух».
В начале игры дети раскладывают карточки на партах по порядку цифр от 1 до 9.
Я капитан эскадрильи, а дети летчики. Объявляю взлет. Называю числа, а дети поднимают самолетики с домино. Так
дети легко запоминают числа.
Затем на последующих уроках дети работают сразу с двумя карточками: одной рукой поднимают карточку с цифрой,
другой с домино. Например, 5: ^ ^ . Кто первый взлетит, тот станет командиром эскадрильи. Такая игра в виде
соревнования способствует лучшему и быстрому запоминанию цифр и чисел. Никому не хочется быть подстреленным
вражескими пушками, когда мы летим в тыл врага.
Каждый учитель хорошо знает, какое огромное значение в дальнейшей работе над сложением и вычитанием, при
рассмотрении приемов сложения и вычитания в пределах 10, а затем и 100 имеет усвоение детьми на память состава чисел
из двух слагаемых. Поэтому на уроках по теме «Нумерация чисел 110» необходимо уделить соответствующим
упражнениям специальное внимание.
Широко использую игру «Самолет» и при изучении состава чисел первого десятка. На первых порах работаем с
самолетикамидомино. Выбирается командир эскадрильи. Он называет число, например 6. Дети поднимают карточки
самолетики с домино. Работа проходит в быстром темпе, и каждый работает самостоятельно. Подсматривать у соседа
времени нет, иначе «можно попасть в беду». Выясняется состав числа 6: 5 да 1, 4 да 2, 3 да 3. Командир проверяет, все ли
летчики летают правильно. За грамотное командование эскадрильей ему вручается медаль, а затем, на последующих
уроках, играем с самолетикамицифрами.
Эту же игру использую, когда число нужно дополнить до 10.
Формирование прочных вычислительных навыков табличного умножения и деления одна из основных и сложных задач
начального курса математики. Без правильного и быстрого воспроизведения табличных результатов невозможно
дальнейшее обучение устному и письменному умножению и делению.
Большую помощь оказывает игра «Самолет» и при закреплении знания таблицы умножения и деления. Все хотят быть
командирами, поэтому таблицу умножения учат добросовестно. Иногда командиром эскадрильи становлюсь я.
Специально называю числа, не входящие в таблицу умножения например 43. Никто не взлетает; дети говорят, что такого
числа в таблице умножения нет. Таким образом, играя, легко и быстро мои ученики усваивают необходимый материал.
При изучении состава чисел 110 использую наглядное пособие такого вида: линия сгиба
линия разреза
10 см
20 см
5 это целое или сумма, 1 и 4 это части или слагаемые. По этой карточке составляем все возможные выражения:
1 + 4 = 5 5 – 1 = 4
4 + 1 = 5 5 – 4 = 1
При составлении примеров на вычитание части поочередно сгибаем фрагменты карточки, и пособие при обретает такой
вид:
По этим пособиям приучаю детей составлять чертежи, которые уже в недалеком будущем помогут им в обучении
решению задач и уравнений, позволят научиться легко определять целое и части, например:
С помощью того же пособия знакомлю детей с компонентами действий сложения и вычитания, а позже и с
уравнениями. Готовлю разные демонстрационные пособия и с цифрами, и с домино.
По ним легко и удобно составлять все возможные уравнения:
х + 4 = 6
4 + х = 6
6 х = 4
6 4 = х
При обучении решению примеров на сложение и вычитание в пределах 10 предлагаю детям упражнения с целью
развития логического мышления, закрепления состава чисел первого десятка и умения определять целое и части. Начинаем с примеров в одно действие. Кружком обозначаем целое.
При сложении объединяем слагаемые дугой, внизу пишем ответ (сумму) и берем целое в кружок. При вычитании целое
уменьшаемое, берем его в кружок и проводим две стрелки
(к частям). Появляются схемы:
Красным кружком обозначаем целое.
На первых порах при решении примеров вывешиваю эти схемы на доске, чтобы дети могли по ним ориентироваться.
Выясняем с детьми, что слагаемые это части суммы, а вычитаемое и разность части уменьшаемого.
Выясняем, что 4 и 2 это части, поэтому объединяем их; 4 да 2 это 6.
Ответ: 6. 5 уменьшаемое, это целое. От цифры 5 проводим две стрелки (к частям). 5 это 3 да 2. Ответ: 2.
Затем постепенно усложняю работу:
Первое действие вычитание, поэтому 5 целое. 5 это 1 да 4; рисуем от числа 5 стрелки.
Следующее действие сложение: 4 + 3; 4 да 3 это части, объединяем их; сумма 7, в кружке пишем 7. Ответ: 7.
Постепенно увеличиваю количество действий в примерах:
1. 6 целое, 6 это 2 да 4; рисую стрелки, пишу 4.
2. Следующее действие сложение, 4 и 3 слагаемые, это части. Объединяю их, рисую кружки, пишу 7.
3. Третье действие опять сложение: 7 + 1. 7 в предыдущем действии было целое, теперь не целое, кружок
зачеркиваю; 7 да 1 это части. Объединяю их, рисую кружок. 7 да 1 это 8, в кружке пишу 8. Ответ: 8.
Работы детей в тетрадях выглядят следующим образом:
Детям такой вид работы очень нравится, заинтересованы и родители. Таким способом я развиваю у детей логическое мышление, речь, интерес к математике, закрепляю знание состава чисел
первого десятка, умение находить целое и части. Постепенно сложение и вычитание чисел 110 доводится до автоматизма,
без чего никак не обойтись при изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Смирнова Валентина Владимировна
Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши, МБОУ «Моргаушская СОШ».
Приемы работы при изучении темы «Сложение и вычитание чисел 1-10»
Приемы работы при изучении темы «Сложение и вычитание чисел 1-10»
Приемы работы при изучении темы «Сложение и вычитание чисел 1-10»
Приемы работы при изучении темы «Сложение и вычитание чисел 1-10»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.