Приключения изыскателей С. Голицына «Сорок изыскателей» (глава 1)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Иконка файла материала konsp_lit_3kl_ur6.doc
Литературное чтение Урок 6. Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ Тема: Приключения изыскателей С. Голицына «Сорок изыскателей» (глава 1) Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;  • развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;   •  развитие умений  высказывать  и  аргументировать  своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2   Проверка домашнего задания. –  Прочитайте   толкование   слов  романтик  и  оптимист,   которое   даёт словарь. (Можно ввести слово­антоним пессимист.) – О каких же роковых последствиях идёт речь в 1­й главе? – Какую загадку предстоит разгадать героям?   Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию  из одной формы в другую:  подробно пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на развороте  учебника. © ООО «Баласс», 2013 1II. Развитие  умений. 2  4  1  1  2  3  I. Работа с текстом главы 1. Часть 1 1. Работа с текстом во время чтения. 1.  Чтение   вслух   по   цепочке.   По   ходу   чтения   учитель   и   дети   ведут диалог с автором, учитель делает необходимые комментарии. В части 1 уточняем, что повествование ведётся от лица рассказчика, появляется ещё один герой – сын Миша. По ходу чтения объясняем, что геолог  –  это   специалист  по  геологии;  геология  –  наука  о  строении  и составе   земной   коры,   о   методах   изыскания   полезных   ископаемых; минералогия – наука о минералах, каменных и горных породах, которые добывают как полезные ископаемые. 2. Выделяем ключевую фразу и записываем в тетрадь (с. 4, задание 2), начинаем составление цитатного плана: 1) «Книга эта бесповоротно решила Мишину судьбу». 2. Работа с текстом после чтения части 1. Вопрос после чтения: – Как вы думаете, повлияет ли Мишино увлечение на членов семьи? Что вы можете предположить? Часть 2 1. Работа с текстом во время чтения. Позднее   Миша  всех   взрослых   и  ребят  стал  разделять   на  изыскателей   и прочих.  (Позднее… Значит, прошло время, а Миша своему увлечению не изменил.) К изыскателям он относил тех, кто всё время что­то изобретает, 4. Находить ответы на вопросы в  тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность действий на  уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение на основе работы  с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем плану. © ООО «Баласс», 2013 2Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. что­то   придумывает   или   мечтает   разыскать   новое,   неизвестное, таинственное и ищет на земле, под землёй, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе.  (Обратите внимание на эти черты характера изыскателя. Подумайте, а в вас они есть?)  Вот изыскательские профессии – топографы, снимающие карты местности, гидрологи, изучающие реки, ботаники, зоологи и многие другие, и самые­ самые   интересные   из   них   –   геологи.  (Попробуйте   продолжить   ряд изыскательских профессий.) Из разных прочих Миша специально выделил «тюфяков» (Слово «тюфяк» что означает? Вообще­то это мешок, набитый соломой, сеном, служащий постелью,   причём   мягкой   постелью.   А   Миша   это   слово   использует   в переносном   смысле,   а   именно…):  в   этой   группе   очутились   мальчишки сонливые, медлительные, ничем не интересующиеся, любители покушать. А вот кого Миша откровенно считал тюфячкой, так это свою младшую сестру Соню. («Откровенно считал» – то есть не скрывал этого. Ещё один персонаж появился – дочь рассказчика и младшая сестра Миши – Соня.) И хотя Соня целый день ищет то завалившийся за диван чулок, то уроненную на пол тетрадь или «Арифметику», всё равно в изыскатели, по мнению Миши, ей не попасть никогда. Меня и маму Миша искренне уважает и любит, но я чувствую, что и нас он считает тюфяками. (Можно предположить, почему?) Ведь кто я такой? Обыкновенный детский врач. Каждый день я хожу в поликлинику,   выслушиваю   и   мну   больших   и   малых   ребят,   здоровых   и больных, прописываю им лекарства, утешаю перепуганных родителей. (Наш рассказчик – детский врач. Очень нужная, нелёгкая профессия. А сам себя он изыскателем считает?) А кто моя жена – наша мама? Просто домашняя хозяйка. Она ходит на © ООО «Баласс», 2013 3рынок,   готовит   обед,   штопает   носки,   стирает,   и   всё.   Конечно,   ничего изыскательского ни в ней, ни во мне нет. 2. Работа с текстом после чтения. Выделяем   ключевую   фразу,   записываем   следующий   пункт   цитатного плана: 2) «… я чувствую, что и нас он считает тюфяками». Вопрос после чтения части 2: – Итак, мы познакомились с рассказчиком и его семьёй, это наши герои. А кому из них, по­вашему, предстоит стать главными героями? Часть 3 В   части   3   требуются   лишь   небольшие   комментарии:   обращаем внимание на портрет Сони, довольно подробный. Очевидно, Соня будет одной из главных героинь повести; на то, что прошло время (Миша уже окончил школу…); объясняем, что архив – это место хранения старых документов, бумаг, а сосед Иван Иванович – не только их хранитель, но и   историк;   объясняем   смысл   слов  замялся  (смутился,   не   решается продолжить),  пределикатнейший  (очень   вежливый,   чувствительный, внимательный…);   Миша   прозвал   его  Тычинкой,   можно   предложить детям   представить   себе   тычинку   цветка   и   объяснить   слово тщедушный (тонкий, слабый, худой, хилый). Выделяем и записываем ключевую фразу части 3 в цитатный план: 3) «“Поезжайте в Золотой Бор”, – посоветовал историк­архивариус». Вопросы после чтения части 3: – Какие новые герои появляются? –  Какую   роль   сыграет   старичок   Иван   Иванович   (Тычинка)   в   развитии сюжета повести? Что можно предположить? © ООО «Баласс», 2013 4Часть 4 Часть 4 может прочитать учитель, при чтении нужны эмоциональные комментарии (например, он так и остолбенел – был просто потрясён, что такое прекрасное произведение живописи хранится в прескверном чулане). Обращаем внимание ребят, что рассказчика вдохновила мысль разыскать   портрет   неизвестного   художника,   значит…   (в   душе   он, кажется, всё­таки изыскатель!). Вопросы после чтения части 4: –  В этой части герои задают очень много вопросов. Перечислите их. А какие вопросы возникли у вас? – Хочется узнать и о неизвестном художнике, и о судьбе портрета, правда? Попробуйте предположить, как будут развиваться события. Кто из героев станет главным (главными) действующим лицом? Как себя проявят наши «тюфяки»?  Предположения детей. –  Вы согласны, что поиски портрета – самое настоящее изыскательское дело? Почему? Завершение цитатного плана: 4) «А ведь поиски портрета – самое настоящее изыскательское занятие». II. Работа с текстом после чтения. – Вернёмся к названию повести – «Сорок изыскателей». А у нас пока  сколько? Значит, встреча с остальными впереди (читаем краткое  содержание главы 2, с. 30). –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, © ООО «Баласс», 2013 5выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Перечислите всех героев, с которыми познакомились в главе 1. На какие две группы вы бы их разделили? Кого отнесёте к изыскателям, а кого – к «тюфякам», согласно Мишиной классификации? – Как бы вы сами оценили свою работу? Ι V. Домашнее  задание. 1. Прочитать главу 3. 2. Подумать, кто из героев сможет проявить себя настоящим изыскателем. © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также