Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Литературное чтение
Урок 6.
Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Тема: Приключения изыскателей С. Голицына «Сорок изыскателей» (глава 1)
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной
стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2 Проверка домашнего задания.
– Прочитайте толкование слов романтик и оптимист, которое даёт
словарь. (Можно ввести словоантоним пессимист.)
– О каких же роковых последствиях идёт речь в 1й главе?
– Какую загадку предстоит разгадать героям?
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
© ООО «Баласс», 2013
1II. Развитие
умений.
2 4 1 1 2 3
I. Работа с текстом главы 1.
Часть 1
1. Работа с текстом во время чтения.
1. Чтение вслух по цепочке. По ходу чтения учитель и дети ведут
диалог с автором, учитель делает необходимые комментарии.
В части 1 уточняем, что повествование ведётся от лица рассказчика,
появляется ещё один герой – сын Миша. По ходу чтения объясняем, что
геолог – это специалист по геологии; геология – наука о строении и
составе земной коры, о методах изыскания полезных ископаемых;
минералогия – наука о минералах, каменных и горных породах, которые
добывают как полезные ископаемые.
2. Выделяем ключевую фразу и записываем в тетрадь (с. 4, задание 2),
начинаем составление цитатного плана:
1) «Книга эта бесповоротно решила Мишину судьбу».
2. Работа с текстом после чтения части 1. Вопрос после чтения:
– Как вы думаете, повлияет ли Мишино увлечение на членов семьи? Что вы
можете предположить?
Часть 2
1. Работа с текстом во время чтения.
Позднее Миша всех взрослых и ребят стал разделять на изыскателей и
прочих. (Позднее… Значит, прошло время, а Миша своему увлечению не
изменил.) К изыскателям он относил тех, кто всё время чтото изобретает,
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий на
уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе работы
с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
© ООО «Баласс», 2013
2Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
чтото придумывает или мечтает разыскать новое, неизвестное,
таинственное и ищет на земле, под землёй, на воде, под водой, в воздухе и
даже в космосе. (Обратите внимание на эти черты характера изыскателя.
Подумайте, а в вас они есть?)
Вот изыскательские профессии – топографы, снимающие карты местности,
гидрологи, изучающие реки, ботаники, зоологи и многие другие, и самые
самые интересные из них – геологи. (Попробуйте продолжить ряд
изыскательских профессий.)
Из разных прочих Миша специально выделил «тюфяков» (Слово «тюфяк»
что означает? Вообщето это мешок, набитый соломой, сеном, служащий
постелью, причём мягкой постелью. А Миша это слово использует в
переносном смысле, а именно…): в этой группе очутились мальчишки
сонливые, медлительные, ничем не интересующиеся, любители покушать.
А вот кого Миша откровенно считал тюфячкой, так это свою младшую
сестру Соню. («Откровенно считал» – то есть не скрывал этого. Ещё один
персонаж появился – дочь рассказчика и младшая сестра Миши – Соня.) И
хотя Соня целый день ищет то завалившийся за диван чулок, то уроненную
на пол тетрадь или «Арифметику», всё равно в изыскатели, по мнению
Миши, ей не попасть никогда.
Меня и маму Миша искренне уважает и любит, но я чувствую, что и нас он
считает тюфяками. (Можно предположить, почему?)
Ведь кто я такой? Обыкновенный детский врач. Каждый день я хожу в
поликлинику, выслушиваю и мну больших и малых ребят, здоровых и
больных, прописываю им лекарства, утешаю перепуганных родителей. (Наш
рассказчик – детский врач. Очень нужная, нелёгкая профессия. А сам себя
он изыскателем считает?)
А кто моя жена – наша мама? Просто домашняя хозяйка. Она ходит на
© ООО «Баласс», 2013
3рынок, готовит обед, штопает носки, стирает, и всё. Конечно, ничего
изыскательского ни в ней, ни во мне нет.
2. Работа с текстом после чтения.
Выделяем ключевую фразу, записываем следующий пункт цитатного
плана:
2) «… я чувствую, что и нас он считает тюфяками».
Вопрос после чтения части 2:
– Итак, мы познакомились с рассказчиком и его семьёй, это наши герои. А
кому из них, повашему, предстоит стать главными героями?
Часть 3
В части 3 требуются лишь небольшие комментарии: обращаем
внимание на портрет Сони, довольно подробный. Очевидно, Соня будет
одной из главных героинь повести; на то, что прошло время (Миша уже
окончил школу…); объясняем, что архив – это место хранения старых
документов, бумаг, а сосед Иван Иванович – не только их хранитель, но
и историк; объясняем смысл слов замялся (смутился, не решается
продолжить), пределикатнейший (очень вежливый, чувствительный,
внимательный…); Миша прозвал его Тычинкой, можно предложить
детям представить себе тычинку цветка и объяснить слово
тщедушный (тонкий, слабый, худой, хилый).
Выделяем и записываем ключевую фразу части 3 в цитатный план:
3) «“Поезжайте в Золотой Бор”, – посоветовал историкархивариус».
Вопросы после чтения части 3:
– Какие новые герои появляются?
– Какую роль сыграет старичок Иван Иванович (Тычинка) в развитии
сюжета повести? Что можно предположить?
© ООО «Баласс», 2013
4Часть 4
Часть 4 может прочитать учитель, при чтении нужны эмоциональные
комментарии (например, он так и остолбенел – был просто потрясён,
что такое прекрасное произведение живописи хранится в прескверном
чулане). Обращаем внимание ребят, что рассказчика вдохновила мысль
разыскать портрет неизвестного художника, значит… (в душе он,
кажется, всётаки изыскатель!).
Вопросы после чтения части 4:
– В этой части герои задают очень много вопросов. Перечислите их. А
какие вопросы возникли у вас?
– Хочется узнать и о неизвестном художнике, и о судьбе портрета, правда?
Попробуйте предположить, как будут развиваться события. Кто из героев
станет главным (главными) действующим лицом? Как себя проявят наши
«тюфяки»?
Предположения детей.
– Вы согласны, что поиски портрета – самое настоящее изыскательское
дело? Почему?
Завершение цитатного плана:
4) «А ведь поиски портрета – самое настоящее изыскательское занятие».
II. Работа с текстом после чтения.
– Вернёмся к названию повести – «Сорок изыскателей». А у нас пока
сколько? Значит, встреча с остальными впереди (читаем краткое
содержание главы 2, с. 30).
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
© ООО «Баласс», 2013
5выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Перечислите всех героев, с которыми познакомились в главе 1. На какие
две группы вы бы их разделили? Кого отнесёте к изыскателям, а кого – к
«тюфякам», согласно Мишиной классификации?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
1. Прочитать главу 3.
2. Подумать, кто из героев сможет проявить себя настоящим изыскателем.
© ООО «Баласс», 2013
6