Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий техникум промышленной автоматики имени А.В. Захарченко»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
Тема: «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОН- НЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»
Донецк 2021г.
АННОТАЦИЯ
В данной работе раскрыты некоторые теоретические и методические аспекты темы «Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе».
Представлены результаты изучения общепедагогической и специальной литературы, объекта и предмета исследования.
Работа может иметь практическое значение для преподавателей спецдисциплин, мастеров производственного обучения, особенно для начинающих специалистов, профессионально-технических учебных заведений в контексте совершенствования их профессиональной компетентности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
4 |
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОУ СПО |
6 |
1.1 Сущность информационно-коммуникационных технологий |
6 |
1.2 Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе |
8 |
ГЛАВА 2 «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИ- ОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ» |
13 |
2.1 Из опыта работы преподавателя по проведению занятий с применением информационно-коммуникационных технологий |
13 |
ВЫВОДЫ |
16 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
18 |
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность людей связана с переработкой и использованием материалов, энергии и информации. Значение информации в жизни общества стремительно растет, меняются методы работы с информацией, расширяются сферы применения новых информационно-коммутационных технологий. Сложность явления информации, его многоплановость, широта сферы применения и быстрое развитие отражается в постоянном появлении новых толкований понятий информатики и информации.
Информационно-коммутационные технологии прочно вошли в жизнь. Они открыли новые возможности для образования, работы и отдыха, позволили облегчить учебу и труд человека.
Современное общество нельзя представить без информационно-коммутационных технологий.
С развитием информационно-коммутационных технологий растет прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью..
Информационно-коммутационные технологии вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, математики, философии, социологии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационно-коммутационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет.
Все сферы современного общества наполнены и пронизаны потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационно-коммутационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может .
Актуальность выбранной темы применения ИКТ в образовании связана с постоянным расширением глобального информационного поля в условиях постоянного изменения требований общества к подготовке специалистов (компьютерная грамотность, умение осуществлять поиск и обрабатывать информацию, опыт самостоятельной проектной деятельности и др.). Следует учиться работе с достижениями в области информационно-коммуникационных технологий и применять их в системе образования.
Цель: рассмотреть применение информационно-коммуникационных технологии в учебном процессе.
Задачи: 1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Описать опыт работы преподавателя по проведению занятий с применением информационно-коммуникационных технологий
Объект исследования: образовательный процесс.
Предмет исследования: применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Избранная тема занимает важное место, поскольку применение
информационно-коммуникационных технологии является не просто инструментом, а позволяет получать информацию и формируют способы общения, влияя на мыслительный процесс и созидательные способности формирования знаний и умений студентов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОУ СПО
1.1 Сущность информационно-коммуникационных технологий
Информатизация является одним из основных этапов модернизации профессионального образования и приоритетной необходимостью подготовки преподавателей, и это объясняется тем, что новые технологии внедряются во многие сферы жизни общества. Стратегической целью информатизации является повышение качества профессиональной подготовки преподавателей согласно требованиям информатизационной среды образовательной организации. Одним из основных условий повышения качества образовательной среды в образовательных учреждений СПО является использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной подготовке педагогов.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационная технология - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологи определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) студентов.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который
человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, студенты и их родители. Повысить качество образования в ОУ СПО через активное внедрение в воспитательно образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
На сегодняшний день на рынке труда востребованы педагогические кадры, обладающие знаниями в области информационно-коммуникационных технологий, в связи, с чем возникает необходимость повышения качества профессиональной подготовки преподавателей, эффективного управления системой среднего профессионального образования в целом, обеспечения доступности образовательных услуг, подготовки преподавателей к профессиональной деятельности в открытой информационной среде .
1.2 Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе
Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной темой на сегодняшний день, так как их использование оказывает положительное влияние на качество обучения студентов . В сочетании с традиционными методами целесообразное использование информационно-коммуникационных технологий в обучении позволяет достичь высоких результатов формирования коммуникативных компетенций и развивать мотивацию к изучению предмета.
Информатизация начального профессионального образования – веление времени, приводящее к необходимости внедрения информационно-коммуникационных технологий, основанных на современной вычислительной технике, в повседневную практику жизни специалистов любой профессии. Специалист должен обладать «двойной компетенцией»: помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь знания и навыки работы с информационными технологиями, информационную культуру.
Информационно-коммуникационные технологии в средних специальных заведениях используются для достижения следующих педагогических целей:
1. Развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей (кроме передачи информации и заложенных в них знаний):
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;
- развитие творческого мышления за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;
- формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажёрами);
- развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);
- формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
- подготовка специалистов в области информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:
- повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий;
- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).
Важнейшими современными устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения.
К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы.
К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационно-коммуникационных технологий:
- технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. Принято выделять следующие основные направления внедрения информационных технологий в образовании:
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения.
- использование компьютерной техники в качестве средства автоматизации процесса контроля, коррекции, тестирования;
- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
- использование новых информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
- интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования новых информационно-коммуникационных технологий.
Введение в процесс обучения такой современной техники, как персональный компьютер, требует изменения технологии обучения.
Требуется по-новому организовать учебный процесс, что, в свою очередь, ставит очень важный вопрос: какой должна быть программа обучения? Какими в этих условиях должны быть учебно-методические пособия?
В настоящее время в учебном процессе используются гипертекстовые технологии, которые обеспечивают принципиально новые возможности работы с текстовыми документами. Использование технологии мультимедиа позволяет видеть компьютер в качестве полноценного собеседника и позволяет студентам, не выходя из учебного класса (дома), присутствовать на лекциях выдающихся ученых педагогов, быть свидетелями исторических событий прошлого и настоящего, посещать самые значительные музеи и культурные центры мира и т.д.
Но, несмотря на это, главная задача образования в условиях информатизации – информационно-коммуникационное обеспечение учебного процесса учебно-методической, научно-педагогической литературой, средствами обучения, различными дидактическими материалами, программно-методическими комплексами и т.д.
Наиболее активное внедрение средств информационно-коммутационных технологий наблюдается в сфере проведения лабораторно-практических занятий. Это объясняется рядом факторов:
- большой объем рутинной работы преподавателей по формированию и проверке индивидуальных практических заданий создает потребность в автоматизации подобной деятельности;
- при использовании удаленного доступа к информации существенно расширяется материальная база, доступная для лабораторных занятий.
Современные средства информационно-коммуникационных технологий и созданные на их основе средства обучения предоставляют студенту возможность в удобном для него индивидуальном темпе изучать теорию, приобретать практические навыки и умения путем тренировочных действий, осуществлять самоконтроль.
Таким образом, использование новых информационных технологий в образовании делает необходимым более глубокое и более конкретное понимание сути самого учебного процесса. В результате чего представляется важным его рациональное структурирование, осмысление места каждой его составляющей и изменение традиционных методов и форм обучения.
ГЛАВА 2 «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»
2.1 Из опыта работы преподавателя по проведению занятий с применением информационно-коммуникационных технологий
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Обеспечивается развитие у каждого студента собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности.
Для того, чтобы успешно применять ИКТ в методической работе (как учебно-методической, так и научно-методической направленности) преподаватель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно-коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность студентов в новых условиях.
В учебном процессе мною применяются такие информационно-коммуникационные технологии:
- офисные технологии, позволяющие подготовить большинство учебных материалов в Word, PowerPoint, с помощью которых разработаны УМК по дисциплинам: МДК 03.02 «Технология монтажа и обслуживания ТКС с коммутацией каналов», ОП.06 «Основы телекоммуникации», МДК 03.02 «Технология монтажа и обслуживания ТКС с коммутацией пакетов» для специальности 11.02.11 «Сети связи и системы коммутации», МДК01.02 «Телекоммуникационные системы» для специальности 10.02.02 «Информационная безопасность ТКС»;
- сетевые технологии с использованием обучающих программ CiscoPacket, NetCracker, позволяющих построить заданную локальную сеть, выбрать необходимое оборудование, осуществляющее доставку переданных сообщений в рамках локальной аудиторной сети, использованы для проведения учебной производственной практики по специальности 11.02.11 «Сети связи и системы коммутации»;
- телекоммуникационные технологии, организующие взаимодействие между пользователями в рамках электронной почты, телеконференций, форумов и чатов, используются для контроля знаний при дистанционном обучении студентов;
- широкий спектр специализированных виртуальных программ, позволяющих ознакомиться с конструкцией построения коммутационного оборудования, процессами установления соединений, тестированием и администрированием оборудования его техническим обслуживанием, разработаны виртуальные программы: «Процесс установления внутристанционного соединения на ЦСК «Квант-Е», «Блок временной коммутации цифровых каналов БВК» «Блок пространственной коммутации временных каналов БПК», «Блок пространственно-временной коммутации цифровых каналов БПВК»;
- обучающая программа ElectronicWorkbench , позволяющая студентам собрать заданные электрические цепи, измерить их параметры: ток, напряжение, просмотреть осциллограммы работы, при замене того или другого элемента цепи и сделать выводы, используется при проведении лабораторных и практических занятий по дисциплинам: ОП.06
«Основы телекоммуникации», МДК 03.02 «Технология монтажа и обслуживания ТКС с коммутацией каналов» по специальности 11.02.11 «Сети связи и системы коммутации»;
- тестовые программы, позволяющие проверить степень усвоения пройденного материала, и закрепления вновь прослушанного, разработаны тестовые программы заданий по разделам и темам дисциплин: МДК 03.02 «Технология монтажа и обслуживания ТКС с коммутацией пакетов» по специальности 11.02.11 «Сети связи и системы коммутации»;
МДК.01.02 «Телекоммуникационные системы» по специальности 10.02.02 «Информационная безопасность ТКС»
- мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций, виртуальных программ, объяснения нового материала, разработаны презентации по темам: «Временная коммутация цифровых каналов. Блок временной коммутации БВК, способы построения БВК», «Принципы пакетной коммутации. Особенности пакетной коммутации. Функции КЭ 2×2. Принципы построения и работа пакетного коммутатора Баньяна»,
«Функциональное назначение и построение абонентского модуля ЦСК «Квант-Е», «Внутрисистемная сигнализация, схема внутрисистемного сигнального канала ЦСК «Квант-Е». Формат пакета ВССК ЦСК «Квант-Е», «Структура и функции коммутационного модуля КСФ-1500, назначение основных узлов модуля. Конструкция коммутационного модуля КСФ-1500»;
- использование действующего оборудования квазиэлектронной АТСКЭ «Квант», цифровой системы Ф-1500, с целью обучения обслуживания этих систем, выполнения их диагностики, технического обслуживания, конфигурирования абонентских линий, просмотров вызовов, измерения параметров, создания трассировок вызовов.
ВЫВОДЫ
Цель исследования достигнута путем решения его задач, поставленных при рассмотрении вопросов применения ИКТ в образовательном процессе, описания опыта работы преподавателя при проведении занятий по дисциплине. При этом удалось установить, что систематическая, целенаправленная работа по внедрению ИКТ в педагогическую практику помогает
- развитию личности студентов;
- развитию конструктивного и алгоритмического мышления ;
-расширению информационных потоков при использовании действующего оборудования, различных обучающих программ;
- повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы на занятиях.
Особо важной для дальнейшего развития самого человечества, его культуры является область образования, как формирующая будущего члена общества. Поэтому очень важно осознать тенденции в развитии, как общечеловеческой культуры, так и культурного облика каждого отдельного человека, на которые влияют процессы информатизации образования.
Опыт применения информационно-коммуникационных технологий в образовании только еще начинает накапливаться. Медленное решение данного вопроса является одной из проблем применения ИКТ в сфере образования. Еще одной проблемой является устаревания ИКТ со временем, так как информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Современные ИКТ, автоматизируя задачи производства, устраняют тем самым рабочих среднего и низшего звена, освобождают людские ресурсы, пополняя ими штат безработных. Но с другой стороны, с помощью ИКТ, пройдя обучения или переподготовки можно получить новую специальность, затребованную обществом. С появлением новейших продуктов ИКТ появляются потребности в специалистах данной области. В соответствии с этим появляются новые места, и требуется получение образования для претендентов на данные вакансии.
Информационно-коммуникационные технологии являются не просто инструментами, они позволяют получать информацию и формируют способы общения, влияя на мыслительный процесс и созидательные способности общества. Выделяя в образовании профессиональную и общекультурную составляющие, можно отметить, что чем интенсивнее идет процесс информатизации образования, тем сильнее перестраивается профессиональная составляющая образования, направленная на применение информационных технологий будущими специалистами в своей профессиональной деятельности. При этом перестраивается не только структура будущей профессиональной деятельности, в которой информационные технологии играют главную роль. Через образование информационные технологии влияют на формирование и развитие самой культуры. Человек, не владеющий современными информационно-коммуникационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Информационные средства и технологии становятся неотъемлемой частью жизни человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Берлин, А.Н. Телекоммуникационные сети и устройства: учебное пособие / А.Н.Берлин.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-Университет информационных технологий (ИНТУИТ), 2016.
2.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие [Текст]// И.Г. Доронин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
3.Трайнев, В.А., Трайнев, И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие [Текст] /В.А. Трайнев, И.В. Трайнев.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 280 с.
4.Корнеев, И.К., Ксандопуло, Г.Н. Информационные технологии [Текст]/И.К. Корнеев, Г.Н. Ксандопуло //Из-во: Проспект Велби. 2009.-368 с.
5.Негодаев И.И. На путях к информационному обществу [Текст]. / И.И. Негодаев //Ростов-на-Дону, 2007.
6.Рагулин П.Г. Информационные технологии: Электронный учебник. [Текст]/ П.Г. Рагулин// Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 208 с.
7.Роберт И. Современные информационные технологии в образовании [Текст]/ И. Роберт// М.: Школа-Пресс, 2004.
8.Информационные системы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.islu.ru/k_inform/infsystekst.html.
9.Информационные технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kunegin.narod.ru/index.html.
10. Современные телекоммуникации России [Электронный ресурс]: отраслевой информационно-аналитический онлайн-журнал. - Режим доступа: http://www.telecomru.ru/, свободный.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.