Мастер- класс Тема: Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе Цель: Повышение мотивации педагогов к применению АМО в образовательном процессе. Задачи:
Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся глазами» Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение, пожелать всем удачи. (Участники « здороваются глазами» и рассаживаются за столы для работы в группе). За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования. Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос: почему же мы продолжаем использовать те методы обучения, которые вызывают скуку, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом давно уже существу Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей деятельности. Это технология АМО. Накопленный опыт позволяет мне говорить о высокой эффективности применения данной технологии в образовательном процессе. Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Именно такую организацию предполагает технология АМО, основанная на использовании активных методов обучения. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Сегодня мы постараемся объяснить, что такое активные методы обучения, рассмотрим некоторые виды активных методов обучения и также возможность применения активных методов обучения на различных этапах уроков на примере урока русского языка по теме «Безударные гласные» Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока - С целью определения уровня педагогического сотрудничества в процессе обучения и активизации мыслительной деятельности предлагаю преподавателям ознакомиться и ответить на вопросы анкеты.
АМ начала образовательного мероприятия (Слайд №4- №6) Начать
урок можно необычно, предложив ученикам выполнить упражнение
«Поздоровайся глазами» , «Поздоровайся локтями»,
«Поздороваться ладошками» Мы с вами поздоровались глазами, а вот как здороваются ладошками Метод «Поздороваемся ладошками!» Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой) Успеха (указательный) Большого (средний) Удачи (безымянный) Во всем (мизинец) Здравствуй ( всей ладонью)
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений (Постановка цели) (Слайд №7-№9)
Метод «Лето-осень» Цель – выявление ожидания учащихся и определить опасения для того, чтобы процесс обучения был эффективным
На листе ватмана схематично рисуется дерево, в листики которого вписывается, что ученики ждут от урока, чему хотели научиться, чего опасаются. В конце занятий ученики заклеивают свои ожидания и опасения цветными листиками: Сбывшиеся ожидания и не сбывшиеся опасения – зелёными; Несбывшиеся ожидания и подтверждённые опасения – жёлтыми
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода. Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Ожиданий и опасений может быть несколько. И мы с вами свои ожидания и опасения запишем на листиках дерева ( по желанию зачитывают) В конце мероприятия мы вернемся к листочкам.
АМ актуализации опорных знаний (Слайд №10-№11) Метод « Магазин» Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала. На доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю молоко потому, что слово с непроверяемой безударной гласной в корне слова» Или: « Я покупаю дерево потому, что слово с проверяемой безударной гласной в корне слова». Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок). Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. АМ презентации учебного материала (слайд №12-№13) В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Мы с вами составим кластер на тему «Активные методы обучения»
АМ релаксации (Слайд №14) Выполним упражнение «Пантомима» Метод «Пантомима» Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.
АМ закрепления изученного материала (Слайд №15-№17) Метод «Парный выход» Цель: развитие умения подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными в корне. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое слово с безударным гласным в корне. Его товарищ находит проверочное к этому слову и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, быстрота работы. Примечание: Если к доске выходит ученик 3 группы, то он работает по опорам (предметным картинкам, карточка «Подмога»).
Данную работу можно провести самостоятельно на местах (работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух. АМ организации обобщения по теме (Слайд №17-№19)
Метод «Написание синквейна». На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы. Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение. Пример синквейна
Гласные ударные, безударные Проверить, запомнить, записать. Безударные гласные нужно проверять. Орфограмма
Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно. (Работа в группах) АМ подведение итогов занятия (Слайд№20) Метод «Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса. Вернемся к нашим листочкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, приклейте зеленые листочки. Несбывшиеся ожидания и подтвержденные опасения – желтыми. По результатам на уроке планируется дальнейшая работа и домашнее задание.
И в заключении хочу сказать: «Наберись смелости – сделай попытку» Не бойтесь применять инновационные методы Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны.: Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.