Включение игровых приемов в систему логопедической работы с младшими школьниками обусловлено необходимостью преодоления объективных трудностей, возникающих в коррекционном процессе. Эти трудности связаны с тем, что у многих детей с ОНР отмечаются различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. Такие учащиеся характеризуются повышенной возбудимостью, расторможенностью, замкнутостью, склонностью к аффектным реакциям, неспособностью к волевым усилиям. У них обнаруживаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, снижение общей работоспособности [5].
Естественно, что младшие школьники с такими особенностями развития оказываются психологически не готовыми к активному участию в логопедических занятиях. Для преодоления трудностей, обусловленных отклонениями в развитии психической сферы учащихся, используются специальные игровые приемы
Применение игровых приемов в коррекционной работе с детьми
с ОНР
Включение игровых приемов в систему логопедической работы с
младшими школьниками обусловлено необходимостью преодоления
объективных трудностей, возникающих в коррекционном процессе. Эти
трудности связаны с тем, что у многих детей с ОНР отмечаются различные
сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервнопсихической
сферы. Такие учащиеся характеризуются повышенной возбудимостью,
расторможенностью, замкнутостью, склонностью к аффектным реакциям,
неспособностью к волевым усилиям. У них обнаруживаются расстройства
внимания и целенаправленного восприятия,
снижение общей
работоспособности [5].
Естественно, что младшие школьники с такими особенностями развития
оказываются психологически не готовыми к активному участию в
логопедических занятиях. Для преодоления трудностей, обусловленных
отклонениями в развитии психической сферы учащихся, используются
специальные игровые приемы [3].
Начинаются логопедические занятия с артикуляционной гимнастики,
которая создает у детей позитивный психологический настрой.
В ходе логопедических занятий полезно проводить игры и упражнения
на развитие дыхания и голоса. Особенно эффективными являются следующие
игровые дыхательные упражнения: «Цветочный магазин» (тренировка
глубокого медленного вдоха через нос); «Свеча» (тренировка ровного
медленного выдоха на пламя свечи); «Упрямая свеча» (тренировка
интенсивного сильного выдоха); «Погашу свечу» (тренировка интенсивного
прерывистого выдоха с произнесением: Фу! Фу! Фу!); «Насос» (тренировка
продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении
звукосочетания «пшшш...»);
(тренировка
продолжительного зззззз...); «Пожарная машина» (имитация сирены);
громкое и длительное произнесение гласных и их сочетаний, звонких и глухих
щелевых и взрывных согласных, слогов [6].
«Назойливый комар»
Очень полезны игры, развивающие высоту голоса. Они раскрепощают
голосовой аппарат ребенка, повышают общий тонус организма, активизируют
эмоциональные реакции.
В результате применения перечисленных игр и упражнений у детей
нормализуется речевое дыхание, дифференцируется ротовое и носовое
дыхание, вырабатывается долгий плавный вдох.
Игровые упражнения для развития силы голоса (она зависит от уровня
подвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок)
можно проводить на основе звукоподражания паровозному гудку, вою волка,
плачу ребенка, шипению гуся, жужжанию пчелы и т.д. Такие упражнения
1позволяют научить детей говорить громко (но не крикливо), изменять силу
голоса (от громкого произнесения к среднему, затем к тихому и наоборот) [4].
В содержание логопедических занятий рекомендуется включать и
упражнения на развитие тембра голоса: повышение, понижение и длительное
произнесение гласных звуков [у], [о] и их сочетаний; произнесение сочетаний
бумбумбум, бомбомбом, бабаба в одной тональности, с понижением,
повышением голоса; произнесение междометий, развивающих гибкость,
диапазон голоса; пение; чтение стихотворных текстов на одних гласных
звуках; подражание голосам героев сказок, басен; чтение потешек, загадок,
считалок, пословиц, поговорок, скороговорок, басен, сказок и т.д. [1.]
Кроме статических упражнений следует проводить и динамические,
связанные с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног, туловища, с
элементами лечебной физкультуры.
Благодаря использованию игр в логопедической работе у детей с ОНР
снимается излишнее эмоциональное напряжение, нормализуется речевое
дыхание, речь становится внятной, произнесение фонем четким, голос
приобретает достаточную силу и высоту. Дети начинают использовать
голосовые модуляции, что делает их речь выразительной, эмоционально
окрашенной [2].
Список используемой литературы:
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям для преодоления лексикограмматического недоразвития речи у
дошкольников с ОНР. – СПБ.: «ДетствоПресс», 2002, 128 с.
2. Карельская Е. Поможем Буратино заговорить: Из опыта работы
логопеда // Дошкольное воспитание, 1999, №6 – С. 1417.
3. Лагутина А. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР //
Дошкольное воспитание. – 2006. №6. – С. 7680.
4. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.
заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
5. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной
работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития. – 2004. №4. – С. 3843.
6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.,
1988. – 240 с.
2