Данная работа посвящена разбору решений неравенств с модулем методом рационализации. Данный метод становится в последнее время всё более популярным, поскольку помогает существенно упростить решение неравенств, которые встречаются во второй части профильного ЕГЭ по математике. Так что, если вы готовитесь к сдаче этого экзамена и не знакомы с решением неравенств методом рационализации, данная статья может оказаться для вас чрезвычайно полезной.
Дорофеев В. А.
Применение метода рационализации при решении неравенств с модулем
Метод рационализации не ограничивается, конечно, возможностью решения лишь
логарифмических неравенств. Вообще, суть метода в том, чтобы заменить «неудобные»
части в выражении более простыми, которые имеют такой же знак, что и исходные части
при тех же значениях
. Поэтому метод рационализации применим к множеству
различных неравенств. В том числе, к неравенствам с модулями.
К решению любого неравенства с модулем можно подойти стандартным образом.
Раскрывать модули в зависимости от знаков подмодульных выражений при различных
значениях
Знак выражения
. Однако, можно воспользоваться следующим свойством.
совпадает со знаком выражения
при любых значениях
методом рационализации.
Неравенство типа
. Это и используется при решении неравенств с модулями
равносильно неравенству
Здесь знак
Покажем это: известно, что
, логическое «и» означает любой из знаков
,
. Тогда обе части неравенства
можно возвести в квадрат, перенести всё в одну сторону и воспользоваться формулой
«разность квадратов»:
,
или
.
и
В этом и состоит суть метода рационализации неравенств, содержащих модули.
Рассмотрим конкретный пример.
Пример 1. Решите неравенство:
Воспользуемся методом рационализации для решения данного неравенства. Заменим его
равносильным и более простым неравенством:
Приведём подобные слагаемые в обеих скобках:
Из первой скобки вынесем множитель 10, а из второй — множитель
части неравенства на 20, поменяв при этом его знак:
и разделим обе
Видно, что выражение слева может быть меньше нуля только при
(так как второй
множитель всегда неотрицателен, ибо является полным квадратом), а равно нулю
при
. Итак, окончательный ответ к данному неравенству:
или
.
1Вот такое простое и изящное решение. При этом можете себе представить, что было
бы, если бы мы решили воспользоваться стандартным методом решения неравенств с
модулями и стали бы раскрывать модули при различных значениях
Рассмотрим ещё один пример решения неравенства с модулем методом рационализации.
На этот раз из реального прототипа заданий для ЕГЭ по математике.
.
Пример 2. Найдите все значения
, при каждом из которых неравенство
выполняется при всех
.
Воспользуемся методом рационализации для решения данного неравенства с
модулем. Заменим исходное неравенство равносильным ему неравенством без модулей:
После преобразования выражений, находящихся в скобках, получаем следующий
результат:
Поскольку
при всех значениях
(так как при решении
соответствующего квадратного уравнения D < 0 и при a = 1 график функции
y=x2+x+1 расположен в верхней полуплоскости), то можно дважды умножить обе
части полученного неравенства на
, не меняя при этом знак неравенства. В
результате приходим к следующему неравенству:
Умножая обе части неравенства на 1, получим :
Последнее неравенство может быть выполнено для любых
только в том случае,
если обе соответствующие параболы, ветви которых направлены вверх, целиком лежат
выше оси Oх. Это условие выполняется в том случае, если дискриминанты обоих
квадратных трёхчленов отрицательны. То есть имеет место система неравенств:
Решением этой системы является промежуток:
На самом деле предложенный метод, конечно, работает не только с неравенствами,
но и с уравнениями. Рассмотрим для примера решение следующего примера из реальных
прототипов заданий ЕГЭ по математике.
Пример 5. Найдите все значения
, при каждом из которых уравнение
имеет более двух различных корней.
2Заменим данное уравнение следующим равносильным ему уравнением:
Или после упрощения выражений, стоящих в обеих скобках:
После вынесения общих множителей из скобок получаем:
Заметим, что при
корень
может быть любым числом. Этот случай нам
подходит. Для
разделим обе части этот уравнения на
, тогда имеем:
Данное уравнение может иметь от 1 до 3 корней. Нам нужны случаи, когда будет 3
различных корня. Один из этих корней обязательно будет равен
(при (x – 3) = 0).
Следовательно, задача сводится к поиску всех значений параметра a, при каждом из
которых квадратный трёхчлен, стоящий в скобках имеет два корня, причем каждый из
них отличен от 3. Это условие достигается тогда и только тогда, когда дискриминант
этого квадратного трехчлена положителен (то есть D=x(1−a)2−4(4−3a)>0 ) и
значение многочлена в скобках при
не равно нулю. То есть имеет место система
неравенств:
Эту систему можно упростить:
Решением этой системы является промежуток:
.
3