Применение модульной технологии на уроках русского языка
Оценка 4.7

Применение модульной технологии на уроках русского языка

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
русский язык
Взрослым
29.05.2017
Применение модульной технологии на уроках русского языка
В настоящее время развитие среднего профессионального образования направлено на внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Существенным различием является то, что новый ФГОС ориентирует на достижение конечного результата образования - компетенции необходимые для будущих специалистов определяются непосредственно работодателем. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане умели самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Преподаватель, выполняя заказ общества, должен вовлекать каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём это должна быть активная деятельность каждого обучающегося, предполагающая.
Модульная технология.doc
Применение модульной технологии на уроках русского языка                       «Знания, даваемые насильно, душат разум».  Анатоль Франс    В настоящее время развитие среднего профессионального образования  направлено на внедрение новых федеральных государственных образовательных  стандартов (ФГОС).  Существенным различием является то, что  новый ФГОС  ориентирует на достижение  конечного результата образования ­ компетенции  необходимые для будущих специалистов определяются непосредственно  работодателем. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане  умели самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро  адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Преподаватель, выполняя заказ  общества, должен вовлекать каждого учащегося в активный познавательный  процесс, причём это должна быть активная  деятельность каждого обучающегося,  предполагающая:   осознание им где, каким образом, для чего эти знания могут быть  применены;  умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем,  проявляя при этом коммуникативные навыки;  умение находить необходимую информацию.     Для достижения результата требуется не только высокое качество работы  преподавателя, но и активная деятельность обучающихся, желание овладеть  самостоятельно знаниями, интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая  работа под руководством преподавателя. Для этого необходимо строить процесс  обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и  успешному применению их на практике.        Большую сложность в работе вызывает то, что абитуриенты, имеют разную  степень подготовки по дисциплинам общеобразовательного цикла, т.к. обучались  по разным программам в общеобразовательных учреждениях, что значительно  снижает темп проведения занятий по традиционной форме обучения. Большой  процент поступающих с ослабленным здоровьем, часто – длительно болеющих. Вследствие этого возникает необходимость в новой парадигме (теоретической модели) образования: студент – предметно­информационная среда –  преподаватель. Решением этой проблемы является использование новых  образовательных технологий, таких, как проблемная, проектная, информационно­ коммуникационная, исследовательская, модульная.  Все они личностно­ориентированы, в них осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению каждого ученика, а также обучение в  сотрудничестве.     По моему мнению, модульная технология соответствует тем целям и задачам,  которые изложены в концепции ФГС нового поколения.      Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебные  содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.   Термин «модуль» в литературе трактуется как логически завершенная часть  содержательной учебной информации, усвоение которой обязательно  сопровождается контролем знаний, умений и навыков обучающихся. Основным  средством модульного обучения, является законченный блок информации,  включающий в себя целевую программу действий и методическое руководство для достижения поставленных дидактических порций учебного материала с целевой  программой действий целей (Г.В. Лаврентьев).     В модуле четко определяются цели обучения, конкретные задачи, знания,  умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся. Достижение этих  целей может быть достигнуто с помощью интегрирования ряда частных принципов  технологии модульного обучения: квантование (сжатие информации);  проблемность;  модульность; паритетность. Все вышеназванные принципы  обусловлены теорией фундаментальных систем (П.К. Анохин, Э. Фейгенбаум,  И.М. Таланчук и др.), являющихся методологической основой технологии  модульного обучения.  Следовательно, это  программа обучения, индивидуализированная по содержанию,  методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно­познавательной  деятельности учащихся. Модульный урок дает возможность учащимся работать самостоятельно, общаться  и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Что  способствует комфортному усвоению материала на уроке, сплочению коллектива.  Ведь часто бывает и так, что учащийся испытывая затруднения при выполнении  заданий просто стесняется задать вопрос, боясь привлечь внимание сверстников.  Необходимо отметить еще и тот факт, что студенты, обучающиеся на  I курсе,  проходят сложный этап в жизни ­ адаптацию, в этих условиях является  необходимым создать благоприятные ­ комфортные условия для успешного  прохождения данного периода. Отличие модульной системы от других дидактических систем: 1. содержание обучения представлено в законченных самостоятельных  информационных блоках. Дидактическая цель формируется для обучающихся и  содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на  уровень его усвоения; 2. модули позволяют перевести обучение на субъект ­ субъектную основу; 3. студенты большую часть времени работают самостоятельно и учатся  планированию, организации, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке)  своих действий и деятельности в целом; 4. наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с  конкретным обучаемым, используя консультирование. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат: гарантированное достижения результатов обучения;   паритетное отношение преподавателя и учащихся;      раннее предъявление конечных результатов обучения;  «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания. возможность работы в парах, в группах; возможность общения с товарищами; возможность выбора уровня обучения; возможность работы в индивидуальном темпе; В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют: Возможности модульной технологии огромны, благодаря именно этой технологии  центральное место в системе «преподаватель­студент» занимает учащийся, а  преподаватель управляет его учением — мотивирует, организует. В структуру  каждого модуля входят: наименование темы; учебные вопросы и их нормативная  трудоемкость; цели занятия; методические указания о порядке и  последовательности изучения темы модуля; используемые учебные и справочные  материалы; система заданий и тестов для самопроверки, а также ссылки на  начальные ответы, чтобы обучающийся мог проверить работу и  управлять своей  учебной деятельностью; система заданий и тестов для итогового контроля;  глоссарий; список литературы по данному разделу, включенному в модуль.  Изучение содержания модуля осуществляется по модульным единицам.    Модульная технология предполагает деление урока на несколько учебных элементов (УЭ). Каждый УЭ имеет свою цель, ставит перед учащимися задачи и  даёт алгоритм – порядок выполнения задания, а также ключ, при помощи которого можно самостоятельно проверить и оценить правильность своих ответов.    Анализируя собственную педагогическую деятельность, я пришла к пониманию  того,  что процесс усвоения, построенный целиком на деятельности учащихся, при  внедрении элементов модульной технологии обеспечивает глубину и прочность  усвоения знаний за счет раскрытия существенных сторон нового материала и  различных форм материализации новых знаний.     В выборе технологии модульного  обучения  привлекательным для меня стало  и то, что данная  технология  базируется на деятельностном и личностно  ориентированном  подходе, опирается на теорию развивающего обучения.    Модульное занятие позволяет   использовать весь арсенал методов и форм  обучения, т.к. является интегративной технологией.     Одним из важных условий перехода на модульное обучение считаю уровень  готовности учащихся к самостоятельной учебно­познавательной деятельности.  Не во всех группах одинаково эффективно проходят модульные уроки.  Некоторые   учащиеся  не успевают выполнить все задания из­за того, что не умеют  самостоятельно работать или имеют слишком низкий темп. Поэтому, в своей  работе использую не систему блочно­модульной технологии, а элементы  модульной технологии при изучении отдельных тем учебной дисциплины курса,  формируя тем самым навыки самостоятельной  работы. При внедрении в обучение элементов модульной технологии  необходимым   становится то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём  сосредоточить своё внимание. Роль  преподавателя при внедрении элементов  модульного обучении сводится к управлению работой обучающихся. При такой  организации он имеет возможность общаться практически с каждым учащимся,  помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока  учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в  тетради. Получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.    Всё это позволяет учащимся работать не только в аудитории под руководством  преподавателя, но и самостоятельно. Можно выделить положительные моменты для  часто – длительно болеющих учащихся, которые могут самостоятельно, используя  четкий алгоритм действий от преподавателя восполнить пробелы в знаниях по той  или иной теме.    На уроках с применением модульной технологии  можно использовать различные  формы работы: общеклассную (с экспертным контролем преподавателя или  учащихся), групповую, парную, индивидуальную (с самостоятельной проверкой или  взаимопроверкой). В рамках модульного урока возможно применение дифференцированного подхода: в некоторых УЭ предложить задания разного  уровня сложности. Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов можно свободно переходить от одного уровня сложности к  другому (более высокому), в зависимости от самооценки своих возможностей. Это  один из способов положительной мотивации учения.  Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно  связанных с общедидактическими. Сформулировано восемь принципов данной технологии: 1. модульность (обучение строится по модулям); 2. деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип  требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»); 3. динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания  модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы  обучения); 4. метод деятельности; 5. гибкость; 6. осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких,  средних и отдаленных перспектив учения); 7. разносторонность методического консультирования; 8. паритетность (принцип субъектно­субъектного взаимодействия педагога и  учащегося). Достоинства в применении модульной технологии: ∙ повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на  отработку практических навыков; ∙ компетенция определяет необходимые личностные качества; ∙ реально осуществляется индивидуализация обучения при возможности создания  индивидуальных программ обучения; ∙ быстрая адаптация учебно­методического материала к изменяющимся условиям,  гибкое реагирование. Уроки  с применением элементов модульной технологии становятся по­ настоящему обучающими, развивающими и воспитывающими, так как для учителя  становится главным не выявление уровня незнания учащихся, а формирование у  них опыта управления собой в ходе учебной деятельности, в основном  самостоятельной. Учащиеся, преодолевая учебные трудности (при возможности  выбора уровня и темпа обучения), получают бесценный для дальнейшей жизни  опыт ответственности за свою деятельность, учатся работать самостоятельно,   целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю,  общаться и помогать друг другу.  Использование элементов модульной технологии позволяет повысить интерес к  учебно­профессиональной деятельности учащихся, способствует развитию  необходимых для дальнейшей социально­профессиональной адаптации личностных и профессионально­значимых качеств и умений: самостоятельно работать с  различными источниками информации, организовывать свое рабочее время,  осуществлять самоконтроль результатов обучения; определять проблему,  предлагать варианты решения учебных задач. Таким образом, применение  элементов модульной технологии позволяет выстроить образовательный процесс с  учетом запросов работодателей и обеспечивает конкурентоспособность  выпускников колледжа.

Применение модульной технологии на уроках русского языка

Применение модульной технологии на уроках русского языка

Применение модульной технологии на уроках русского языка

Применение модульной технологии на уроках русского языка

Применение модульной технологии на уроках русского языка

Применение модульной технологии на уроках русского языка

Применение модульной технологии на уроках русского языка

Применение модульной технологии на уроках русского языка

Применение модульной технологии на уроках русского языка

Применение модульной технологии на уроках русского языка

Применение модульной технологии на уроках русского языка

Применение модульной технологии на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017