Природа и музыка: Весна (часть 2)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пётр Ильич Чайковский. Весна Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Апрель - Подснежник Александр Гречанинов. Подснежник Антонио Вивальди. Времена года: Весна (I часть) 1-е занятие Программное содержание. Учить детей чувствовать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове. Ход занятия: П е д а г о г. Весна... Как прекрасна природа весной! Сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной! Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурью живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поет Заздравный гимн весне. Е. Баратынский Весной возвращаются из теплых стран птицы, ласково светит солнышко, природа просыпается. Послушайте, как порывиста, по-весеннему стремительна песня П. Чайковского «Весна». (Исполняет песню.) Мелодия устремляется вверх радостно, восторженно, приветливо, словно весенний свежий ветерок. (Исполняет вступление и начало песни.)
Иконка файла материала 1.docx
Природа и музыка: Весна Пётр Ильич Чайковский. Весна Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Апрель ­  Подснежник Александр Гречанинов. Подснежник Антонио Вивальди. Времена года: Весна (I часть) 1­е занятие Программное содержание. Учить детей чувствовать  настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове. Ход занятия: П е д а г о г. Весна... Как прекрасна природа весной!  Сколько радости приносит она людям! Сколько надежд,  устремлений оживает в людях весной!Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурью живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвилсяИ в яркой вышине Незримый жаворонок поет Заздравный гимн весне.                                      Е. Баратынский Весной возвращаются из теплых стран птицы, ласково  светит солнышко, природа просыпается. Послушайте, как  порывиста, по­весеннему стремительна песня П.  Чайковского «Весна». (Исполняет песню.) Мелодия устремляется вверх радостно, восторженно,  приветливо, словно весенний свежий ветерок. (Исполняет  вступление и начало песни.) Петр Ильич Чайковский написал эту песню на стихи  русского поэта А. Плещеева. В них тоже, как и в музыке,  чувствуется весенняя взволнованность, восторженность:Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит. С нею солнце ярче и весна милей… Прощебечь с дороги нам привет скорей. Дам тебе я зерен, а ты песню спой, Что из стран далеких принесла с собой… А как звучит средняя часть песни? (Исполняет фрагмент.) Д е т и. Ласково, немного грустно. П е д а г о г. Да, в средней части слышится и нежность, и  грусть, и некоторое беспокойство. (Песня исполняется  повторно.) 2­е занятие Программное содержание. Учить детей различать оттенки  настроений в музыке, выразительные интонации, сходные с  речевыми.Ход занятия: П е д а г о г. Вы слушали на прошлом занятии песню П.  Чайковского «Весна». Какие чувства выражены в этой  музыке? (Исполняет песню.) Д е т и. Радость. Потом музыка становится нежной,  немного грустной и снова радостной. П е д а г о г. Да, вы услышали, как меняются настроения в  музыке. А каким настроением проникнуто стихотворение о  весне Александра Сергеевича Пушкина? Еще дуют холодные ветры И наносят утренни морозы, Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовойВылетала первая пчелка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро ль будет гостья дорогая, Скоро ли луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой березы Распустятся клейкие листочки, Зацветет черемуха душиста. Д е т и. Оно ласковое, нежное, похоже на сказку. П е д а г о г. Молодцы! Стихотворение неторопливое,  немного таинственное, похоже на сказку о весне. Весна  иногда наступает бурно, внезапно, дружно. В музыке такая  картина природы изображается, например, в знакомой вам  пьесе Э. Грига «Весной». (Звучит фрагмент.)В ней столько порывистости, радостной взволнованности.  Но иногда природа просыпается постепенно. Какую вы  помните нежную, воздушную, ласковую пьесу о весне? Д е т и. «Весною» С. Майкапара. (Звучит фрагмент.) П е д а г о г. Весной появляются первые цветы­  подснежники. Они такие маленькие, нежные, беззащитные;  даже не верится, что, когда в лесу кроме снега ничего еще  нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются  сквозь холодный снег. Русский композитор Александр Тихонович Гречанинов  написал песню «Подснежник». В ней переданы разные  настроения, вызванные картиной весенней природы.  Послушайте ее. (Исполняет песню.) Какая музыка по  характеру? Д е т и. Нежная, взволнованная, радостная.П е д а г о г. Обратите внимание, во вступлении и начале  песни как будто слышится шум леса, лесные шорохи и  переклички. Все так и дышит радостным чувством  обновления, весенней суеты. (Исполняет фрагмент.) В этой песне музыка тесно связана со словами, с текстом  стихотворения. Она очень тонко выражает и изображает то, о чем рассказывается в стихах. В лесу, где березки столпились гурьбой, Подснежника глянул глазок голубой. Сперва понемножку зеленую выставил ножку,  Потом потянулся из всех своих маленьких сил и тихо  спросил: «Я вижу погода ясна и тепла. Скажите, ведь, правда, что это весна?»Так, мелодия, которая звучит на слова «Подснежника  глянул глаз голубой», все время возвращается к одному и  тому же светлому звуку, мерцает, словно проглядывающий  сквозь снег глазок нежного цветка. (Исполняет 8­12­й  такты.) Когда поется «Сперва понемножку зеленую выставил  ножку, потом потянулся из всех своих маленьких сил», в  аккомпанементе звучат робкие, словно дрожащие аккорды  (исполняет 13­16­й такты), а мелодия словно потягивается: от одного и того же звука она при каждом повторении, как  бы с трудом, постепенно, пытается подняться все выше и  выше, подтянуться. Наконец она достигает вершины.  (Исполняются 17­21­й такты.) Как будто цветок, наконец,  вытянулся и выглянул из­под снега с любопытством!  Аккорды сопровождения звучат неуверенно, вопросительно (исполняет 22­27­й такты).Когда поется «Я вижу, погода ясна и тепла. Скажите, ведь  правда, что это весна, ведь правда, что это весна?», музыка  звучит тепло, порывисто, светло, празднично. Она как  будто расцветает, в аккомпанементе слышится журчание  ручейков, шорохи весенней природы. Мелодия становится  привольной, радостной, широкой. Стихотворение  заканчивается вопросом, и в музыке звучит вопросительная интонация, направленная вверх. (Исполняется  заключительная часть песни.) В конце песни снова  слышится гомон птиц, шум весенней листвы. (Песня  исполняется целиком.) 3­е занятие Программное содержание. Учить детей сравнивать  произведения с одинаковыми названиями, различать  изобразительность музыки, средства музыкальной  выразительности.Ход занятия: П е д а г о г. Вы познакомились с песней композитора А.  Гречанинова «Подснежник». Подснежники обычно цветут в апреле, когда зима уже начинает отступать. Весеннее Тает снег ­ и солнце ярко Блещет в полдень над полями; В блеске солнца влажный ветер По лесам­полям гуляет. Но поля еще пустынны, Но леса еще безмолвны; Только сосны, точно арфы, Напевают однотонно. И под их напев неясный, В заповедных чащах бора,Сладко спит весна­царевна В белоснежном саркофаге. Спит, ­ а скоро уж в долинах Солнце белый снег растопит, И пойдут бурлить потоки По долинам и оврагам. Налетят лесные птицы, Зашумят грачи, а с ними ­ Зацветут, зазеленеют, Оживут леса и рощи. И придет апрель­царевич Из заморских стран далеких На заре, когда в долинах Тают синие туманы, На заре, когда от солнца Пахнет лес зеленой хвоей, Пахнет теплою землеюИ апрельскими цветами ...                                       И. Бунин Нежные цветы подснежников тянутся к солнцу (звучит  песня А. Гречанинова). Сейчас вы услышите другое  произведение с таким же названием – «Апрель.  Подснежник» ­ Пьесу П. Чайковского из цикла «Времена  года». В этом цикле 12 пьес ­ столько, сколько месяцев в  году. Перед каждой пьесой есть стихотворение, но сами  пьесы не поются, они написаны для фортепиано. Это  инструментальная музыка, в которой нет слов в отличие от  вокальных произведений, например, песни А. Гречанинова с тем же названием ­ «Подснежник». Перед пьесой «Апрель. Подснежник» П. Чайковского есть  стихотворение Аполлона Николаевича Майкова.Голубенький, чистый Подснежник­цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слезы О горе былом И первые грезы О счастье ином ...                                  А. Майков. (Читает стихотворение. Затем звучит пьеса П.  Чайковского.) Как рассказывает музыка о природе, какая  она? Д е т и. Нежная, иногда взволнованная. П е д а г о г. Да, эта пьеса трепетная, по­весеннему  взволнованная. Хотя в этой музыке нет слов, она оченьвыразительно рассказывает нам о весне, об апрельском  нежном подснежнике. Прислушайтесь, мелодия, как и в  песне А. Гречанинова, устремляется вверх (звучат  фрагменты). Но в песне А. Гречанинова она более  стремительная, порывистая, а в пьесе П. Чайковского ­  робкая, несмелая, ласковая (фрагменты звучат повторно).  Подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все  выше. (Исполняются 1­8­й такты пьесы П. Чайковского и  17­21­й такты песни А. Гречанинова.) Мелодия в пьесе П. Чайковского звучит то светло, в  высоком регистре, то более тревожно, в среднем и низком.  Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда,  что еще бывает холодно, темно и ненастно (играет 9­24­й  такты). В этой пьесе есть и другая мелодия ­ очень красивая,  взволнованная, трепетная, легкая, как дуновение ветерка(исполняет 25­32­й такты). Мелодия нежная, устремленная  вверх, полетная, будто цветок подснежника покачивается  на ветру. На какой танец похожа эта пьеса? Д е т и. На вальс. П е д а г о г. Правильно, здесь ярко чувствуется  вальсовость. Давайте подирижируем, передавая характер  музыки движениями рук, а потом потанцуем, подвигаемся,  выражая настроение взволнованное, немного грустное,  беспокойное, ласковое, изобразим, как поднимаются  навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на  ветру, покружимся на весенней полянке. Послушайте  несколько стихотворений о ранних весенних цветах. Первое написал Алексей Константинович Толстой, а два других, о  весенних ландышах ­ Афанасий Афанасьевич Фет.Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет, Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и любит и поет.                                        А. Толстой Весенние мысли Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет.                                       А. ФетПервый ландыш О первый ландыш! Из­под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! (Звучит «Подснежник» П. Чайковского.) Нарисуйте дома весенние полянки с цветами, вспоминая  музыку П. Чайковского или А. Гречанинова. (На занятии  могут быть использованы репродукции картин с  изображением весенней природы, перекликающихся по  настроению с музыкой.)4­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с музыкой  концерта А. Вивальди «Весна» (первая часть). Учить детей  различать смену настроений, изобразительность музыки. Ход занятия: П е д а г о г. Вы уже знакомы с концертами Антонио  Вивальди «Времена года». Сейчас вы услышите первую  часть концерта «Весна». Какая музыка по характеру?  (Звучит запись.) Д е т и. Веселая, радостная, торжественная, весенняя. П е д а г о г. Да, музыка эта праздничная, даже  торжественная в начале, потом звучит тихо, как эхо,  затаенно, восторженно. В ней слышны весенние звуки  природы – журчание ручейков, переливчатое пение птиц, ихгомон. Птицы резвятся, перекликаются ... Природа рада  весне! Послушайте эту музыку еще раз и скажите, меняется ли ее  характер в средней части (звучит запись). Д е т и. Да, музыка становится громкой, быстрой,  тревожной, таинственной, как будто налетел сильный  ветер. П е д а г о г. В природе перед ненастьем обычно бывает  затишье. Так и в этой музыке, перед средней частью все  затихает, появляется настороженность. И вдруг мы слышим порывистые взлеты мелодии, громкие, встревоженные,  будто внезапно налетел ураган, все потемнело, слышатся  завывания ветра, птицы мечутся и жалобно кричат. (Звучит  фрагмент средней части.)Но вот ненастье миновало. Снова музыка просветлела,  зазвучала торжественно, горделиво, празднично. А. Вивальди написал к этой части своего концерта такие  стихи: Пришла весна, ее встречают птицы Веселым пеньем в гуще вешних крон. Ручей кипит, спеша с рекою слиться, Его дыханьем ветер освежен. Порою туч угрюмых вереницы На воздух надевают капюшон. Не исчезают беглые зарницы. И снова слышен птичий перезвон ... (Звучит первая часть концерта «Весна».)