Цели:
– наблюдать за изменениями природы, произошедшими в жизни леса (парка), с наступлением поздней весны.
Оборудование: картина «Лес», иллюстрации цветущих трав, карточки с заданиями для групп.
Что нужно уметь и знать, чтобы человеку жить в гармонии с природой? 1 4 3
Беседа по картине «Лес».
– Какие деревья вы видите на картине?
– Какое время года изображено на картине?
– Какое время года у нас сейчас?
– Назовите растения, которые перед вами.
Детям показывают иллюстрации цветущих трав.
– Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. На какие экскурсии мы с вами уже ходили?
– Какие наблюдения мы там вели?
– Как мы работали? (По группам.)
– Какие правила работы в группе вы знаете?
Класс делится на группы. Каждая группа получает задание.
Окружающий мир
Урок 55.
Тема: Природа и мы. Экскурсия в природу поздней весной.
Цели:
– наблюдать за изменениями природы, произошедшими в жизни леса (парка), с наступлением поздней весны.
Оборудование: картина «Лес», иллюстрации цветущих трав, карточки с заданиями для групп.
Символы:
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
– Что нужно уметь и знать, чтобы человеку жить в гармонии с природой? 1 4 3
Беседа по картине «Лес».
– Какие деревья вы видите на картине?
– Какое время года изображено на картине?
– Какое время года у нас сейчас?
– Назовите растения, которые перед вами.
Детям показывают иллюстрации цветущих трав.
– Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. На какие экскурсии мы с вами уже
ходили?
– Какие наблюдения мы там вели?
– Как мы работали? (По группам.)
Познавательные УУД:
1) развиваем умения
извлекать информацию
из схем, иллюстраций,
текстов;
2) представлять
информацию в виде
схемы;
3) выявлять сущность,
особенности объектов;– Какие правила работы в группе вы знаете?
Класс делится на группы. Каждая группа получает задание.
– Давайте составим план экскурсии.
План (примерный) 1
1. Понаблюдать признаки погоды.
2. Определить, чем покрыта земля.
3. Отметить явления природы.
4. Определить, как выглядят деревья.
5. Определить, как выглядят травы.
6. Понаблюдать за птицами.
– Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план урока.)
– Какое умение формировали?
. Совместное
ΙΙ
открытие
знаний. Ход
экскурсии.
Учитель рассказывает детям.
– Лес – это дом, где живут все вместе, не мешая друг другу, деревья, кустарники,
мхи и травы. В лесу живут птицы и насекомые, встречаются звери.
– Назовите деревья. Обратите внимание на их особенности. (Особенности листьев,
цветков, ствола, ветвей и т.д.).
– Найдите цветущие травы. (Медуница, матьимачеха).
– Обратите внимание на насекомых.
– Каких птиц вы увидели, услышали?
– Давайте вспомним правила поведения в лесу: надо ходить только по тропинкам,
не затаптывая траву, не рвать большие букеты, не обламывать ветки, не кричать.
Затем детям предлагается поработать в группах по заданиям. 1 2 4 4 3
Карточки.
4) на основе анализа
объектов делать
выводы;
5) обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться на
развороте учебника;
7) находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные
УУД:
1) развиваем умение
слушать и понимать
других;
2) строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами;
3) оформлять свои
мысли в устной форме;4) умение работать в
паре.
Личностные
результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям;
выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в
соответствии с
определённой
ситуацией;
3) формируем
мотивацию к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
1я группа. Признаки погоды.
Признаки
Весна
Зима
Тепло
Холодно
Прохладно
Морозно
Ясно
Облачно
2я группа. Осадки и ветер.
Признаки
Весна
Зима
Снег
Дождь
Нет осадков
Сильный ветер
Вьюга
Метель
Нет ветра
3я группа. Явления природы.
Признаки
Оттепель
Ледоход на реках
Появление проталин
Сосульки
Весна
Зима4я группа. Деревья.
Признаки
Без листьев
Набухли почки
Распустились листья
5я группа. Травы.
Признаки
Покрыты снегом
Появилась зелёная трава
Появились первые цветы
6я группа. Птицы.
Признаки
Ворона
Галка
Воробей
Грач
Скворец
Ласточка
Весна
Зима
Весна
Зима
Весна
Зима
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом учебника;
2) оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей;
3) прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.. Применение
ΙΙΙ
нового знания.
Итог экскурсии подводится в классе.
Команды докладывают о выполненных заданиях и проводят самооценку. 2 2
– Что мы сейчас делали? Какое умение формировали?
ТОУУ
Ι
V. Итог урока.
– Что узнали нового?
– Ответили ли на главный вопрос урока?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто получил отметку в дневнике? За что?
Эта тема способствует экологическому воспитанию учащихся и воспитанию нравственного чувства, этического
сознания и готовности совершать позитивные поступки.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι
. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока и составили план работы.ΙΙ
. Открытие нового знания
. Применение нового знания
ΙΙΙ
* Отметить учеников, которые хорошо работали в группах во время экскурсии.
* Отметить учеников, которые хорошо делали выводы по своим наблюдениям.
Урок 56.
Тема: Времена года. Лето: природа цветёт и плодоносит.
Цели:
– научить находить основные отличительные признаки лета: длинный день, жара, гроза, дождь, зелёный покров, цветение
растений, размножение растений и животных, созревание плодов.
Оборудование: иллюстрации с картинами летней природы, разрезные карточки из рабочей тетради, картинки зверей и их
детёнышей.
Символы:
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
Работа с плакатом «Лето» из комплекта наглядных материалов. 1 3 2
– Какое время года изображено?
– По каким признакам вы догадались?
– Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Познавательные УУД:
1) развиваем умения
извлекать информациюпроблемы.
. Совместное
ΙΙ
открытие
знаний.
– О чём вам хотелось бы узнать?
– Давайте откроем учебник, посмотрим на с. 78–81 и составим план урока.
План (примерный) 1
1. Признаки лета.
2. Круговорот воды в природе.
3. Явления природы летом.
4. Жизнь животных летом.
5. Народные приметы.
– Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план урока.)
– Какое умение формировали?
I. Работа в учебнике. 1 3 4 3 1
1. – Посмотрите на картинку на с. 78. Догадались, какое время года на ней
изображено?
– Как вы догадались?
– Назовите летние месяцы.
– Возьмите разрезные карточки из рабочих тетрадей на с. 75–80. Выберите к этому
рисунку подходящие картинки. Объясните свой выбор.
– Какие изменения происходят в природе летом? (День становится длиннее, солнце
светит ярче и т.д.)
2. – А знаете ли вы, что вода всё время путешествует? Послушайте сказку на с. 79.
Сказку читает учитель, дети слушают.
Работа с текстом после чтения.
– Посмотрите на схему и найдите ответьте на вопросы. Можете использовать слова
текста.
– Как образуются облака?
– Что переносит облако от водоёма?
– Почему выпадает дождь?
из схем, иллюстраций,
текстов;
2) представлять
информацию в виде
схемы;
3) выявлять сущность,
особенности объектов;
4) на основе анализа
объектов делать
выводы;
5) обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться на
развороте учебника;
7) находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные
УУД:
1) развиваем умение
слушать и понимать
других;
2) строить речевое
высказывание в– Куда течёт вода?
– Как называется такое путешествие воды?
– Как можно назвать рисунок на с.79? (Схема). Давайте составим её сами.
II. Работа в тетради. 2 2 1
Работа в парах. Задание № 1. С. 67.
Проверка.
IΙΙ. Работа в учебнике. 1 3 4 3 1
1. – Летом всё живое ждёт дождя. Почему?
Ответы детей.
– Но дождь бывает разный. Отгадайте загадку.
Меня никто не видит,
А всякий слышит,
А спутницу мою
Всяк может видеть,
Но никто не слышит.
(Гром и молния)
– А кто знает, что бывает вначале: гром или молния?
– Откройте с. 80. Рассмотрите картинку.
Справка для учителя. Гроза – это ливневые дожди, проходящие с разрядами
молний и раскатами грома. Грозы, как правило, возникают летом, обычно в
испепеляющую жару, и относятся к самым опасным для человека природным
явлениям, сопровождающимся ливневым дождём и усилением ветра. Если
гроза вас застала внезапно, очень важно рассчитать время до её приближения.
Для этого надо подсчитать секунды от вспышки молнии до громового раската.
Трёхсекундная пауза свидетельствует, что гроза в километре от вас, но если
временные промежутки сокращаются – значит, гроза приближается и следует
соответствии с
поставленными
задачами;
3) оформлять свои
мысли в устной форме;
4) умение работать в
паре.
Личностные
результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в
соответствии с
определённой
ситуацией;
3) формируем
мотивацию к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.непременно укрыться.
Молния – это своего рода электрический заряд, проскакивающий между
облаками и землёй, во время которого происходит нагревание воздуха. При
этом воздух расширяется и приводит к возникновению ударной волны, этот
звук именуется громовым раскатом. Чаще всего грозы случаются тогда, когда
происходит скопление кучеводождевых облаков, которые отличаются от
обычных по форме и цвету. Это белые облака с тёмными, порой синеватыми
основаниями в виде поднимающихся вершин. Внутри этих облаков происходит
электрический заряд, заканчивающийся разрядом молнии. Грозы
подразделяются на летние и зимние. Летние возникают на суше, а зимние – над
морскими просторами. Во время грозы стоит опасаться именно молнии, её
разрушительное действие приводит к значительным человеческим потерям.
2. – А вот теперь мы с вами можем научиться решать задачу по окружающему миру,
используя знания, полученные на уроке математики. Прочитайте в парах текст под
картинками.
Проверка. Расскажите, как можно определить расстояние до молнии. Как
выполняли вычисления?
3. – Посмотрите на картинки и скажите, что нельзя делать во время грозы?
– Что происходит с растениями с наступлением лета? (Они начинают цвести, у них
появляются плоды.)
– Что происходит с животными? (Все живые организмы размножаются.)
4. Игра «Найди свою маму».
На доске иллюстрации с изображением взрослых животных. Детям учитель
раздаёт картинки с изображением детёнышей. Дети должны прикрепить
картинку с изображением детёныша к его маме.
Работа в тетради. 2 2 1
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом учебника;
2) оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей;
3) прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.. Применение
ΙΙΙ
нового знания.
– Рассмотрите и прочитайте задания № 2 и 3. Выберите задание, которое вы будете
выполнять самостоятельно.
Проверка с самооценкой по алгоритму.
– Что мы сейчас делали? Какое умение формировали?
ТОУУ
Ι
V. Итог урока.
– Что узнали нового?
Эта тема способствует экологическому воспитанию учащихся и воспитанию нравственного чувства, этического
сознания и готовности совершать позитивные поступки.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι
. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока и составили план работы.
. Открытие нового знания
ΙΙ
Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые хорошо работали по иллюстрациям учебника.
Работа в тетради
* Отметить учеников, которые правильно выполнили задания.
ΙΙΙ
. Применение нового знания
Работа в тетради
* Отметить учеников, которые правильно выполнили задания.