Цели:
– ознакомить учеников с природными зонами, их закономерным чередованием и проявлениями закона природной зональности.
Минимум. Ребята должны узнать о чередовании природных зон России. Понятие: природная зона.
Минимакс. К концу урока ученики могут узнавать природные зоны по их характерным ландшафтам, называть порядок чередования зон. Понятие: закон природной зональности.
Максимум. Уметь объяснять явление чередования природных зон изменением угла падения солнечных лучей на поверхность Земли.
Оборудование: физическая карта России, карта природных зон, рисунки различных природных зон.
зон.
Этапы
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной проблемы.
Окружающий мир
Урок 40.
Раздел. Земля – наш общий дом.
Тема: Природная зональность.
Цели:
– ознакомить учеников с природными зонами, их закономерным чередованием и проявлениями
закона природной зональности.
Минимум. Ребята должны узнать о чередовании природных зон России. Понятие: природная
зона.
Минимакс. К концу урока ученики могут узнавать природные зоны по их характерным
ландшафтам, называть порядок чередования зон. Понятие: закон природной зональности.
Максимум. Уметь объяснять явление чередования природных зон изменением угла падения
солнечных лучей на поверхность Земли.
Оборудование: физическая карта России, карта природных зон, рисунки различных природных
Формирование УУД
и технология оценивания
учебных успехов
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Ход урока
1 3 1 4 1
Беседа.
– Могут ли экосистемы жить без помощи людей?
– Выберите настоящие экосистемы.
Группам класса предложены 3–4 экосистемы для выбора
из учебника на с. 10.
– Что можно сказать про различные условия обитания на
Земле? (На нашей планете существуют пояса освещённости,
т.к. тепло распределяется по её поверхности неравномерно.
Поэтому есть два холодных пояса, два умеренных и один
жаркий. Значит, условия в этих поясах неодинаковые.)
– Сегодня мы отправимся в путешествие и попробуем
выяснить, меняются ли природные условия обитания в
каждом поясе.
– Прежде чем отправляться в путешествие по нашей планете,
мы к нему приготовимся.
1. Определим, куда мы отправимся.
2. Что нужно взять в дорогу, как одеться? Почему?
3. Предположим, кого мы там можем встретить.
Далее группы получают карточки с изображением места
предполагаемого путешествия.
1. Река в летний день.
2. Та же река, но осенью.
Ребята отвечают на поставленные вопросы.
Главные выводы.
1. По пейзажу легко определить место, куда мы направляемся.
2. Чтобы собраться в дорогу, важно учитывать и место, и
время года.
3. Важно помнить, что мы – гости в лесу или на реке.
– Ребята, вы очень хорошо справились с заданиями.
Приступаем к третьему.
– В каком поясе, по вашему мнению, находится место нашегопутешествия? Какие природные экосистемы могут окружать
это место?
Предположения детей.
– Подумайте и ответьте на поставленные вопросы.
Предположим, наше путешествие пройдёт по одной из
крупных рек России. Эта река протекает с севера на юг или с
юга на север. Одинаковую ли картину природы можно увидеть
в один и тот же день, например, сегодня в её верхнем и
нижнем течении? (Мнения детей могут разделиться.)
– Ребята, о чем мы сегодня можем поговорить на уроке? (Мы
можем поговорить о смене картин природы с севера на юг или
с юга на север.)
– Какие знания пригодятся в нашем путешествии?
– Мы узнаем о том, как меняется природа, когда мы движемся
с севера на юг и с юга на север.
– Составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою
деятельность.)
– Какие умения формировали?
. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
1 4 2 3 4 3
– Давайте наше путешествие начнём из района Центральной
России. Какой у нас климат? Продолжительность времён
года? Какие экосистемы преобладают? (Климат Центральной
России умеренно тёплый, умеренно холодный с достаточным
количеством осадков.
Четыре времени года по
продолжительности примерно равные. Большую часть
Центральной России занимают леса.)
– Предположите, что будет меняться в вашем путешествии на
юг или на север. Используйте карточки. (Учитель заранее
может приготовить запись погоды в различных городах
России на один день.) (В городах, расположенных южнее,
температура выше. Значит, там теплее.
В городах,
расположенных севернее, температура низкая. Там ещё зима.)
Работа в группах.
– Наши герои Лена и Миша на каникулах тоже отправились в
путешествие. Лена отправилась на юг, а Миша – на север.
Картины природы, увиденные ими из поезда, помогут вам
составить рассказ.
Группы работают с учебником (с. 10–11, 12–13).
Дети составляют рассказ, используя слова: тёплый или
холодный, поздно или рано, долгое или холодное, влажное
или засушливое.
План рассказа:
1. Климат.
2. Весна.
3. Лето.
4. Наличие деревьев.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
5. Экосистема.
6. Природная зона.
– К каким выводам вы пришли? (Мы выяснили, что севернее
климат более холодный, а южнее климат более тёплый.
Меняются и картины природы. На юге и на севере нет лесов.
Это уже другие природные зоны.)
– Как вы понимаете, что такое природная зона? (Это
территория с похожими природными условиями.)
– С какими природными зонами вы ознакомились? (В
холодном поясе России есть природная зона тундры, в
умеренном поясе – лесная зона, степная зона.)
– Может ли порядок расположения природных зон меняться
на Земле? (Предположения групп.)
– Какую форму на карте, глобусе могут иметь природные
зоны? От чего это зависит?
– Проверьте свои предположения на с. 13.
– С каким законом Земли вы сегодня ознакомились? (Это
закон природной зональности.)
– Хорошо, ребята, давайте подведём итог и вернёмся к
заданию, которое вызвало у вас сначала так много версий.
1. Определим, куда мы отправимся.
2. Что нужно взять в дорогу, как одеться? Почему?
3. Предположим, кого мы там можем встретить.
– Что мы делали?
– Какое умение формировали?
. Применение
ΙΙΙ
нового знания.
Работа в Рабочей тетради.
Детям предлагаются задания 1–4 из Рабочей тетради и
вопросы на с. 13.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты выполнил задание сам или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно
оценил свою работу.
Работа в учебнике.
– Ребята, выберите из материала учебника информацию,
которую можно было бы поместить в нашей газете под
рубрикой «Это интересно» или в альбомепроекте.
Ι
V. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты? 4V. Домашнее
задание.
По усмотрению учителя.
Деятельность учеников:
– знать проявления закона природной зональности.