Природная зональность.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – ознакомить учеников с природными зонами, их закономерным чередованием и проявлениями закона природной зональности. Минимум. Ребята должны узнать о чередовании природных зон России. Понятие: природная зона. Минимакс. К концу урока ученики могут узнавать природные зоны по их характерным ландшафтам, называть порядок чередования зон. Понятие: закон природной зональности. Максимум. Уметь объяснять явление чередования природных зон изменением угла падения солнечных лучей на поверхность Земли. Оборудование: физическая карта России, карта природных зон, рисунки различных природных зон.
Иконка файла материала konsp_okr_2kl_ur40.doc
зон. Этапы Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной проблемы. Окружающий мир Урок 40. Раздел. Земля – наш общий дом. Тема: Природная зональность. Цели: –  ознакомить учеников с природными зонами, их закономерным чередованием и проявлениями закона природной зональности. Минимум.  Ребята должны узнать о чередовании природных зон России. Понятие:  природная зона. Минимакс.  К   концу   урока   ученики   могут   узнавать   природные   зоны   по   их   характерным ландшафтам, называть порядок чередования зон. Понятие: закон природной зональности. Максимум.  Уметь   объяснять   явление   чередования   природных   зон   изменением   угла   падения солнечных лучей на поверхность Земли. Оборудование: физическая карта России, карта природных зон, рисунки различных природных Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Ход урока  1 3 1 4 1 Беседа. – Могут ли экосистемы жить без помощи людей?  – Выберите настоящие экосистемы. Группам класса предложены 3–4 экосистемы для выбора из учебника на с. 10. –  Что   можно   сказать   про   различные   условия   обитания   на Земле? (На нашей планете существуют пояса освещённости, т.к. тепло распределяется по её поверхности неравномерно. Поэтому   есть   два   холодных   пояса,   два   умеренных   и   один жаркий. Значит, условия в этих поясах неодинаковые.) –  Сегодня   мы   отправимся   в   путешествие   и   попробуем выяснить,   меняются   ли   природные   условия   обитания   в каждом поясе. – Прежде чем отправляться в путешествие по нашей планете, мы к нему приготовимся. 1. Определим, куда мы отправимся. 2. Что нужно взять в дорогу, как одеться? Почему? 3. Предположим, кого мы там можем встретить.  Далее группы получают карточки с изображением места предполагаемого путешествия. 1. Река в летний день. 2. Та же река, но осенью. Ребята отвечают на поставленные вопросы. Главные выводы. 1. По пейзажу легко определить место, куда мы направляемся. 2. Чтобы собраться в дорогу, важно учитывать и место, и  время года. 3. Важно помнить, что мы – гости в лесу или на реке. – Ребята, вы очень хорошо справились с заданиями.  Приступаем к третьему. – В каком поясе, по вашему мнению, находится место нашегопутешествия? Какие природные экосистемы могут окружать это место?  Предположения детей. – Подумайте и ответьте на поставленные вопросы. Предположим,   наше   путешествие   пройдёт   по   одной   из крупных рек России. Эта река протекает с севера на юг или с юга на север. Одинаковую ли картину природы можно увидеть в   один   и   тот   же   день,   например,   сегодня   в   её   верхнем   и нижнем течении? (Мнения детей могут разделиться.) – Ребята, о чем мы сегодня можем поговорить на уроке? (Мы можем поговорить о смене картин природы с севера на юг или с юга на север.) – Какие знания пригодятся в нашем путешествии? – Мы узнаем о том, как меняется природа, когда мы движемся с севера на юг и с юга на север. – Составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.) – Какие умения формировали?  . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  1  4  2  3  4  3 –  Давайте наше путешествие начнём из района Центральной России.   Какой   у   нас   климат?   Продолжительность   времён года? Какие экосистемы преобладают? (Климат Центральной России умеренно тёплый, умеренно холодный с достаточным количеством   осадков.   Четыре   времени   года   по продолжительности   примерно   равные.   Большую   часть Центральной России занимают леса.) – Предположите, что будет меняться в вашем путешествии на юг   или  на  север.  Используйте  карточки. (Учитель  заранее может   приготовить   запись   погоды   в   различных   городах России   на   один   день.)   (В   городах,   расположенных   южнее, температура   выше.   Значит,   там   теплее.  В   городах, расположенных севернее, температура низкая. Там ещё зима.) Работа в группах. – Наши герои Лена и Миша на каникулах тоже отправились в путешествие.  Лена   отправилась  на   юг,  а  Миша  –  на  север. Картины   природы,   увиденные   ими   из   поезда,   помогут   вам составить рассказ.  Группы работают с учебником (с. 10–11, 12–13). Дети  составляют  рассказ,  используя   слова:  тёплый   или холодный, поздно или рано, долгое или холодное, влажное или засушливое.  План рассказа: 1. Климат. 2. Весна. 3. Лето. 4. Наличие деревьев. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника.2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. 5. Экосистема. 6. Природная зона. – К каким выводам вы пришли? (Мы выяснили, что севернее  климат более холодный, а южнее климат более тёплый.  Меняются и картины природы. На юге и на севере нет лесов.  Это уже другие природные зоны.) –  Как   вы   понимаете,   что   такое   природная   зона?   (Это территория с похожими природными условиями.) –  С   какими   природными   зонами   вы   ознакомились?   (В холодном   поясе   России   есть   природная   зона   тундры,   в умеренном поясе – лесная зона, степная зона.) –  Может ли порядок расположения природных зон меняться на Земле? (Предположения групп.) –  Какую   форму   на   карте,   глобусе   могут   иметь   природные зоны? От чего это зависит? – Проверьте свои предположения на с. 13. –  С   каким   законом   Земли   вы   сегодня   ознакомились?   (Это закон природной зональности.) –  Хорошо,   ребята,   давайте   подведём   итог   и   вернёмся   к заданию, которое вызвало у вас сначала так много версий. 1. Определим, куда мы отправимся. 2. Что нужно взять в дорогу, как одеться? Почему? 3. Предположим, кого мы там можем встретить.  – Что мы делали? – Какое умение формировали? . Применение  ΙΙΙ нового знания. Работа в Рабочей тетради. Детям предлагаются задания 1–4 из Рабочей тетради и вопросы на с. 13. Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты выполнил задание сам или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу.  Работа в учебнике. –  Ребята,   выберите   из   материала   учебника   информацию, которую   можно   было   бы   поместить   в   нашей   газете   под рубрикой «Это интересно» или в альбоме­проекте. Ι V. Итог урока. – Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты?    4V. Домашнее  задание. По усмотрению учителя. Деятельность учеников: – знать проявления закона природной зональности.