Цели:
– ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.
Минимум. Ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия: ледяная пустыня, тундра.
Минимакс. К концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое ледяные пустыни и тундра.
Максимум. Уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей.
Оборудование: схематическая контурная карта на доске, карточки с иллюстрациями летней и осенней реки, плакат «Природные зоны холодного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», видеофрагмент из фильма ВВС «Как животные делают это?».
Окружающий мир
Урок 41.
Раздел. Земля – наш общий дом.
Тема: Природные зоны холодного пояса.
Цели:
– ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.
Минимум. Ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу,
показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия:
ледяная пустыня, тундра.
Минимакс. К концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое ледяные пустыни
и тундра.
Максимум. Уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и
углом падения солнечных лучей.
Оборудование: схематическая контурная карта на доске, карточки с иллюстрациями летней и
осенней реки, плакат «Природные зоны холодного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по
окружающему миру для 2го класса», видеофрагмент из фильма ВВС «Как животные делают это?».
Этапы
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания
учебных успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной проблемы.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
1 3 1 4 1
– Что можно сказать про различные условия обитания на
Земле? (Условия обитания живых организмов будут зависеть
не только от пояса, но и от природной зоны.)
– Сегодня мы более подробно остановимся на двух
природных зонах и выясним, как там протекает жизнь
экосистем.
Работа в группах.
– Прежде чем отправляться в путешествие по нашей планете,
мы к нему сами подготовимся.
– Давайте посмотрим на плакат «Природные зоны холодного
пояса» (из комплекта наглядных материалов для 2го класса).
(Другой вариант – карточки с иллюстрациями: покрытое
снегом и водой огромное пространство, низко над горизонтом
расположено солнце; на поверхности Земли еле видный слой
мха и лишайника, небольшие деревья и пятна цветов.
В каждой группе по 3–4 карточки.)
– Как вы считаете, какому поясу соответствуют данные
иллюстрации? (Мы считаем, что это холодный пояс.)
1. Определили, куда мы отправимся?
2. Что нужно взять в дорогу, как одеться? Почему?
3. Предположим, кого мы там можем встретить?
– Чему будет посвящен наш урок? (Мы будем говорить об
экосистемах холодного пояса.)
– На какие вопросы нам следует найти ответы?
1. В чём особенности этой зоны?
2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их
«профессии» в экосистеме?
3. Как они приспособились к этим условиям?
– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
деятельность.)
– Какие умения формировали?
1 4 2 3 4 3
Работа в группах.
– Итак, отвечаем на первый вопрос. Можно ли разделить
иллюстрации на группы? (Их можно разделить на две группы.
Первая – это льдины, вторая – это иллюстрация с
растениями.)
– Какое предположение можно сделать? (Мы считаем, что в
холодной зоне можно встретить два разных вида пейзажа. С
одним из них – тундрой – мы ознакомились на прошлом
уроке.) Просмотр видеофрагмента, подтверждающего
выводы ребят. Или обращение к учебнику одним из
участников команды у доски. Он должен очень быстро
просмотреть содержание и найти название второго
пейзажа (с. 14). (Мы считаем, что второй пейзаж можно
назвать зоной ледяных пустынь.)
– Ответим предварительно на второй вопрос. Кого мы можем
там встретить?
Группы отвечают на вопросы.
Работа в учебнике.
– Теперь с помощью учебника разберёмся в том, что собой
представляет зона ледяных пустынь (с. 14–15). Параллельно
будем отвечать на наши вопросы.
Работа с плакатом.
– Поработаем с плакатом «Природные зоны холодного пояса»
(из комплекта наглядных материалов для 2го класса). Кого
мы можем поселить на иллюстрацию ледяных пустынь?
Группы высказывают свои предположения и прикрепляют
на иллюстрацию ледяных пустынь животных из разрезных
картинок.
– Далее разберите живые организмы по их профессиям.
– К каким выводам вы пришли? (Мы определили, что в зоне
ледяных пустынь «кормильцы» очень малы, но их очень много.
Это планктон. В основном в этой зоне встречаются «едоки»:
морские птицы, белый медведь, моржи, тюлени, киты. В
учебнике нет сведений о том, кто выполняет роль
«мусорщиков». Это надо поискать в дополнительной
литературе. Животные и растения ледяных пустынь должны
хорошо уметь плавать и быстро передвигаться по снегу.)
– Как же им удаётся выжить в таких условиях, как вы
считаете, ребята?
Далее просмотр фильма о жизни на полюсах.
Ответы детей:
– Мы считаем, что каждое животное посвоему приспосо
билось к жизни за Полярным кругом, но есть нечто общее:
– тело защищено тёплым мехом белого или тёмного цвета;
– под мехом находится жировая прослойка, которая не
даёт им замёрзнуть;
– многие из них отличные пловцы;
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.– почти все питаются рыбой;
– на время зимних холодов животные или залегают в
спячку, или перемещаются в более тёплые места;
– некоторые животные встречаются только на одном из
полюсов. А полярная крачка живёт половину года на одном
полюсе, а половину – на другом.
Работа в учебнике.
– Теперь работаем с текстом, посвящённым тундре. Вопросы
те же.
1. В чём особенности этой зоны?
2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их
«профессии» в экосистеме?
3. Как они приспособились к этим условиям?
Ответы детей.
– Особенностью тундры является наличие вечной мерзлоты
под слоем почвы. Она задерживает воду, и поэтому в тундре
много болот. Здесь короткое лето и длинная зима. Поэтому
растениям необходимо успеть принести плоды и надёжно
сберечь от холода. Здесь растут многолетние растения, мхи,
лишайники, карликовые деревья.
– В тундре северный олень, белая сова, волк, песец, много
разных птиц. В почве можно встретить многочисленных
«мусорщиков». Летом в тундре много комаров.
Приспособления у животных те же, что и в зоне холодных
пустынь.
– Хорошо, ребята, давайте подведём итог и вернёмся к
заданию, которое вызвало у вас сначала так много версий.
1. Куда мы отправились?
2. Что нужно было бы взять в дорогу, как одеться? Почему?
3. Кого мы там могли бы встретить?
– Почему нам нужно относиться бережно к природе тундры?
– Как называется книга, куда помещают растения и животных,
которые могут исчезнуть с лица Земли? Как мы должны
относиться к таким животным?
– Что мы делали?
– Какое умение формировали?
Работа в учебнике.
– Расскажите о пищевой цепочке, с.14.
– Ответьте на вопросы, с. 15.
– Проверим, как каждый из вас справится с заданием
самостоятельно.
1) Задание 3 и 4 в Рабочей тетради.
2) Ребятам необходимо закрасить области, относящиеся к
зонам холодного пояса, на карте.
– Ребята, выберите из материала учебника информацию,
которую можно было бы поместить в нашей газете под
рубрикой «Это интересно» или в альбомепроекте.
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
. Применение
ΙΙΙ
нового знания.
Ι
V. Итог урока.– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты? 4
V. Домашнее
задание.
По усмотрению учителя.
Деятельность учеников:
– узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу.