Природные зоны холодного пояса.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями. Минимум. Ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия: ледяная пустыня, тундра. Минимакс. К концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое ледяные пустыни и тундра. Максимум. Уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей. Оборудование: схематическая контурная карта на доске, карточки с иллюстрациями летней и осенней реки, плакат «Природные зоны холодного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», видеофрагмент из фильма ВВС «Как животные делают это?».
Иконка файла материала konsp_okr_2kl_ur41.doc
Окружающий мир Урок 41. Раздел. Земля – наш общий дом. Тема: Природные зоны холодного пояса.  Цели: – ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.  Минимум.  Ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия: ледяная пустыня, тундра. Минимакс. К концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое ледяные пустыни и тундра.  Максимум. Уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей. Оборудование:  схематическая контурная карта на доске, карточки с иллюстрациями летней и осенней реки, плакат «Природные зоны холодного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2­го класса», видеофрагмент из фильма ВВС «Как животные делают это?». Этапы Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной проблемы. Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации.  1  3  1  4  1 – Что можно сказать про различные условия обитания на  Земле? (Условия обитания живых организмов будут зависеть  не только от пояса, но и от природной зоны.) – Сегодня мы более подробно остановимся на двух  природных зонах и выясним, как там протекает жизнь  экосистем. Работа в группах. – Прежде чем отправляться в путешествие по нашей планете,  мы к нему сами подготовимся. – Давайте посмотрим на плакат «Природные зоны холодного  пояса» (из комплекта наглядных материалов для 2­го класса). (Другой вариант – карточки с иллюстрациями: покрытое  снегом и водой огромное пространство, низко над горизонтом  расположено солнце; на поверхности Земли еле видный слой  мха и лишайника, небольшие деревья и пятна цветов.  В каждой группе по 3–4 карточки.) – Как вы считаете, какому поясу соответствуют данные  иллюстрации? (Мы считаем, что это холодный пояс.) 1. Определили, куда мы отправимся? 2. Что нужно взять в дорогу, как одеться? Почему? 3. Предположим, кого мы там можем встретить? – Чему будет посвящен наш урок? (Мы будем говорить об  экосистемах холодного пояса.) – На какие вопросы нам следует найти ответы? 1. В чём особенности этой зоны? 2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их  «профессии» в экосистеме? 3. Как они приспособились к этим условиям? – Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою. Совместное  ΙΙ открытие знаний.  деятельность.) – Какие умения формировали?  1  4  2  3  4  3 Работа в группах. – Итак, отвечаем на первый вопрос. Можно ли разделить  иллюстрации на группы? (Их можно разделить на две группы.  Первая – это льдины, вторая – это иллюстрация с  растениями.) – Какое предположение можно сделать? (Мы считаем, что в  холодной зоне можно встретить два разных вида пейзажа. С  одним из них – тундрой – мы ознакомились на прошлом  уроке.) Просмотр видеофрагмента, подтверждающего  выводы ребят. Или обращение к учебнику одним из  участников команды у доски. Он должен очень быстро  просмотреть содержание и найти название второго  пейзажа (с. 14). (Мы считаем, что второй пейзаж можно  назвать зоной ледяных пустынь.) – Ответим предварительно на второй вопрос. Кого мы можем  там встретить?  Группы отвечают на вопросы. Работа в учебнике. – Теперь с помощью учебника разберёмся в том, что собой  представляет зона ледяных пустынь (с. 14–15). Параллельно  будем отвечать на наши вопросы. Работа с плакатом. – Поработаем с плакатом «Природные зоны холодного пояса»  (из комплекта наглядных материалов для 2­го класса). Кого  мы можем поселить на иллюстрацию ледяных пустынь? Группы высказывают свои предположения и прикрепляют  на иллюстрацию ледяных пустынь животных из разрезных  картинок.  – Далее разберите живые организмы по их профессиям. – К каким выводам вы пришли? (Мы определили, что в зоне  ледяных пустынь «кормильцы» очень малы, но их очень много. Это планктон. В основном в этой зоне встречаются «едоки»:  морские птицы, белый медведь, моржи, тюлени, киты. В  учебнике нет сведений о том, кто выполняет роль  «мусорщиков». Это надо поискать в дополнительной  литературе. Животные и растения ледяных пустынь должны  хорошо уметь плавать и быстро передвигаться по снегу.) – Как же им удаётся выжить в таких условиях, как вы  считаете, ребята? Далее просмотр фильма о жизни на полюсах. Ответы детей: – Мы считаем, что каждое животное по­своему приспосо­ билось к жизни за Полярным кругом, но есть нечто общее:       – тело защищено тёплым мехом белого или тёмного цвета;       – под мехом находится жировая прослойка, которая не  даёт им замёрзнуть; – многие из них отличные пловцы; Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию.– почти все питаются рыбой;      – на время зимних холодов животные или залегают в  спячку, или перемещаются в более тёплые места;       – некоторые животные встречаются только на одном из  полюсов. А полярная крачка живёт половину года на одном  полюсе, а половину – на другом. Работа в учебнике. – Теперь работаем с текстом, посвящённым тундре. Вопросы  те же.  1. В чём особенности этой зоны? 2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их  «профессии» в экосистеме? 3. Как они приспособились к этим условиям? Ответы детей. – Особенностью тундры является наличие вечной мерзлоты  под слоем почвы. Она задерживает воду, и поэтому в тундре  много болот. Здесь короткое лето и длинная зима. Поэтому  растениям необходимо успеть принести плоды и надёжно  сберечь от холода. Здесь растут многолетние растения, мхи,  лишайники, карликовые деревья.  – В тундре северный олень, белая сова, волк, песец, много  разных птиц. В почве можно встретить многочисленных  «мусорщиков». Летом в тундре много комаров.  Приспособления у животных те же, что и в зоне холодных  пустынь. – Хорошо, ребята, давайте подведём итог и вернёмся к  заданию, которое вызвало у вас сначала так много версий. 1. Куда мы отправились? 2. Что нужно было бы взять в дорогу, как одеться? Почему? 3. Кого мы там могли бы встретить?  – Почему нам нужно относиться бережно к природе тундры?  – Как называется книга, куда помещают растения и животных, которые могут исчезнуть с лица Земли? Как мы должны  относиться к таким животным? – Что мы делали? – Какое умение формировали? Работа в учебнике. – Расскажите о пищевой цепочке, с.14. – Ответьте на вопросы, с. 15. – Проверим, как каждый из вас справится с заданием  самостоятельно. 1) Задание 3 и 4 в Рабочей тетради. 2) Ребятам необходимо закрасить области, относящиеся к зонам холодного пояса, на карте. – Ребята, выберите из материала учебника информацию,  которую можно было бы поместить в нашей газете под  рубрикой «Это интересно» или в альбоме­проекте. – Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? . Применение  ΙΙΙ нового знания. Ι V. Итог урока.– Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты?       4 V. Домашнее  задание. По усмотрению учителя. Деятельность учеников: – узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу.