Пришвин на Севере.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Некрасова Н.С. Пришвин на Севере (6 класс).doc
Путешествия М.М. Пришвина по Северу. Из книги «За волшебным колобком»: главы «Волшебный колобок», «Море», «Корабельная чаща». Вопрос жанра. Человек и природа. Класс: 6 Цель: формировать навыки работы с художественным текстом  познавательного характера.  Задачи: 1) образовательные:   2) развивающие: познакомить с Архангельской областью  начала 20 века; выявить особенности жизни, быта, языка поморов;    способствовать развитию устной связной речи учащихся, мышления, способствовать расширению словарного запаса учащихся; содействовать формированию навыка выразительного чтения. 3) воспитательные:  воспитывать любовь к литературе Севера, людям Севера, уважение семейных ценностей. Оборудование: презентация, карточки с вопросами. 1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1) 2. Введение в тему урока. (Слайд 2) На слайде учащимся предложены слова: ПОМОР, КОРАБЕЛ. ­ Объясните лексическое значение данных слов, как вы их понимаете? (Учащиеся,   рассуждая,   через   толкование   значений   корней,   приставки объясняют лексическое значение слов «помор», «корабел») ­ Подтвердим правильность рассуждения статьями из «Словаря русского языка» Ожегова: 1. Помор ­ житель поморья. Помор ­ это русское слово, состоящее из приставки по­ (то есть возле, местоположение близ чего­нибудь) и корня ­мор­ (от слова море). Следовательно, помор ­ это "тот, что живет возлеморя",   то   есть   житель   прибрежной   полосы.   Поморы   проживают   в регионе Белого моря, который по­русски называется Поморье. 2. Корабел ­   специалист   по   кораблям,   по   их   строительству, проектированию и т.п. 3. Постановка проблемного вопроса для актуализации темы урока. ­ Как вы думаете, почему мы начинаем урок со слов "помор", "корабел"? (Учащиеся   рассказывают   о   том,   что   именно   эти   слова   связаны   с путешествием Михаила Михайловича Пришвина на Север. Итогом поездки становится   ряд   произведений   из   книги   «За   волшебным   колобком», «Корабельная чаща»). ­ Какое название вы бы дали нашему уроку? ­  Путешествие на Север с М.М. Пришвиным.  ­ Север в жизни М.М. Пришвина.  ­ «За волшебным колобком» и др. 5. Формулировка темы урока, совместная постановка учебных задач, поиск путей их решения.  ­ Дома   вы   прочитали   главы   «Волшебный   колобок»,   «Море»   из   очерка­ сказки   Пришвина   «За   волшебным   колобком»   и   повесть­сказку «Корабельная чаща». ­ Что   вы   бы   хотели   обсудить   по   этим   произведениям?   Какие   задачи поставили бы перед собой? ­ узнать о путешествиях М.М. Пришвина на Север; ­   познакомиться   с   жизнью   поморов   в   начале   20   века,   чем   они занимались, каков их характер; ­ составить характеристику героев; ­ разобраться с жанром произведений;  ­ выявить особенности языка Пришвина и др. ­ На что похожи очерки Пришвина? (На сказки)  ­ А кто является героем произведений?  (Человек и природа) Молодцы ребята! Объединим задачи, поставленные вами, и ваши ответы на мои вопросы, и тема нашего урока будет звучать так: (Слайд 3)Путешествия М.М. Пришвина по Северу. Из книги «За волшебным  колобком»: главы «Волшебный колобок», «Море», «Корабельная чаща».  Вопрос жанра . Человек и природа.   (запись темы урока в тетрадях) 4. Сообщения подготовленных учеников. (один ученик в образе М.М. Пришвина) Ученик 1. Слайд 4 «Писатель, этнограф. Родился в селе Хрущёво­Лёвшино Орловской   губернии.   Окончив   Лейпцигский   университет   в   Германии, получил   диплом   инженера­землеустроителя.   Работал   агрономом   и учителем, военным корреспондентом и переводчиком. Ученик 2. С 1905 года началась его журналистская деятельность. Своей поэтической родиной   Пришвин называл Север. Летом 1906 г.   Пришвин побывал в Карелии. В 1907 году по поручению географического общества он вновь устремляется на Север.  Пришвин. Слайд 5 «Всё оставив позади себя, я вновь отправился … в край непуганых птиц записывать сказки. В половине мая 1907 года я по Сухоне и Северной   Двине   отправился   в   Архангельск.   Отсюда   и   начались   мои скитания по Северу. Частью пешком, частью на лодке, частью на пароходе обошел я и объехал берег Белого моря до Кандалакши».  Ученик  1.   Слайд   6­8   Потом     Пришвин     пересек   Кольский   полуостров, побывал на Соловецких островах, на Западном Мурмане и в начале июля морем возвратился в Архангельск.  Пришвин.  Слайд 9 «В Архангельске я познакомился с одним моряком, который увлёк меня своими рассказами, и я отправился с ним на рыбацком судне по Северному Ледовитому океану. Недели две мы блуждали с ним где­то   за   Каниным   Носом   и   приехали   на   Мурман.  Здесь   я   поселился   в одном рыбацком становище и занимался ловлей рыбы в океане. Наконец, отсюда   на   пароходе   я   уехал   в   Норвегию   и   вокруг   Скандинавского полуострова поплыл домой».Ученик 2.  Слайд 10 Это путешествие вдохновило писателя на создание книги « За волшебным колобком » (1908). В ней   Пришвин   восхищённо рисует северную природу.  Пришвин. «В своём втором путешествии я глубже вошёл в жизнь народов Севера.   Так   был   написан  «Колобок».  Это   я   про  «Волшебный   колобок». Нигде не видел такой красоты в природе, как на Севере.  Ученик 1.  Слайд  11­13  Но   не   только   природа   восхищала   Пришвина   на Севере, прежде всего – мужественные, сильные, чистые душой труженики­ поморы. Глубокой симпатией проникнуты созданные писателем их образы.  (Перед   рассказом   предлагаются   вопросы   для   размышления   (вопросы   у каждого ученика на парте)): ­ Почему Пришвин решает отправиться в путешествие на Север? ­ С   какими   чувствами   Михаил   Михайлович   Пришвин   описывает   Север? Почему? Что для него Север? ­ Что восхищало писателя? ­ Как вы думаете, какими людьми были поморы?  5. «Вхождение в сказку» ­ «Начинается сказка от Сивки, от Бурки, от вещей Каурки».  Для   того   чтобы   нам   хорошо   разобраться   в   теме   сегодняшнего   урока,   я предлагаю   вам   просто   отправиться   вслед   за   колобком   по   строкам произведения,   собрать   воедино   все   сказочные   мотивы,   а   в   конце   пути добраться до истины. Давайте вначале подумаем, а верно ли я говорю «сказка»? Что перед нами?  (Дети могут сказать, что это рассказы) ­ Это не совсем правильно. Давайте спросим нашего литературоведа, что такое рассказ?  Ученик­литературовед. Рассказ ­ это небольшое по объему произведение, в основе которого ­ одно событие или происшествие. В рассказе писатель имеет право на выдумку. ­   Это   очень   важная   деталь,   ребята.   Посмотрим,   в   нашем   произведении заключена выдумка или описывается правда.  1.      Во­первых, книга составлена из записок на крайнем Севере России.2.     Во­вторых, указываются конкретные места: это Северная Двина, Пинега,   Кода   и   Лода,   Коми,   Мезень,   Вологда.   То   есть   даются конкретные географические названия. 3.           В­третьих, если мы вспомним, М.М. Пришвин был писателем­ этнографом. ­ Ой, а кто такой этнограф? (Если   дети   затрудняются   ответить,   учитель   спрашивает   ученика­ литературоведа). Ученик­литературовед. Этнограф – специалист по изучению этнографии. Этнография   –   наука,   изучающая   состав,   происхождение,   расселение, взаимоотношение народа, их культуру, быт. ­ Сделаем вывод! Итак, рассказ ли это, которому присуща выдумка? Нет! ­ А что это за жанр? (Дети   вспоминают   понятие   «очерк».   Если   затрудняются,   то   слово литературоведу). Ученик­литературовед.  художественный мир, содержащий элемент вымысла и авторскую оценку,   Слайд   14   Очерк   –   жанр   эпоса,   в   котором как   правило,   опирается   на   реальные   факты,   на   свидетельства   реальных людей.  ­   Итак,   характерной   особенностью   очерка   является   документальность, достоверность фактов и событий. Мы можем сказать, что это очерк? В   этом   произведении   подлинные   имена   и   фамилии,   действительные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. ­ Каковы же разновидности очерка? Путевой – рассказывается о дорожных впечатлениях. Портретный – раскрывает личность человека. Проблемный   –   поднимается   какая­то   проблема,   предлагаются   пути   ее решения. ­   Какой   же   перед   нами   очерк?   предположение.    Выдвигаем   гипотезу   –   научноеДети размышляя, приходят к выводу, что все разновидности очерков представлены Пришвиным. ­ Это всё правильно, всё хорошо, но у меня созрел к вам один вопрос! А почему,   к   примеру,   «Волшебный   колобок»   начинается   со   слов   «В некотором царстве, в некотором государстве»? Перед нами удивительные произведения, которые совмещают в себе и сказку и быль.  ­ Умницы! С жанром мы с вами разобрались, переходим к работе в текстом. 5. Выразительное чтение. Отрывок из повести­сказки «Корабельная чаща» для выразительного чтения по ролям. Во   время   чтения   обратите   внимание   на   то,   как   Пришвин   описывает Корабельную чащу, что это за место такое? – Вот,   Мануйло,   в   детстве   наши   мне   лесники   сказывали   о   какой­то удивительной Корабельной Чаще за Пинегой: что будто бы в этой сосновой чаще дерево к дереву стоят так часто, что старому и свалиться некуда: падая, облокотится о близкое дерево и, стоит, как живое. На какой реке эта Чаща, я не запомню, а только так понимаю: у этой реки берег поднимается тремя горами, на первой горе лес прижался ко второй скале   еловый,   на   второй   горе   какой­то   лес   –   не   запомню,   кажется березовый, а на третьей горе стоит Корабельная Чаща. И в этой чаще так часто – стяга не вырубишь, и мох белый, как скатерть лежит. В этой чаще и тебя самого деревья всем миром поднимают, и тебе кажется, будто ты прямо к солнцу летишь. – Скажи, Мануйло, ты слышал когда­нибудь эту сказку? – Это не сказка, – ответил Мануйло, – Корабельная Чаща стоит за Пинегой верст на сто подальше в сузем в немеряных лесах. Это не сказка. – А   разве   за   Пинегой   еще   сохранились   немеряные   леса? –   спросил Веселкин. – Мало здесь, но там в области Коми такие леса еще есть, и Корабельная Чаща – совсем не сказка: Корабельная Чаща вся на правде стоит.Бывало, старики начинают манить, вот и думаешь, сам еще маленький, – это они нас, ребят, заманивают в царство Коми. Речки Кода и Лода, по их словам, будто бы там и начинались, в царстве Коми. И там протекала большая река, всем тамошним рекам река, Мезень. А мы думали, ничего этого нет, ни Корабельной Чащи, ни Коми. Бывало, слушаешь, слушаешь, да и спросишь: – А где это, царство Коми? Бабушка всегда отвечает на это:. – В немеряных лесах, дитятко. – А разве, – спросишь, – есть леса немеряные? – В Коми все леса немеряные! Так мы и думали с детства – нет на свете никакого царства Коми и нет немеряных лесов и Мезень­реки, и все это держится только на сказках для нас, маленьких, а по правде ничего этого нет, даже и реки Мезени нет, а есть только наши Кода и Лода. Тоже   так   говорили   нам   о   каком­то   некотором   царстве   и   некотором государстве при каком­то царе Горохе. И вдруг однажды оказывается, что и Коми есть, и леса немеряные там, и на третьей горе у реки стоит Корабельная Чаща. Так зачем же, думаю, нужно все запутывать в сказки, если можно о правде говорить, и оно будет лучше сказки? Так я с этого начал в сказках правду искать,   и   у   меня   это   дело   бойко   пошло,   люди   стали   ко   мне   ходить   – слушать меня. На своих сказках для людей сколько я в своем самоваре воды выпарил!  (Учащиеся отмечают, с каким восхищением, интересом,  любопытством  Пришвин пишет о Корабельной чаще. Что это за земля такая. Поморы показаны людьми свободными, смелыми, крепкими,  душевными).  7. Анализ художественного произведения. 1.­ От чьего лица ведётся повествование? 2­ Почему дети отправляются на поиски своего отца? (пересказ отрывка  близко к тексту)­ Кто поддержал детей в их начинании? ­ Каким человеком предстаёт в произведении отец Насти и Митраши?  ­ Как бы вы охарактеризовали детей? Почему? ­ Каковы были взаимоотношения между братом и сестрой? 3­ Какие   эпитеты   после   беседы   по   тексту   мы   можем   подобрать   к словосочетанию   «Корабельная   чаща»?   (самостоятельно   записывают   в тетрадь, затем на доске).  притягательная  красивая  загадочная  манящая  счастливая ­ Какой вывод можем сделать на данном этапе урока?  Корабельная   чаща   для   детей   была   мечтой,   тем   местом,   куда   они стремились, ведь именно там они могли найти своего отца. Как взрослые относились к детям?  (Каждый   взрослый   на   их   пути   пытался   им   помочь,   относился   с пониманием и заботой). (Обязательно должно звучать выборочное чтение). 8. Работа в группе. Дети   делятся   на   четыре   группы,   каждая   группа   ищет   средства художественной   выразительности   (эпитеты,   сравнения,   олицетворения, метафоры) в изучаемых главах. 1 группа работает с 5 и 6 главой, 2 группа – 7, 11; 3 группа – 12; 4 группа – 20, 21. Один ученик из группы делится полученными находками. ­ Какой вывод можем сделать, поработав с языком? Пришвин   –   мастер   слова.   Природу   в   русской   литературе   любили   и живописали многие писатели. Но пример такого органического слияния с природой, как это чувствуешь в книгах Пришвина, не сразу подберешь. Пришвин знал тайну слова. Он мог беседовать с листком или былинкой, и   их   ответ   на   его   речь   всегда   казался   закономерным   и   правдиво преданным.­   Здорово,   что   вы   отмечаете   огромную   и   постоянную   связь   человека   и природы. Природа словно ещё один главный герой произведения.  Промежуточный вывод: ­ Каков же мир семьи Весёлкиных, созданный в «Корабельной чаще»? 9. Подведение итогов урока. Рефлексия. Пришвин. Ребята, мне было очень приятно побывать у вас на уроке. Вы большие молодцы! Успели поговорить о многом. Хотелось бы закончить строками из своей книги: «Добро, любовь, красота венчают путь каждого из нас,   если   мы   шли   правильно».   А   вы   двигаетесь   очень   в   правильном направлении.  ­ Проанализировать свою работу на уроке я предлагаю с помощью приёма «Продолжи предложение». Итак… • Сегодня на уроке я узнал… • Теперь я могу… • Мне на уроке было… • Урок дал мне для жизни…  • Меня удивило… 10. Домашнее задание. Сегодня мы с вами попробовали побывать в нашей области начала 20 века.   Это   путешествие   организовал   нам   Михаил   Михайлович Пришвин. Многое с тех пор произошло, край наш изменился. И если бы М.М. Пришвин оказался в нашей области сейчас, он бы, наверное, многому удивился и порадовался. Поэтому дома я предлагаю творческим ребятам написать небольшое сочинение  на тему « Чему бы удивился Михаил Пришвин, побывав сегодня   в   нашем   крае?»   или   «Каким   бы   увидел   Пришвин   Север сегодня».  А вы спросите, что делать нетворческим? А у нас таких нет. Каждый по­своему творец! Спасибо за урок. Список литературы:1. Пришвин М.М. За волшебным колобком: В краю непуганых птиц. За  волшебным колобком. Осударева  дорога. Глаза земли. Отцы и дети.  Из дневниковых записей/ М.М.Пришвин. – Петрозаводск: Карелия,  1987. – 703с. 2. Пришвина В.Д. Пришвин фотографирует / В.Д.Пришвина //  Прометей. – 1983. – №13. – с.305­331 3. Скепнер Л.С. Словесное искусство Русского Севера в литературном  образовании и развитии школьников: Монография / Л.С. Скепнер. –  Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. –  240с.: ил.

Посмотрите также