Пришвин на Севере.
Оценка 4.9

Пришвин на Севере.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
09.04.2017
Пришвин на Севере.
Презентация к уроку.
Публикация является частью публикации:
Некрасова Н.С. Пришвин на Севере (6 класс).doc
Путешествия М.М. Пришвина по Северу. Из книги «За волшебным колобком»: главы «Волшебный колобок», «Море», «Корабельная чаща». Вопрос жанра. Человек и природа. Класс: 6 Цель: формировать навыки работы с художественным текстом  познавательного характера.  Задачи: 1) образовательные:   2) развивающие: познакомить с Архангельской областью  начала 20 века; выявить особенности жизни, быта, языка поморов;    способствовать развитию устной связной речи учащихся, мышления, способствовать расширению словарного запаса учащихся; содействовать формированию навыка выразительного чтения. 3) воспитательные:  воспитывать любовь к литературе Севера, людям Севера, уважение семейных ценностей. Оборудование: презентация, карточки с вопросами. 1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1) 2. Введение в тему урока. (Слайд 2) На слайде учащимся предложены слова: ПОМОР, КОРАБЕЛ. ­ Объясните лексическое значение данных слов, как вы их понимаете? (Учащиеся,   рассуждая,   через   толкование   значений   корней,   приставки объясняют лексическое значение слов «помор», «корабел») ­ Подтвердим правильность рассуждения статьями из «Словаря русского языка» Ожегова: 1. Помор ­ житель поморья. Помор ­ это русское слово, состоящее из приставки по­ (то есть возле, местоположение близ чего­нибудь) и корня ­мор­ (от слова море). Следовательно, помор ­ это "тот, что живет возле моря",   то   есть   житель   прибрежной   полосы.   Поморы   проживают   в регионе Белого моря, который по­русски называется Поморье. 2. Корабел ­   специалист   по   кораблям,   по   их   строительству, проектированию и т.п. 3. Постановка проблемного вопроса для актуализации темы урока. ­ Как вы думаете, почему мы начинаем урок со слов "помор", "корабел"? (Учащиеся   рассказывают   о   том,   что   именно   эти   слова   связаны   с путешествием Михаила Михайловича Пришвина на Север. Итогом поездки становится   ряд   произведений   из   книги   «За   волшебным   колобком», «Корабельная чаща»). ­ Какое название вы бы дали нашему уроку? ­  Путешествие на Север с М.М. Пришвиным.  ­ Север в жизни М.М. Пришвина.  ­ «За волшебным колобком» и др. 5. Формулировка темы урока, совместная постановка учебных задач, поиск путей их решения.  ­ Дома   вы   прочитали   главы   «Волшебный   колобок»,   «Море»   из   очерка­ сказки   Пришвина   «За   волшебным   колобком»   и   повесть­сказку «Корабельная чаща». ­ Что   вы   бы   хотели   обсудить   по   этим   произведениям?   Какие   задачи поставили бы перед собой? ­ узнать о путешествиях М.М. Пришвина на Север; ­   познакомиться   с   жизнью   поморов   в   начале   20   века,   чем   они занимались, каков их характер; ­ составить характеристику героев; ­ разобраться с жанром произведений;  ­ выявить особенности языка Пришвина и др. ­ На что похожи очерки Пришвина? (На сказки)  ­ А кто является героем произведений?  (Человек и природа) Молодцы ребята! Объединим задачи, поставленные вами, и ваши ответы на мои вопросы, и тема нашего урока будет звучать так: (Слайд 3) Путешествия М.М. Пришвина по Северу. Из книги «За волшебным  колобком»: главы «Волшебный колобок», «Море», «Корабельная чаща».  Вопрос жанра . Человек и природа.   (запись темы урока в тетрадях) 4. Сообщения подготовленных учеников. (один ученик в образе М.М. Пришвина) Ученик 1. Слайд 4 «Писатель, этнограф. Родился в селе Хрущёво­Лёвшино Орловской   губернии.   Окончив   Лейпцигский   университет   в   Германии, получил   диплом   инженера­землеустроителя.   Работал   агрономом   и учителем, военным корреспондентом и переводчиком. Ученик 2. С 1905 года началась его журналистская деятельность. Своей поэтической родиной   Пришвин называл Север. Летом 1906 г.   Пришвин побывал в Карелии. В 1907 году по поручению географического общества он вновь устремляется на Север.  Пришвин. Слайд 5 «Всё оставив позади себя, я вновь отправился … в край непуганых птиц записывать сказки. В половине мая 1907 года я по Сухоне и Северной   Двине   отправился   в   Архангельск.   Отсюда   и   начались   мои скитания по Северу. Частью пешком, частью на лодке, частью на пароходе обошел я и объехал берег Белого моря до Кандалакши».  Ученик  1.   Слайд   6­8   Потом     Пришвин     пересек   Кольский   полуостров, побывал на Соловецких островах, на Западном Мурмане и в начале июля морем возвратился в Архангельск.  Пришвин.  Слайд 9 «В Архангельске я познакомился с одним моряком, который увлёк меня своими рассказами, и я отправился с ним на рыбацком судне по Северному Ледовитому океану. Недели две мы блуждали с ним где­то   за   Каниным   Носом   и   приехали   на   Мурман.  Здесь   я   поселился   в одном рыбацком становище и занимался ловлей рыбы в океане. Наконец, отсюда   на   пароходе   я   уехал   в   Норвегию   и   вокруг   Скандинавского полуострова поплыл домой». Ученик 2.  Слайд 10 Это путешествие вдохновило писателя на создание книги « За волшебным колобком » (1908). В ней   Пришвин   восхищённо рисует северную природу.  Пришвин. «В своём втором путешествии я глубже вошёл в жизнь народов Севера.   Так   был   написан  «Колобок».  Это   я   про  «Волшебный   колобок». Нигде не видел такой красоты в природе, как на Севере.  Ученик 1.  Слайд  11­13  Но   не   только   природа   восхищала   Пришвина   на Севере, прежде всего – мужественные, сильные, чистые душой труженики­ поморы. Глубокой симпатией проникнуты созданные писателем их образы.  (Перед   рассказом   предлагаются   вопросы   для   размышления   (вопросы   у каждого ученика на парте)): ­ Почему Пришвин решает отправиться в путешествие на Север? ­ С   какими   чувствами   Михаил   Михайлович   Пришвин   описывает   Север? Почему? Что для него Север? ­ Что восхищало писателя? ­ Как вы думаете, какими людьми были поморы?  5. «Вхождение в сказку» ­ «Начинается сказка от Сивки, от Бурки, от вещей Каурки».  Для   того   чтобы   нам   хорошо   разобраться   в   теме   сегодняшнего   урока,   я предлагаю   вам   просто   отправиться   вслед   за   колобком   по   строкам произведения,   собрать   воедино   все   сказочные   мотивы,   а   в   конце   пути добраться до истины. Давайте вначале подумаем, а верно ли я говорю «сказка»? Что перед нами?  (Дети могут сказать, что это рассказы) ­ Это не совсем правильно. Давайте спросим нашего литературоведа, что такое рассказ?  Ученик­литературовед. Рассказ ­ это небольшое по объему произведение, в основе которого ­ одно событие или происшествие. В рассказе писатель имеет право на выдумку. ­   Это   очень   важная   деталь,   ребята.   Посмотрим,   в   нашем   произведении заключена выдумка или описывается правда.  1.      Во­первых, книга составлена из записок на крайнем Севере России. 2.     Во­вторых, указываются конкретные места: это Северная Двина, Пинега,   Кода   и   Лода,   Коми,   Мезень,   Вологда.   То   есть   даются конкретные географические названия. 3.           В­третьих, если мы вспомним, М.М. Пришвин был писателем­ этнографом. ­ Ой, а кто такой этнограф? (Если   дети   затрудняются   ответить,   учитель   спрашивает   ученика­ литературоведа). Ученик­литературовед. Этнограф – специалист по изучению этнографии. Этнография   –   наука,   изучающая   состав,   происхождение,   расселение, взаимоотношение народа, их культуру, быт. ­ Сделаем вывод! Итак, рассказ ли это, которому присуща выдумка? Нет! ­ А что это за жанр? (Дети   вспоминают   понятие   «очерк».   Если   затрудняются,   то   слово литературоведу). Ученик­литературовед.  художественный мир, содержащий элемент вымысла и авторскую оценку,   Слайд   14   Очерк   –   жанр   эпоса,   в   котором как   правило,   опирается   на   реальные   факты,   на   свидетельства   реальных людей.  ­   Итак,   характерной   особенностью   очерка   является   документальность, достоверность фактов и событий. Мы можем сказать, что это очерк? В   этом   произведении   подлинные   имена   и   фамилии,   действительные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. ­ Каковы же разновидности очерка? Путевой – рассказывается о дорожных впечатлениях. Портретный – раскрывает личность человека. Проблемный   –   поднимается   какая­то   проблема,   предлагаются   пути   ее решения. ­   Какой   же   перед   нами   очерк?   предположение.    Выдвигаем   гипотезу   –   научное Дети размышляя, приходят к выводу, что все разновидности очерков представлены Пришвиным. ­ Это всё правильно, всё хорошо, но у меня созрел к вам один вопрос! А почему,   к   примеру,   «Волшебный   колобок»   начинается   со   слов   «В некотором царстве, в некотором государстве»? Перед нами удивительные произведения, которые совмещают в себе и сказку и быль.  ­ Умницы! С жанром мы с вами разобрались, переходим к работе в текстом. 5. Выразительное чтение. Отрывок из повести­сказки «Корабельная чаща» для выразительного чтения по ролям. Во   время   чтения   обратите   внимание   на   то,   как   Пришвин   описывает Корабельную чащу, что это за место такое? – Вот,   Мануйло,   в   детстве   наши   мне   лесники   сказывали   о   какой­то удивительной Корабельной Чаще за Пинегой: что будто бы в этой сосновой чаще дерево к дереву стоят так часто, что старому и свалиться некуда: падая, облокотится о близкое дерево и, стоит, как живое. На какой реке эта Чаща, я не запомню, а только так понимаю: у этой реки берег поднимается тремя горами, на первой горе лес прижался ко второй скале   еловый,   на   второй   горе   какой­то   лес   –   не   запомню,   кажется березовый, а на третьей горе стоит Корабельная Чаща. И в этой чаще так часто – стяга не вырубишь, и мох белый, как скатерть лежит. В этой чаще и тебя самого деревья всем миром поднимают, и тебе кажется, будто ты прямо к солнцу летишь. – Скажи, Мануйло, ты слышал когда­нибудь эту сказку? – Это не сказка, – ответил Мануйло, – Корабельная Чаща стоит за Пинегой верст на сто подальше в сузем в немеряных лесах. Это не сказка. – А   разве   за   Пинегой   еще   сохранились   немеряные   леса? –   спросил Веселкин. – Мало здесь, но там в области Коми такие леса еще есть, и Корабельная Чаща – совсем не сказка: Корабельная Чаща вся на правде стоит. Бывало, старики начинают манить, вот и думаешь, сам еще маленький, – это они нас, ребят, заманивают в царство Коми. Речки Кода и Лода, по их словам, будто бы там и начинались, в царстве Коми. И там протекала большая река, всем тамошним рекам река, Мезень. А мы думали, ничего этого нет, ни Корабельной Чащи, ни Коми. Бывало, слушаешь, слушаешь, да и спросишь: – А где это, царство Коми? Бабушка всегда отвечает на это:. – В немеряных лесах, дитятко. – А разве, – спросишь, – есть леса немеряные? – В Коми все леса немеряные! Так мы и думали с детства – нет на свете никакого царства Коми и нет немеряных лесов и Мезень­реки, и все это держится только на сказках для нас, маленьких, а по правде ничего этого нет, даже и реки Мезени нет, а есть только наши Кода и Лода. Тоже   так   говорили   нам   о   каком­то   некотором   царстве   и   некотором государстве при каком­то царе Горохе. И вдруг однажды оказывается, что и Коми есть, и леса немеряные там, и на третьей горе у реки стоит Корабельная Чаща. Так зачем же, думаю, нужно все запутывать в сказки, если можно о правде говорить, и оно будет лучше сказки? Так я с этого начал в сказках правду искать,   и   у   меня   это   дело   бойко   пошло,   люди   стали   ко   мне   ходить   – слушать меня. На своих сказках для людей сколько я в своем самоваре воды выпарил!  (Учащиеся отмечают, с каким восхищением, интересом,  любопытством  Пришвин пишет о Корабельной чаще. Что это за земля такая. Поморы показаны людьми свободными, смелыми, крепкими,  душевными).  7. Анализ художественного произведения. 1.­ От чьего лица ведётся повествование? 2­ Почему дети отправляются на поиски своего отца? (пересказ отрывка  близко к тексту) ­ Кто поддержал детей в их начинании? ­ Каким человеком предстаёт в произведении отец Насти и Митраши?  ­ Как бы вы охарактеризовали детей? Почему? ­ Каковы были взаимоотношения между братом и сестрой? 3­ Какие   эпитеты   после   беседы   по   тексту   мы   можем   подобрать   к словосочетанию   «Корабельная   чаща»?   (самостоятельно   записывают   в тетрадь, затем на доске).  притягательная  красивая  загадочная  манящая  счастливая ­ Какой вывод можем сделать на данном этапе урока?  Корабельная   чаща   для   детей   была   мечтой,   тем   местом,   куда   они стремились, ведь именно там они могли найти своего отца. Как взрослые относились к детям?  (Каждый   взрослый   на   их   пути   пытался   им   помочь,   относился   с пониманием и заботой). (Обязательно должно звучать выборочное чтение). 8. Работа в группе. Дети   делятся   на   четыре   группы,   каждая   группа   ищет   средства художественной   выразительности   (эпитеты,   сравнения,   олицетворения, метафоры) в изучаемых главах. 1 группа работает с 5 и 6 главой, 2 группа – 7, 11; 3 группа – 12; 4 группа – 20, 21. Один ученик из группы делится полученными находками. ­ Какой вывод можем сделать, поработав с языком? Пришвин   –   мастер   слова.   Природу   в   русской   литературе   любили   и живописали многие писатели. Но пример такого органического слияния с природой, как это чувствуешь в книгах Пришвина, не сразу подберешь. Пришвин знал тайну слова. Он мог беседовать с листком или былинкой, и   их   ответ   на   его   речь   всегда   казался   закономерным   и   правдиво преданным. ­   Здорово,   что   вы   отмечаете   огромную   и   постоянную   связь   человека   и природы. Природа словно ещё один главный герой произведения.  Промежуточный вывод: ­ Каков же мир семьи Весёлкиных, созданный в «Корабельной чаще»? 9. Подведение итогов урока. Рефлексия. Пришвин. Ребята, мне было очень приятно побывать у вас на уроке. Вы большие молодцы! Успели поговорить о многом. Хотелось бы закончить строками из своей книги: «Добро, любовь, красота венчают путь каждого из нас,   если   мы   шли   правильно».   А   вы   двигаетесь   очень   в   правильном направлении.  ­ Проанализировать свою работу на уроке я предлагаю с помощью приёма «Продолжи предложение». Итак… • Сегодня на уроке я узнал… • Теперь я могу… • Мне на уроке было… • Урок дал мне для жизни…  • Меня удивило… 10. Домашнее задание. Сегодня мы с вами попробовали побывать в нашей области начала 20 века.   Это   путешествие   организовал   нам   Михаил   Михайлович Пришвин. Многое с тех пор произошло, край наш изменился. И если бы М.М. Пришвин оказался в нашей области сейчас, он бы, наверное, многому удивился и порадовался. Поэтому дома я предлагаю творческим ребятам написать небольшое сочинение  на тему « Чему бы удивился Михаил Пришвин, побывав сегодня   в   нашем   крае?»   или   «Каким   бы   увидел   Пришвин   Север сегодня».  А вы спросите, что делать нетворческим? А у нас таких нет. Каждый по­своему творец! Спасибо за урок. Список литературы: 1. Пришвин М.М. За волшебным колобком: В краю непуганых птиц. За  волшебным колобком. Осударева  дорога. Глаза земли. Отцы и дети.  Из дневниковых записей/ М.М.Пришвин. – Петрозаводск: Карелия,  1987. – 703с. 2. Пришвина В.Д. Пришвин фотографирует / В.Д.Пришвина //  Прометей. – 1983. – №13. – с.305­331 3. Скепнер Л.С. Словесное искусство Русского Севера в литературном  образовании и развитии школьников: Монография / Л.С. Скепнер. –  Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. –  240с.: ил.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.

Пришвин на Севере.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2017