Внеклассное чтение в 6-м классе "Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с баснями И.А. Крылова"
Цели:
а) образовательные:
- познакомить с “человеком - загадкой”, его литературным наследием – притчами;
- сопоставить басни И.А.Крылова с притчами, найти сходство и различие, уметь разгадывать смысловую нагрузку слова, выражения, предложения;
- мотивировать предстоящую деятельность;
б) развивающие:
- учить анализировать факты, явления с последующим выводом, сопоставлять и выделять главное;
- развивать коммуникативные навыки, речевую культуру поведения, творческое воображение;
в) воспитательные:
- прививать нравственные ценности поведения, благородство помыслов и поступков, уважение, терпимость друг к другу.
Оборудование, наглядность:
1. Портреты Леонардо да Винчи и И.А. Крылова.
2. Репродукция картины Леонардо да Винчи “Мона Лиза”.
3. Выставка книг о Леонардо да Винчи, произведений И.А.Крылова.
4. Сопоставительная таблица: Поучения Леонардо да Винчи Морали басен И.А.Крылова.
5. “Радуга настроений”.
6. Выставка рисунков детей: “Наши любимые персонажи притчей Леонардо да Винчи и басен И.А.Крылова”.
Внеклассное чтение в 6-м классе "Притчи Леонардо да
Винчи в сопоставлении с баснями И.А. Крылова"
Цели:
а) образовательные:
познакомить с “человеком загадкой”, его литературным наследием – притчами;
сопоставить басни И.А.Крылова с притчами, найти сходство и различие, уметь разгадывать смысловую
нагрузку слова, выражения, предложения;
мотивировать предстоящую деятельность;
б) развивающие:
учить анализировать факты, явления с последующим выводом, сопоставлять и выделять главное;
развивать коммуникативные навыки, речевую культуру поведения, творческое воображение;
в) воспитательные:
прививать нравственные ценности поведения, благородство помыслов и поступков, уважение, терпимость друг
к другу.
Оборудование, наглядность:
1. Портреты Леонардо да Винчи и И.А. Крылова.
2. Репродукция картины Леонардо да Винчи “Мона Лиза”.
3. Выставка книг о Леонардо да Винчи, произведений И.А.Крылова.
4. Сопоставительная таблица: Поучения Леонардо да Винчи Морали басен И.А.Крылова.
5. “Радуга настроений”.
6. Выставка рисунков детей: “Наши любимые персонажи притчей Леонардо да Винчи и басен И.А.Крылова”.
1. Оргмомент. Мотивации. Подготовка к восприятию темы.
Вступительное слово учителя:
Мы закончили изучение творчества И.А.Крылова.
Ход урока
Дайте определение басни.
Закончите мою мысль:
Мораль басни – это....
Аллегория – это....
Вспомните строчки басен, заключающие в себе мораль. (Дети приводят примеры)
У басни есть родственница – это притча.
Толкование лексического значения слова по словарю. Запись определения в тетрадь. (Притча небольшой
рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное (или религиозное) поучение).
Ребята, обратите внимание на репродукцию. Знаете ли вы название картины и её автора? (В зависимости от
ответов детей строится рассказ о картине и её авторе)
Обращая внимание на рисунок – автопортрет Леонардо, учитель рассказывает о нём.
Посмотрите, какое благородное лицо этого человека, как горда посадка головы, как пронзителен взор. Именно
таким был Леонардо да Винчи, о котором один из современников писал: “Его физическая красота превосходила
всякую похвалу, во всех его жестах была более чем бесконечная грация, он обладал талантом столь полным и
сильным, что все трудности, встававшие перед его умом, разрешались с легкостью. Его громадная силасочеталась с ловкостью, его сердце и чувства отличались всегда царственным благородством. Поистине
удивительным и небесным был Леонардо, сын Пьеро да Винчи…”
Итак, определите тему сегодняшнего разговора на уроке.
Тема урока: “Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с баснями И.А.Крылова”
С фактами биографии И.А.Крылова, его творчеством мы знакомились на протяжении последних уроков.
С талантом Леонардо да Винчи встречаемся впервые. И как гостю, кому мы уделим на уроке больше внимания.
Цели урока
:
закрепить знания по изученной теме: “Басни И.А.Крылова”;
сравнить басни И.А.Крылова и притчи Леонардо да Винчи, найти общие и отличительные признаки.
Итогом вашей практической деятельности должно стать следующее:
знакомство с притчами и новыми баснями И.А.Крылова;
заполнить таблицу по ходу урока: “Поучения Леонардо да Винчи. Мораль басен Крылова И.А”;
свои чувства от прочитанного, услышанного на уроке отразить в “ Радуге настроения”.
Но прежде, чем начать общение, вспомним Правила общения.
Какие из них вы возьмете с собой на урок?
2. Изучение нового материала
Итак, кто он – Леонардо да Винчи?
После прослушивания сообщений детей прошу ответить на вопрос: Какие факты из жизни человека легенды
вас поразили? (Материалы для сообщений учся прилагаются)
Вывод учителя: Да, воистину, личность Леонардо да Винчи незаурядна. Талант его пережил века. Прошло 556
лет со дня его рождения, но разговоры о тайне его таланта не умолкают и по сей день.
И те притчи, с которыми мы сегодня познакомимся – это одна из попыток человека понять самого себя. Попытка,
сделанная Леонардо...
Притчи Леонардо носят светский характер, они отражают духовный опыт не только автора, но и всей эпохи
Возрождения.
Знакомство с литературным творчеством Леонардо предлагаю начать с притчи “Лев и ягненок ”,
сопоставив ее с басней И.А.Крылова “Волк и ягненок”.
Выразительное чтение притчи и басни учащимися (Примечание: тексты притч приводятся полностью).
Лев и ягненок.
Однажды голодному льву подбросили в клетку живого ягнёнка. Малыш был настолько наивен и добродушен, что
ничуть не оробел при виде царя зверей. Приняв, видимо, его за свою маму, несмышлёныш подошёл к грозному
зверю, ласково заблеял и уставился на него широко раскрытыми ясными глазами, полными безграничной любви,
кротости и восхищения. Лев был обезоружен такой доверчивостью и не посмел растерзать ягненка. Недовольно
ворча, он так и заснул в тот раз голодным.
Вопросы для беседы после знакомства с содержанием произведений:
В чём сходство описанных ситуаций?
Почему авторы выбрали именно ягнёнка, который противостоит аллегорическому изображению силы и
свирепости?
Чем отличаются эти произведения?
Как понимаете выражение: “...не посмел”?
. Есть вещи, через которые переступать нельзя. Нельзя обманывать доверие, нельзя отвечать злом на
Вывод
добро, открытость, ласку.
А поступок льва – это проявление силы или слабости? (Выслушивания мнения учащихся)
Инсценировка притчи “ Горностай “Леонардо да Винчи и басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”Горностай.
Однажды, когда лисица была занята трапезой, мимо пробегал горностай в своём великолепном одеянии.
Хочешь отведать, приятель? Не стесняйся! предложила ему насытившаяся и подобревшая лисица.
Благодарю покорно, – с достоинством отвечал горностай, но я уже пообедал.
Ха, ха, ха! – засмеялась та, – Скромнее вас, горностаев, не сыскать других животных на земле. Какие же вы
чистюли! Просто диву даешься. Едите раз в день и предпочитаете голодать, лишь бы не замарать свою шубу.
Вдруг откуда ни возьмись появились охотники. Рыжая молниеносно скрылась – только её и видели, а горностай
стремглав помчался к своему укрытию.
Но солнце успело растопить снег, и его норка, ещё утром такая опрятная и ухоженная, заплыла грязью.
Белоснежный горностай несколько замешкался, стараясь не запачкаться, и вот тут охотники сразили его
наповал.
Умеренность служит надежной защитой от пороков. И гордый горностай предпочитает скорее погибнуть,
нежели запятнать свою чистоту.
Вопросы:
Почему притча названа лишь по имени одного героя? (Лиса, традиционно символизирующая хитрость, предстаёт
ещё и беспринципной. В притче этот образ служит всего лишь контрастом, который должен подчеркнуть
достоинство горностая, который, олицетворяя собой чистоту и благородство, во многом отражает мечты самого
Леонардо – слишком часто им приходилось разбиваться о неумолимые законы действительности)
На чьей стороне симпатии авторов? А ваши? (Выслушивание мнения детей).
Вывод: Важны чистота помыслов и благородство поступков.
Миниспектакль. Представление произведений “Стрекоза и муравей” И.А.Крылова и притчи “Пчела и
трутни ” Леонардо.
“Пчела и трутни”
Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала както рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту
вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы!
Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья, мал, да удал. Все
лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами. – Нашла кого ставить в
пример! – огрызнулся один из трутней, которому наскучили наставления пчелы. – Да твой хвалёный муравей
губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит каждую мелочь в свой муравейник. Бездельника хлебом не
корми, дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание
собственной никчемности.
Вопросы для беседы:
Каких героев можно назвать скромными тружениками?
Как в басне жизнь наказала стрекозу?
Как относится автор к трутням?
Вывод: Автор притчи осуждает трутней не столько за его безделье, сколько за попытку очернить другого,
причём работающего. Наиболее безнравственным является стремление унизить, обезличить труженика,
оправдывая этим собственную никчемность.
Актуальна ли эта аллегория в наше время? (рассуждения детей)
Знакомство с притчей “Жаждущий осел” (текст на каждом столе)
В положенное время осёл пришёл на водопой. Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая
крыльями, что замутили всю воду. Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторону,
принялся терпеливо ждать.
Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё мутная. И
он опять отошёл с понурой головой. Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот
уже дважды он подходит к пруду и уходи ни с чем.
А всё потому, – отвечает мама лягушонка, – что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к грязной
воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не будет прозрачной.
Ах, какой же он упрямый!
Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, – пояснила лягушка. – Осёл готов сносить все тяготы
и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому не достаёт выдержки и терпения.
Каким предстаёт перед читателем осёл?
Нарушил ли Леонардо устойчивое представление об осле как символе упрямства?
Выводы: Терпеливость, достоинство сродни гордости горностая, уважение к самому себе, умение претерпеть
ради достижения цели, верность этой цели – именно этим содержанием наполнен хорошо вроде бы известный
аллегорический образ у Леонардо.
3. Закрепление изученного.
Чем отличается притча как литературный жанр от басни?
Каким предстаёт Леонардо да Винчи в своих притчах?
Какие аллегорические образы запомнились и почему?
В чём, повашему, сходство и различие между баснями И.А.Крылова и притчами Леонардо да Винчи?
Чьи выступления вам понравились и почему?
Какие жизненные уроки мудрецов вы бы взяли для себя? (Выслушиваются мнения детей).
4. Иллюстрирование понравившихся притч и басен.
5. Подведение итогов. Оценки, комментирование.
Проверка выполнения практической части урока. Какие поучения великих людей вы считаете для себя
значимыми и почему? Анализ таблиц.
Какие цвета преобладают в ваших “Радугах настроения?” Почему?
Выставка иллюстраций детей.
Домашнее задание: сочинениеминиатюра: “Жизненные уроки И.А.Крылова и Леонардо да Винчи”.