"Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с баснями И.А. Крылова" Цели:

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное чтение в 6-м классе "Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с баснями И.А. Крылова" Цели: а) образовательные: - познакомить с “человеком - загадкой”, его литературным наследием – притчами; - сопоставить басни И.А.Крылова с притчами, найти сходство и различие, уметь разгадывать смысловую нагрузку слова, выражения, предложения; - мотивировать предстоящую деятельность; б) развивающие: - учить анализировать факты, явления с последующим выводом, сопоставлять и выделять главное; - развивать коммуникативные навыки, речевую культуру поведения, творческое воображение; в) воспитательные: - прививать нравственные ценности поведения, благородство помыслов и поступков, уважение, терпимость друг к другу. Оборудование, наглядность: 1. Портреты Леонардо да Винчи и И.А. Крылова. 2. Репродукция картины Леонардо да Винчи “Мона Лиза”. 3. Выставка книг о Леонардо да Винчи, произведений И.А.Крылова. 4. Сопоставительная таблица: Поучения Леонардо да Винчи Морали басен И.А.Крылова. 5. “Радуга настроений”. 6. Выставка рисунков детей: “Наши любимые персонажи притчей Леонардо да Винчи и басен И.А.Крылова”.
Иконка файла материала Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с басями И.А. Крылова.doc
Внеклассное чтение в 6-м классе "Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с баснями И.А. Крылова" Цели: а) образовательные: ­ познакомить с “человеком ­ загадкой”, его литературным наследием – притчами; ­ сопоставить басни И.А.Крылова с притчами, найти сходство и различие, уметь разгадывать смысловую  нагрузку слова, выражения, предложения; ­ мотивировать предстоящую деятельность; б) развивающие: ­ учить анализировать факты, явления с последующим выводом, сопоставлять и выделять главное; ­ развивать коммуникативные навыки, речевую культуру поведения, творческое воображение; в) воспитательные: ­ прививать нравственные ценности поведения, благородство помыслов и поступков, уважение, терпимость друг к другу. Оборудование, наглядность: 1. Портреты Леонардо да Винчи и И.А. Крылова. 2. Репродукция картины Леонардо да Винчи “Мона Лиза”. 3. Выставка книг о Леонардо да Винчи, произведений И.А.Крылова. 4. Сопоставительная таблица: Поучения Леонардо да Винчи Морали басен И.А.Крылова.  5. “Радуга настроений”. 6. Выставка рисунков детей: “Наши любимые персонажи притчей Леонардо да Винчи и басен И.А.Крылова”. 1. Оргмомент. Мотивации. Подготовка к восприятию темы. Вступительное слово учителя: Мы закончили изучение творчества И.А.Крылова. Ход урока Дайте определение басни. Закончите мою мысль: ­ Мораль басни – это.... ­ Аллегория – это.... ­ Вспомните строчки басен, заключающие в себе мораль. (Дети приводят примеры) У басни есть родственница – это притча. Толкование лексического значения слова по словарю. Запись определения в тетрадь. (Притча ­ небольшой  рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное (или религиозное) поучение). Ребята, обратите внимание на репродукцию. Знаете ли вы название картины и её автора? (В зависимости от  ответов детей строится рассказ о картине и её авторе) Обращая внимание на рисунок – автопортрет Леонардо, учитель рассказывает о нём. Посмотрите, какое благородное лицо этого человека, как горда посадка головы, как пронзителен взор. Именно  таким был Леонардо да Винчи, о котором один из современников писал: “Его физическая красота превосходила  всякую похвалу, во всех его жестах была более чем бесконечная грация, он обладал талантом столь полным и  сильным, что все трудности, встававшие перед его умом, разрешались с легкостью. Его громадная силасочеталась с ловкостью, его сердце и чувства отличались всегда царственным благородством. Поистине  удивительным и небесным был Леонардо, сын Пьеро да Винчи…”  Итак, определите тему сегодняшнего разговора на уроке. Тема урока: “Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с баснями И.А.Крылова” С фактами биографии И.А.Крылова, его творчеством мы знакомились на протяжении последних уроков. С талантом Леонардо да Винчи встречаемся впервые. И как гостю, кому мы уделим на уроке больше внимания. Цели урока    : ­ закрепить знания по изученной теме: “Басни И.А.Крылова”; ­ сравнить басни И.А.Крылова и притчи Леонардо да Винчи, найти общие и отличительные признаки. Итогом вашей практической деятельности должно стать следующее: ­ знакомство с притчами и новыми баснями И.А.Крылова; ­ заполнить таблицу по ходу урока: “Поучения Леонардо да Винчи. Мораль басен Крылова И.А”; ­ свои чувства от прочитанного, услышанного на уроке отразить в “ Радуге настроения”. Но прежде, чем начать общение, вспомним Правила общения. Какие из них вы возьмете с собой на урок? 2. Изучение нового материала Итак, кто он – Леонардо да Винчи? После прослушивания сообщений детей прошу ответить на вопрос: Какие факты из жизни человека ­ легенды  вас поразили? (Материалы для сообщений уч­ся прилагаются) Вывод учителя: Да, воистину, личность Леонардо да Винчи незаурядна. Талант его пережил века. Прошло 556  лет со дня его рождения, но разговоры о тайне его таланта не умолкают и по сей день. И те притчи, с которыми мы сегодня познакомимся – это одна из попыток человека понять самого себя. Попытка, сделанная Леонардо... Притчи Леонардо носят светский характер, они отражают духовный опыт не только автора, но и всей эпохи  Возрождения. Знакомство с литературным творчеством Леонардо предлагаю начать с притчи “Лев и ягненок ”,  сопоставив ее с басней И.А.Крылова “Волк и ягненок”. Выразительное чтение притчи и басни учащимися (Примечание: тексты притч приводятся полностью). Лев и ягненок. Однажды голодному льву подбросили в клетку живого ягнёнка. Малыш был настолько наивен и добродушен, что ничуть не оробел при виде царя зверей. Приняв, видимо, его за свою маму, несмышлёныш подошёл к грозному  зверю, ласково заблеял и уставился на него широко раскрытыми ясными глазами, полными безграничной любви,  кротости и восхищения. Лев был обезоружен такой доверчивостью и не посмел растерзать ягненка. Недовольно  ворча, он так и заснул в тот раз голодным. Вопросы для беседы после знакомства с содержанием произведений: ­ В чём сходство описанных ситуаций? ­ Почему авторы выбрали именно ягнёнка, который противостоит аллегорическому изображению силы и  свирепости? ­ Чем отличаются эти произведения? ­ Как понимаете выражение: “...не посмел”?  . Есть вещи, через которые переступать нельзя. Нельзя обманывать доверие, нельзя отвечать злом на  Вывод   добро, открытость, ласку. ­ А поступок льва – это проявление силы или слабости? (Выслушивания мнения учащихся) Инсценировка притчи “ Горностай “Леонардо да Винчи и басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”Горностай. Однажды, когда лисица была занята трапезой, мимо пробегал горностай в своём великолепном одеянии. ­ Хочешь отведать, приятель? Не стесняйся!­ предложила ему насытившаяся и подобревшая лисица. ­ Благодарю покорно, – с достоинством отвечал горностай,­ но я уже пообедал. ­ Ха, ха, ха! – засмеялась та, – Скромнее вас, горностаев, не сыскать других животных на земле. Какие же вы  чистюли! Просто диву даешься. Едите раз в день и предпочитаете голодать, лишь бы не замарать свою шубу. Вдруг откуда ни возьмись появились охотники. Рыжая молниеносно скрылась – только её и видели, а горностай  стремглав помчался к своему укрытию. Но солнце успело растопить снег, и его норка, ещё утром такая опрятная и ухоженная, заплыла грязью.  Белоснежный горностай несколько замешкался, стараясь не запачкаться, и вот тут охотники сразили его  наповал. Умеренность служит надежной защитой от пороков. И гордый горностай предпочитает скорее погибнуть,  нежели запятнать свою чистоту. Вопросы: ­ Почему притча названа лишь по имени одного героя? (Лиса, традиционно символизирующая хитрость, предстаёт ещё и беспринципной. В притче этот образ служит всего лишь контрастом, который должен подчеркнуть  достоинство горностая, который, олицетворяя собой чистоту и благородство, во многом отражает мечты самого  Леонардо – слишком часто им приходилось разбиваться о неумолимые законы действительности) ­ На чьей стороне симпатии авторов? А ваши? (Выслушивание мнения детей). Вывод: Важны чистота помыслов и благородство поступков. Мини­спектакль. Представление произведений “Стрекоза и муравей” И.А.Крылова и притчи “Пчела и  трутни ” Леонардо. “Пчела и трутни” ­ Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как­то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту  вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья, мал, да удал. Все  лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами. – Нашла кого ставить в  пример! – огрызнулся один из трутней, которому наскучили наставления пчелы. – Да твой хвалёный муравей  губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит каждую мелочь в свой муравейник. Бездельника хлебом не  корми, дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание  собственной никчемности. Вопросы для беседы: ­ Каких героев можно назвать скромными тружениками? ­ Как в басне жизнь наказала стрекозу? ­ Как относится автор к трутням? Вывод: Автор притчи осуждает трутней не столько за его безделье, сколько за попытку очернить другого,  причём работающего. Наиболее безнравственным является стремление унизить, обезличить труженика,  оправдывая этим собственную никчемность. ­ Актуальна ли эта аллегория в наше время? (рассуждения детей) Знакомство с притчей “Жаждущий осел” (текст на каждом столе) В положенное время осёл пришёл на водопой. Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая  крыльями, что замутили всю воду. Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторону,  принялся терпеливо ждать. Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё мутная. И он опять отошёл с понурой головой.­ Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот  уже дважды он подходит к пруду и уходи ни с чем. ­ А всё потому, – отвечает мама лягушонка, – что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к грязной  воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не будет прозрачной. ­ Ах, какой же он упрямый! ­ Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, – пояснила лягушка. – Осёл готов сносить все тяготы  и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому не достаёт выдержки и терпения. ­ Каким предстаёт перед читателем осёл? ­ Нарушил ли Леонардо устойчивое представление об осле как символе упрямства? Выводы: Терпеливость, достоинство сродни гордости горностая, уважение к самому себе, умение претерпеть  ради достижения цели, верность этой цели – именно этим содержанием наполнен хорошо вроде бы известный  аллегорический образ у Леонардо. 3. Закрепление изученного. ­ Чем отличается притча как литературный жанр от басни? ­ Каким предстаёт Леонардо да Винчи в своих притчах? ­ Какие аллегорические образы запомнились и почему? ­ В чём, по­вашему, сходство и различие между баснями И.А.Крылова и притчами Леонардо да Винчи? ­ Чьи выступления вам понравились и почему? ­ Какие жизненные уроки мудрецов вы бы взяли для себя? (Выслушиваются мнения детей). 4. Иллюстрирование понравившихся притч и басен. 5. Подведение итогов. Оценки, комментирование. Проверка выполнения практической части урока. Какие поучения великих людей вы считаете для себя  значимыми и почему? Анализ таблиц. ­ Какие цвета преобладают в ваших “Радугах настроения?” Почему? ­ Выставка иллюстраций детей. Домашнее задание: сочинение­миниатюра: “Жизненные уроки И.А.Крылова и Леонардо да Винчи”.

Посмотрите также