Приём «Играем в «карты Проппа»
Оценка 4.7

Приём «Играем в «карты Проппа»

Оценка 4.7
Семинары
docx
русская литература
Детсад—2 кл
26.03.2017
Приём «Играем  в «карты Проппа»
Публикация является частью публикации:
карты Проппа.docx
Любите ли вы сказки? На этот вопрос большинство людей ответит утвердительно. А знаете ли вы, что во всех волшебных сказках есть свой уникальный набор сюжетных линий, которые в том или ином количестве встречаются в каждой из них? Вот, почему в сказках народов мира так много схожих произведений. (русская народная сказка “Волк и семеро козлят” , английская народная сказка “Волк и три котёнка”, персидская сказка "Шангул   и   Мангул";    "Два   Мороза"  и  "Старый   морозец   и   молодой   морозец" (литовская);  "Правда   и   неправда"  (якутская)   и  "Как   братья   огонь   добывали" (чувашская); "Лиса и налим" (якутская) и "Лиса и рак" (русская).  С давних времён сказки учили, убаюкивали, развлекали. В наши дни этот жанр не менее актуален, даже больше, он включён в школьные общеобразовательные программы.  Большинство     произведений   народного   творчества   преследуют   обучающую   цель. Ненавязчиво  маленьким детям внушается мысль, что гулять одному в лесу опасно – там волки, смекалистый всегда победит ученого, добрый – злого, а чтобы стать настоящим героем необходимо пройти испытание. Взяв за основу, предложенную схему, любой далекий от литературного творчества человек  может сочинить свою сказку, просто следуя шаг за шагом по указанному трафарету.   Автором анализа структуры сказки является выдающийся советский ученый, известный исследователь сказок   Владимир Яковлевич Пропп, написавший за свою жизнь 4 научных труда и посвятивший свою жизнь изучению мирового фольклора.  Владимир   Яковлевич   на   основании   проведенных   исследований   русских   сказок   выделил последовательность похожих структурных элементов (функций), которые встречаются во всех   сказках.   Всего   таких   элементов   Пропп   выделил   30.   Его   последователи   (ученики) сократили количество элементов до 28. По мнению автора метода модель анализа сказок предусматривает наличие постоянного и переменных членов. Герои могут быть разными, а вот события, которые с ними происходят, всегда примерно одни и те же. То есть можно сказать,   что   это   своеобразный   конструктор,   из   которого     можно   собрать   очень   разные конструкции, но в его основе всегда будут одни и те же элементы. Разумеется, в сказке не обязательно должны присутствовать все эти элементы. Итак, что это за элементы? Представлю некоторые из них. 1. Жили­были. Создаем   сказочное   пространство.   (Каждая   сказка   начинается   с   вводных царстве").  слов "давным­давно", тридесятом "жили­были",       "в     3. Запрет ("не   открывай   оконца",   "не   отлучайся   со   двора",   "не   пей   водицы").  4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и   из   лужи   водицу   пьют;   при   этом   в   сказке   появляется   новое   лицо   —   антагонист, вредитель). 5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем,   с   благословения   родителей   разыскивать   сестренку,   либо   изгоняться,   например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).  6. Появление друга­помощника (серый волк, кот в сапогах). и Полный найти:http://www.planerka.info/item/Karty­Proppa) элементов описание   можно   список   метода       Использовать  “карты  Проппа”  как  методический  прием предложил  Дж. Родари в книге «Грамматика фантазии». Для чего могут быть полезны карты Проппа? Во­первых,   при помощи карт Проппа   можно легко проанализировать структуру сказки, разбив её на функции. Ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ. Наглядность и красочность  исполнения карт позволяет детям удержать в памяти большое количество   информации.   Кроме   того,   эти   карты   стимулируют   развитие   психических процессов, активизируют связную речь, обогащают словарь. Представленные в сказках функции (запрет, появление героя, победа, возвращение домой) являются обобщенными действиями, понятиями – это позволяет детям абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а следовательно, интенсивнее будет развиваться у детей логическое мышление. Карты оказывают и неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, т.к. они воздействуют на все органы чувств. Свою работу с картами Проппа  я  строю  следующим образом.          На  первом  этапе   знакомлю   детей   с  жанром   литературного   произведения   ­сказкой; выявляем   с   учащимися   её   отличие   от   других   жанров   и   вычленяем   структуру   сказки (композицию). На следующем  этапе происходит  непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям, сопровождаем картами Проппа (схематическими   изображениями).     Здесь   можно   воспользоваться   готовыми   картами,   а можно предложить учащимся приготовить карты самостоятельно. Самое главное ­ рисунок должен быть узнаваем.   Такое наглядное пособие рекомендуют современные педагоги и психологи как один из продуктивных методов развития речи, памяти и воображения. И неудивительно, ведь карты Проппа соединяют в себе как творческое начало (рисование, моделирование, литература), так и игру.    По мере накопления опыта можно предложить следующие задания: ­ выставить карты по ходу сюжета ­найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке ­найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки ­определить отсутствие знакомой карты ­отделить лишнюю карту Следующий  этап предлагает пересказ сказки с  опорой на карты Проппа.  Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстроить   схемы по сюжету сказки,   и попробовать рассказать по картам Проппа. На четвёртом  этапе происходит сочинение собственных сказок­ предлагается набор из 5­6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова   будут в сказке и.т.д. И в итоге дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки. В.Я.   Пропп   в   своей   книге   “Русская   сказка”   отмечал:   “Универсальность   сказки,   её,  так сказать, повсюдность, столь же поразительна, как и её бессмертие”.

Приём «Играем в «карты Проппа»

Приём «Играем  в «карты Проппа»

Приём «Играем в «карты Проппа»

Приём «Играем  в «карты Проппа»

Приём «Играем в «карты Проппа»

Приём «Играем  в «карты Проппа»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017