ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. ПУТИ РЕШЕНИЯ.
Оценка 4.9

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. ПУТИ РЕШЕНИЯ.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
классное руководство +1
5 кл—11 кл
28.04.2020
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. ПУТИ РЕШЕНИЯ.
ВОПРОСЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
СЕБРЯКОВСКИЙЦ ТЕХНИКУМ СТАТЬЯ.docx

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. ПУТИ РЕШЕНИЯ

 

Бальбекова Н.П., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»

 

    
          Сам по себе выбор профессии является не только следствием, но и активизирует процесс развития личности. 

                                                                                      Чистякова С.Н., советский и российский педагог, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования по Отделению базового профессионального образования, действительный член РАО).

 

        В статье рассмотрены вопросы роли и значения профессионального самоопределения современных старшеклассников.  Подчеркивая неразрывную связь данного аспекта с самореализацией личности и в других важных сферах жизни, Н.С. Пряжников, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации».                                                         Юношеский возраст - это фаза жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту.                                                                                                Главная социальная задача этого возрастного цикла - выбор профессии и типа учебного заведения, который  неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями.                                                                            В связи с окончанием школы и необходимостью выбора дальнейшего жизненного пути перед выпускниками встает задача профессионального самоопределения. В связи с необходимостью профессионального самоопределения в юношеском возрасте происходит смена учебной мотивации.                                                                                             Традиционно юношеский возраст рассматривается с позиции профессионального выбора (Пряжников, 1996) , когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Стадия оптации (от латинского - «желание», «выбор»), по мнению автора, охватывает период с 11-12 до 14-18 лет.                                                                                    Здесь имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек - социальная и художественная. Процесс профессионального самоопределения проходит ряд этапов. Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с той или иной из них поведения. Второй этап - подростковые фантазии, когда ребёнок видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и юношеский возраст, - предварительный выбор профессии.                                                                                                        Так как ценностно-мотивационная система является, по мнению многих авторов, ядром личности, вопрос о ценностных ориентациях молодежи приобретает все большее значение. Проведенное Кемеровским областным центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения социологическое исследование показало, что при выборе профессии учащиеся ориентируются в основном на возможность заниматься любимым делом и обеспечивать материальный достаток. Профессиональное самоопределение является предметом многих исследований, но предпочтение традиционно отдается мотивам выбора профессии.
Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у молодого человека внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.        Как показывают  научные, педагогические и психологические исследования, семья оказывает влияние на профессиональную ориентацию своего ребёнка  только в объёме  15% , а весь оставшийся объём деятельности в этом направлении проводит учебное заведение, где учится подросток. Именно на этот факт и следует обратить особое внимание учителям в своей работе по профориентации.                                                                                                      Выбор профессии молодым человеком принадлежит к категории так называемых разовых решений, поэтому ошибки, совершаемые учениками в профессиональном самоопределении, дорого обходятся как обществу, так и самим молодым людям. Стоит отметить, что в решении данного вопроса большую роль играет многопрофильное обучение.                                           Поэтому столь велика роль педагога, родителей в формировании и коррекции профессиональных планов молодежи, в поиске наиболее оптимальных путей воздействия на молодых людей в процессе профессионального становления. Чрезвычайно важно для учителя, семьи, в которой воспитывается ребенок, иметь представление о тех сложных социально-психологических процессах, которые обусловливают выбор той или иной профессии, способствуют удовлетворенности профессией на последующих этапах социально-профессионального самоопределения.                                                                      Для оценки сформированности профессионального самоопределения школьников можно использовать следующие эмпирические индикаторы: наличие профессиональных намерений; устойчивость профессионального интереса; преобладание содержательных мотивов выбора профессии; информированность учащегося об основных аспектах будущей профессиональной деятельности; практический опыт в избранной сфере трудовой деятельности, стремление познать данный вид труда.                              В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства, (выбора учебного заведения для продолжения обучения, временной и сезонной занятости, кружках и секциях, в которых можно развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки и т.д.) велик и разрознен, подростку, желающему продолжить свое образование (или трудоустроиться), становится все труднее сделать свой выбор. Именно здесь на помощь подростку должны прийти родители, учителя и школьный психолог.                                     Часто старшеклассники при достаточно большом количестве учебных заведений города затрудняются сделать правильный выбор своего учебного заведения. Это происходит как из-за несделанной ранее профориентационной работы (школьники не знают, какая специальность подходит для них больше всего); так и из-за нехватки информации об учебных заведениях. Так же обстоят дела и с возможностью трудоустройства.                                   Естественно, что в этом случае предпочтение отдается не тому учебному заведению, где есть специальности, которые, в силу его индивидуальных особенностей, наиболее подходят ему, а тому, которое  находится ближе к дому, конкурс меньше, друзья учатся, родители рекомендуют и так далее. В этом случае проигрывает подросток (хорошо, если специальность ему понравится, и он будет прилежно учиться, иначе он потеряет время попусту), потеряет учебное заведение (студент не желает учиться), и государство теряет средства на учебу посредственного работника. Иногда это выражается даже в том, что накануне вступительных экзаменов, потенциальный абитуриент не знает, куда ему подавать документы, и зачастую подает документы в первый попавшийся техникум. Скорее всего, такой подход к выбору будущей специальности негативно повлияет на него, как на формирующегося специалиста и отразится на его квалификации.                                                   Чтобы решить эти проблемы, необходимо в первую очередь проводить профориентационную работу в школах и подключать к работе с подростками психологов.                                                                                                         Благодаря переходу к рыночным отношениям, расширился круг выбора профессии. Однако. из-за недостаточной осведомленности у школьников складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач - обратить внимание старшеклассников на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности ("человек-природа", "человек-техника", "человек-художественный образ", "человек-человек"), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.                    Было проведено анкетирование, результаты которого представлены в приложении 1 и 2.  На диаграмме 1 показано, как распределились предпочтения выпускников школ.

Диаграмма . Диагностика предпочитаемых типов профессий у школьников, выбравших будущую профессию:

https://www.bestreferat.ru/images/paper/07/91/9039107.png

       С психологической точки зрения успешность профессионального самоопределения зависит от сочетания желаний человека, его способностей и потребностей общества в представителях той или иной профессии. Правильный выбор профессии важен не только для личности, но и для общества в целом.  Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессиональной ориентации с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе: появление новых видов образовательных учреждений, разноуровневых образовательных программ, реализация профильного обучения, вариативности образования и т.д. В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и последующей самореализации в новых экономических и социокультурных условиях.               Из проблем профессионального самоопределения можно выделить уровень материального обеспечения, недостаточный для обучения выбранной профессии; невозможность получения образования на внебюджетной основе, проживание вдали от родителей на съемной квартире и т.п. Молодые люди также часто отказываются от выбора желаемой профессии из-за невысокой заработной платы специалистов данной сферы. Выбор сферы деятельности может быть также обусловлен моральными обязательствами перед близкими, которых необходимо содержать в будущем.                                                               К объективным проблемам выбора профессии можно также отнести сложности трудоустройства после окончания учебного заведения. Работодатели, как правило, крайне неохотно берут молодых специалистов на работу. Современным старшеклассникам при формировании профессионального плана приходится учитывать и этот факт. Для решения проблемы профессионального самоопределения старшеклассникам необходимо педагогическое  и психологическое сопровождение. Возможность учителя организовать для старшеклассников профориентационную деятельность. Профориентационная  деятельность включает в себя профпросвещение, профдиагностику и профконсультирование.

Профпросвещение – это деятельность по ознакомлению учащихся с миром профессий, которая может проводиться в форме уроков, кружков, экскурсий в техникумы и институты.и др.

Профдиагностика – это деятельность по определению взаимосвязи возможностей личности с теми или иными сферами жизнедеятельности, где эти возможности могли бы проявиться наиболее полно. С этой целью используются специальные беседы, тесты на выявление способностей и др.

Профконсультирование – деятельность по оказанию помощи в соотнесении своих желаний с возможностями и потребностями общества, помощи в конкретном выборе профессии и принятии решения.

В процессе профориентационной работы создаются благоприятные условия для решения учеником задач профессионального самоопределения, который  в конечном итоге самостоятельно должен определиться в выборе профессии. Для преодоления трудностей профессионального самоопределения старшеклассникам, необходима качественная помощь соответствующих служб, специалистов. Это делает актуальной проблему совершенствования системы профориентационной работы со школьниками и их родителями, совершенствования процесса педагогического сопровождения профессионального самоопределения выпускников.

Итак, мы выяснили факторы, влияющие на выбор подростком будущей профессии и риски последствия случайного выбора профессии.

Мы выяснили, какие условия необходимо соблюдать при выборе профессии. Использование активных методов обучения – поискового и метода проблемного изложения материала – позволяет ребятам проанализировать и сравнить несколько жизненных ситуаций, связанных с выбором будущей профессии, и сделать важные для себя выводы.

В заключительной части своей статьи я хочу обратить внимание учителей на технологические, экономические, педагогические и медицинские характеристики профессий.

Хочется закончить статью словами К.Д. Ушинского: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».

Список литературы:

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределния молодежи / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 2006.- 283с.

2. Климов Е. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта/ Е. Климов // Тр. ВНИИ профтехобразования. Л., 1976. С. 5-25.

3. Кон И. С Психология старшеклассника /И.Кон – М,: Просвещение. 2004 – 207с.

4. Батюта М.Б. Возрастная психология : учеб. пособие / Батюта М.Б., Князева Т.Н. – М. : Логос, 2011.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М. : Академический проект, Фонд "Мир", 2008.


 

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

В связи с окончанием школы и необходимостью выбора дальнейшего жизненного пути перед выпускниками встает задача профессионального самоопределения

В связи с окончанием школы и необходимостью выбора дальнейшего жизненного пути перед выпускниками встает задача профессионального самоопределения

Как показывают научные, педагогические и психологические исследования, семья оказывает влияние на профессиональную ориентацию своего ребёнка только в объёме 15% , а весь оставшийся объём деятельности…

Как показывают научные, педагогические и психологические исследования, семья оказывает влияние на профессиональную ориентацию своего ребёнка только в объёме 15% , а весь оставшийся объём деятельности…

В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства, (выбора учебного заведения для продолжения обучения, временной и сезонной занятости, кружках и секциях, в которых…

В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства, (выбора учебного заведения для продолжения обучения, временной и сезонной занятости, кружках и секциях, в которых…

Однако. из-за недостаточной осведомленности у школьников складывается неправильное представление о многих из них

Однако. из-за недостаточной осведомленности у школьников складывается неправильное представление о многих из них

В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и последующей самореализации…

В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и последующей самореализации…

С этой целью используются специальные беседы, тесты на выявление способностей и др

С этой целью используются специальные беседы, тесты на выявление способностей и др

Климов Е. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта/

Климов Е. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020