ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. ПУТИ РЕШЕНИЯ
Бальбекова Н.П., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»
Сам по себе выбор
профессии является не только следствием, но и активизирует процесс развития
личности.
Чистякова С.Н., советский и российский педагог, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования по Отделению базового профессионального образования, действительный член РАО).
Диаграмма . Диагностика предпочитаемых типов профессий у школьников, выбравших будущую профессию:
С психологической точки зрения успешность профессионального самоопределения зависит от сочетания желаний человека, его способностей и потребностей общества в представителях той или иной профессии. Правильный выбор профессии важен не только для личности, но и для общества в целом. Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессиональной ориентации с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе: появление новых видов образовательных учреждений, разноуровневых образовательных программ, реализация профильного обучения, вариативности образования и т.д. В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и последующей самореализации в новых экономических и социокультурных условиях. Из проблем профессионального самоопределения можно выделить уровень материального обеспечения, недостаточный для обучения выбранной профессии; невозможность получения образования на внебюджетной основе, проживание вдали от родителей на съемной квартире и т.п. Молодые люди также часто отказываются от выбора желаемой профессии из-за невысокой заработной платы специалистов данной сферы. Выбор сферы деятельности может быть также обусловлен моральными обязательствами перед близкими, которых необходимо содержать в будущем. К объективным проблемам выбора профессии можно также отнести сложности трудоустройства после окончания учебного заведения. Работодатели, как правило, крайне неохотно берут молодых специалистов на работу. Современным старшеклассникам при формировании профессионального плана приходится учитывать и этот факт. Для решения проблемы профессионального самоопределения старшеклассникам необходимо педагогическое и психологическое сопровождение. Возможность учителя организовать для старшеклассников профориентационную деятельность. Профориентационная деятельность включает в себя профпросвещение, профдиагностику и профконсультирование.
Профпросвещение – это деятельность по ознакомлению учащихся с миром профессий, которая может проводиться в форме уроков, кружков, экскурсий в техникумы и институты.и др.
Профдиагностика – это деятельность по определению взаимосвязи возможностей личности с теми или иными сферами жизнедеятельности, где эти возможности могли бы проявиться наиболее полно. С этой целью используются специальные беседы, тесты на выявление способностей и др.
Профконсультирование – деятельность по оказанию помощи в соотнесении своих желаний с возможностями и потребностями общества, помощи в конкретном выборе профессии и принятии решения.
В процессе профориентационной работы создаются благоприятные условия для решения учеником задач профессионального самоопределения, который в конечном итоге самостоятельно должен определиться в выборе профессии. Для преодоления трудностей профессионального самоопределения старшеклассникам, необходима качественная помощь соответствующих служб, специалистов. Это делает актуальной проблему совершенствования системы профориентационной работы со школьниками и их родителями, совершенствования процесса педагогического сопровождения профессионального самоопределения выпускников.
Итак, мы выяснили факторы, влияющие на выбор подростком будущей профессии и риски последствия случайного выбора профессии.
Мы выяснили, какие условия необходимо соблюдать при выборе профессии. Использование активных методов обучения – поискового и метода проблемного изложения материала – позволяет ребятам проанализировать и сравнить несколько жизненных ситуаций, связанных с выбором будущей профессии, и сделать важные для себя выводы.
В заключительной части своей статьи я хочу обратить внимание учителей на технологические, экономические, педагогические и медицинские характеристики профессий.
Хочется закончить статью словами К.Д. Ушинского: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».
Список литературы:
1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределния молодежи / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 2006.- 283с.
2. Климов Е. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта/ Е. Климов // Тр. ВНИИ профтехобразования. Л., 1976. С. 5-25.
3. Кон И. С Психология старшеклассника /И.Кон – М,: Просвещение. 2004 – 207с.
4. Батюта М.Б. Возрастная психология : учеб. пособие / Батюта М.Б., Князева Т.Н. – М. : Логос, 2011.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М. : Академический проект, Фонд "Мир", 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.