Представлена статья на тему- Проблема экономического воспитания младшего школьника в семье и школе (из опыта работы)
Когда следует начинать знакомство младших школьников с основами экономики? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании младших школьников?
Цель: формирование у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности; знакомство с принципами ведения семейного бюджетаЦель: формирование у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности; знакомство с принципами ведения семейного бюджета
Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска,
Челябинской области, 2016 год
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Проблема экономического воспитания младшего школьника в семье и
школе (из опыта работы)
Когда следует начинать знакомство младших школьников с основами
экономики? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических
отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании младших
школьников?
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное
экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже с
младшего школьного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт
в элементарных экономических отношениях. Конечно, младший школьник не
освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями,
путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он
приобретёт доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает
в окружающей его действительности, где и когда каждый человек
соприкасается
ней.
Приобщение младших школьников к миру экономической действительности
– одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним младшим
школьникам предстоит сделать собственный путь в жизни, собственный
выбор, определить, куда пойти учиться, жить в мире сложных социальных и
экономических отношений. Это потребует от них умения правильно
ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно
творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более правильно и
организованно,
интересно.
Собственный опыт показывает, что экономическое воспитание ребёнка не
только приближает его к реальной жизни, обучая его ориентироваться в
происходящем, а также формирует деловые качества личности, что
обеспечивает преемственность между начальной и основной школой.
Первые знания в среде экономикорыночных отношений дети получают,
конечно же, в семье. Именно в семье они делают первые шаги в мир
экономической действительности, получают о ней первые представления. Уже
с
1с раннего возраста ребёнок узнаёт о труде, профессиях родных, о финансовом
положении семьи. У своих родителей учатся оперировать деньгами,
соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством
обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об
экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом,
о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её
изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно
зарабатывают
деньги.
При поступлении ребёнка в школу процесс экономического воспитания
реализуется через различные формы, методы и технологии его организации.
В условиях группы продлённого дня нашего учреждения приобщение
школьника к миру экономики осуществляется через реализацию программы
«Дорога в жизнь».
свои
Цель и задачи программы.
основы
семейного
взаимосвязи,
Пояснить
Формировать
экономических
экономические
Цель: формирование у школьников систематического представления об
основах организации хозяйственной деятельности; знакомство с принципами
ведения
бюджета.
Задачи:
знаний;
складывающиеся в
непосредственном окружении детей в семье, в городе, в стране;
Показать мотивы и ограничения экономической деятельности людей,
основанные
законах;
Освоить первоначальные практические навыки грамотного потребителя в
рыночном
обществе.
Программа занятий по введению в мир экономических знания построена
таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения
последующих.
Содержание программы представлено в тематическом планировании по
блокам:
экономических
принципах
на
и
Блок 1: «Экономика моей семьи»
Тематическое планирование занятий.
Тематика занятий Формы проведения и
краткое содержание занятий
«Бюджет
Игры – занятия: «В гостях у
Доход. Расход»
семьи
экономистов»;
«Доходы семьи экономистов»;
«Доходы семьи крокодила
семьи.
2и
Гены», «Расходы семьи дяди
Фёдора из Простоквашино»,
«Какие бывают расходы?»,
«Путешествие в сказку».
Усваиваемые
понятия: бюджет и его
составляющие:
зарплата,
пенсия, стипендия
Игровые
занятия
ситуации: «Маленькие
покупки», «Ты мне, я –
тебе».
Усваиваемые
с
понятия: операции
разного
монетами
ценности,
достоинства,
сравнение числа копеек с
количеством монет,
цена
вещей
Игровые
занятия
ситуации: «Интересные
покупки»,
больше?»
Умения и знания: считать,
сравнивать числа, составлять
число из меньших чисел,
понимание функции денег как
меры стоимости
и
Игровые
ситуации: «Домик
–
копилка», «В гостях у трёх
поросят».
Усваиваемые
понятия: накопление,
денежная прибыль,
долг,
функции денег как средства
накопления.
Игровые
и
ситуации: «Рынок», «В гостях
у семьи предпринимателей»,
«Займы».
Усваиваемые
«Кто купит
занятия
занятия
и
3
«Деньги и цена»
«Покупательная сила
денежных знаков»
«Сбережение
накопление»
и
«Денежная прибыль и
долг»и
бартер,
занятия
понятия: прибыль, денежный
займ, долг
Игровые
занятия
ситуации: «Интересный
обмен», «Найди в сказке
экономику»,
Усваиваемые
понятия: обмен,
мена.
и
Игровые
ситуации: «Где
делают
деньги?», «Из чего делают
деньги», «Фальшивые деньги»
Усваиваемые
понятия: монетный двор,
фальшивомонетчик, подделка
монет.
Игровые
ситуации: «Путешествие
денежки», «Весёлые задачки
от гнома – эконома»
Усваиваемые
понятия: валюта,
перевод
рубля в денежные знаки
других стран.
занятия
и
«Что такое обмен
(бартер)?»
«Монетный двор»
«Валюта»
Блок 2: «Экономика и труд»
Тематическое планирование занятий.
«Товар»
Тематика занятий Формы проведения и
краткое содержание занятий
Игры – занятия: «Из какой
книги пришёл товар?»,
«Необычные путешествия»,
«Какие бывают товары»,
Усваиваемые
понятия: товар, виды товаров
Игровые
и
ситуации: «Заводы нашего
города»,
«Где производят
«Производство
товара»
занятия
4чем отличаются
товары», «Товары и услуги»,
«Предприятия нашего города,
где выпускают товары»
Усваиваемые
понятия: производство
товара,
товары от услуг.
Игры – занятия: «Мы играем
в магазин», «Задавай вопрос»,
«Как поступить?», «Народные
промыслы Южного Урала»,
«Чей
сувенир?»,
«Путешествие в страну
товаров»,
«Изготавливаем
изделие»
Усваиваемые
понятия: изделие,
сувенир,
товар, цена товара, экспорт,
импорт
Игровые
ситуации: «Бартер»,
товаров»,
«Путешествие
«Путешествие товаров в
разные страны», «Желанная
покупка»,
«Делаем сами
своими руками», «Как беречь
товар?»
Усваиваемые
понятия: покупка,
обмен
товара на деньги, сувенир, что
значит продать товар, какой
товар можно продать?
и
занятия
«Товар и цена.
Изделие»
товаров,
«Обмен
купля – продажа.
Бережное отношение
к товару»
Блок 3. «В мире экономических профессий»
Тематическое планирование занятий
Тематика занятий Формы проведения и
краткое содержание занятий
«Товар.
Игры – занятия: «Играем в
товара»
магазин»,
«Супермаркет»,
«Как узнать», «Где продаётся
Продавец
5занятия
товар?»
Усваиваемые
понятия: профессия
продавец, продавец – кассир,
продавец кассир
Игровые
и
ситуации: «Как можно узнать
о товаре?», «Угадай, какая это
профессия»,
«Рекламное
агентство. Кто работает в
рекламном
агентстве?»,
– двигатель
«Реклама
торговли»,
«Конкурс
рекламных
роликов»
Усваиваемые
понятия: реклама, рекламист,
рекламодателей,
рекламный
ролик
и
Игровые
ситуации: «Дом, в котором
живут деньги»,
«Какие
бывают банки?», «Что такое
кредит?»,
«Виды
кредитования»
Усваиваемые
понятия: банкир,
кредитор, кредитование.
занятия
банк,
«Реклама. Рекламист»
«Банк. Банкир»
проведения
дидактические
игровые
Процесс экономического воспитания в рамках программы реализуется
через различные формы, методы его организации:
Формы
творческое
Методы:
анкетирование,
рассказ,
показ,
сказкотерапия.
Деятельность по экономическому воспитанию детей в процессе реализации
занятий:
игры,
ситуации,
игры,
развлечения
рисование
сюжетноролевые
вечера
досуга
беседа
и
–
6ним
и
в
детей
дома,
семье
ребёнка
требуется поддержка
программы «Дорога в жизнь» невозможна без участия родителей. На всех
этапах
семье.
Накопленный мною опыт позволяет определить некоторые направления
совместной деятельности школы и семьи по экономическому воспитанию
детей.
относятся:
информирование родителей о задачах и содержании экономического
воспитания
школе;
участие родителей в мероприятиях по экономическому направлению;
создание обогащённой развивающей среды в домашних условиях;
организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества семьи и
школы.
Таким образом, только совместная деятельность учебного заведения и семьи
обеспечит хорошие результаты и будет способствовать более ответственному
отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Источники:
Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику:
Учебнометодическое пособие. – СПб.: «Детство пресс», 2001
Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. Экономика в сказках и играх: Пособие для
воспитателей.
2000
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика».
Методическое пособие для учителей начальных классов. М.: «ЭКСМО», 2000
https://infourok.ru/programmadopolnitelnogoobrazovaniyaekonomikav
nachalnihklassahklassi560809.html
http://pedkopilka.ru/blogs/almiraidrisovnahamidulina/rabochajaprogramapo
yekonomike.html
Новгород,
Н.
К
в
7