Проблема экономического воспитания младшего школьника в семье и школе (из опыта работы)

  • Лекции
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья на тему- Проблема экономического воспитания младшего школьника в семье и школе (из опыта работы) Когда следует начинать знакомство младших школьников с основами экономики? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании младших школьников? Цель: формирование у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности; знакомство с принципами ведения семейного бюджетаЦель: формирование у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности; знакомство с принципами ведения семейного бюджета
Иконка файла материала СТАТЬИ.docx
Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, 1 квалификационной категории МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска,  Челябинской области, 2016 год Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Проблема экономического воспитания младшего школьника в семье и  школе (из опыта работы)     Когда   следует   начинать   знакомство   младших   школьников   с   основами экономики? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений?   Можно   ли   говорить   об   экономическом   воспитании   младших школьников?     В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое   образование   и   воспитание   необходимо   начинать   уже   с младшего школьного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, младший школьник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями, путешествуя   по   этому   новому   удивительному   и   увлекательному   миру,   он приобретёт доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в   окружающей   его   действительности,   где   и   когда   каждый   человек соприкасается ней.    Приобщение младших школьников к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним младшим школьникам   предстоит   сделать   собственный   путь   в   жизни,   собственный выбор, определить, куда пойти учиться, жить в мире сложных социальных и экономических   отношений.   Это   потребует   от   них   умения   правильно ориентироваться   в   различных   жизненных   ситуациях,   самостоятельно творчески   действовать,  а  значит   –  строить   свою   жизнь   более   правильно   и организованно, интересно.     Собственный опыт показывает, что экономическое воспитание ребёнка не только   приближает   его   к   реальной   жизни,   обучая   его   ориентироваться   в происходящем,   а   также   формирует   деловые   качества   личности,   что обеспечивает   преемственность   между   начальной   и   основной   школой.     Первые   знания   в   среде   экономико­рыночных   отношений   дети   получают, конечно   же,   в   семье.   Именно   в   семье   они   делают   первые   шаги   в   мир экономической действительности, получают о ней первые представления. Уже с       1с раннего возраста ребёнок узнаёт о труде, профессиях родных, о финансовом положении   семьи.   У   своих   родителей   учатся   оперировать   деньгами, соотносить  доход  с  ценой  на  товар, узнают,  что  деньги  служат  средством обмена   товарами   между   людьми.   Дети   получают   начальные   сведения   об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о   продукции,   выпускаемой   на   предприятиях,   и   трудовых   действиях   по   её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают деньги.     При   поступлении   ребёнка   в   школу   процесс   экономического   воспитания реализуется через различные формы, методы и технологии его организации. В   условиях   группы   продлённого   дня   нашего   учреждения   приобщение школьника к миру экономики осуществляется через реализацию программы «Дорога в жизнь». свои     Цель и задачи программы.               основы семейного взаимосвязи,   Пояснить   Формировать экономических экономические   Цель: формирование   у   школьников   систематического   представления   об основах организации хозяйственной деятельности; знакомство с принципами ведения бюджета. Задачи:  знаний; ­ ­   складывающиеся   в непосредственном   окружении   детей   ­   в   семье,   в   городе,   в   стране; ­   Показать   мотивы   и   ограничения   экономической   деятельности   людей,  основанные законах; ­  Освоить первоначальные практические навыки  грамотного потребителя  в рыночном обществе. Программа   занятий   по   введению   в   мир   экономических   знания   построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Содержание программы   представлено   в   тематическом   планировании   по блокам: экономических   принципах   на     и   Блок 1: «Экономика моей семьи» Тематическое планирование занятий. Тематика занятий Формы   проведения   и краткое содержание занятий «Бюджет Игры – занятия: «В гостях у Доход. Расход» семьи экономистов»; «Доходы семьи экономистов»; «Доходы   семьи   крокодила семьи.     2и Гены»,   «Расходы   семьи   дяди Фёдора   из   Простоквашино», «Какие   бывают   расходы?», «Путешествие   в   сказку». Усваиваемые понятия: бюджет   и   его   составляющие: зарплата, пенсия, стипендия Игровые занятия ситуации: «Маленькие покупки», «Ты   ­   мне,   я   – тебе». Усваиваемые   с понятия: операции разного монетами ценности, достоинства, сравнение   числа   копеек   с количеством   монет,   цена вещей Игровые занятия ситуации: «Интересные покупки», больше?» Умения   и   знания: считать, сравнивать   числа,   составлять число   из   меньших   чисел, понимание функции денег как меры стоимости и Игровые ситуации: «Домик – копилка»,   «В   гостях   у   трёх поросят». Усваиваемые понятия: накопление, денежная   прибыль,   долг, функции   денег   как   средства накопления. Игровые и   ситуации: «Рынок», «В гостях у   семьи   предпринимателей», «Займы». Усваиваемые   «Кто   купит занятия   занятия   и         3   «Деньги и цена» «Покупательная   сила денежных знаков» «Сбережение накопление»   и «Денежная прибыль и долг»и бартер, занятия понятия: прибыль,   денежный займ, долг Игровые занятия ситуации: «Интересный обмен»,   «Найди   в   сказке экономику», Усваиваемые понятия: обмен, мена. и Игровые ситуации: «Где делают деньги?»,   «Из   чего   делают деньги», «Фальшивые деньги» Усваиваемые понятия: монетный   двор, фальшивомонетчик,   подделка монет. Игровые ситуации: «Путешествие денежки»,   «Весёлые   задачки от   гнома   –   эконома» Усваиваемые понятия: валюта,   перевод рубля   в   денежные   знаки других стран. занятия   и   «Что   такое   обмен (бартер)?» «Монетный двор» «Валюта»   Блок 2: «Экономика и труд» Тематическое планирование занятий. «Товар» Тематика занятий Формы   проведения   и краткое содержание занятий Игры   –   занятия:   «Из   какой книги   пришёл   товар?», «Необычные   путешествия», «Какие   бывают   товары», Усваиваемые понятия: товар, виды товаров Игровые и ситуации: «Заводы   нашего города»,   «Где   производят «Производство товара» занятия     4чем   отличаются товары»,   «Товары   и   услуги», «Предприятия нашего города, где   выпускают   товары» Усваиваемые понятия: производство товара, товары от услуг. Игры – занятия: «Мы играем в магазин», «Задавай вопрос», «Как поступить?», «Народные промыслы   Южного   Урала», «Чей сувенир?», «Путешествие   в   страну товаров»,   «Изготавливаем изделие» Усваиваемые понятия: изделие,   сувенир, товар,   цена   товара,   экспорт, импорт Игровые ситуации: «Бартер», товаров», «Путешествие «Путешествие   товаров   в разные   страны»,   «Желанная покупка»,   «Делаем   сами своими руками», «Как беречь товар?» Усваиваемые понятия: покупка, обмен товара на деньги, сувенир, что значит   продать   товар,   какой товар можно продать? и     занятия     «Товар   и   цена. Изделие»   товаров, «Обмен купля   –   продажа. Бережное   отношение к товару»   Блок 3. «В мире экономических профессий» Тематическое планирование занятий Тематика занятий Формы   проведения   и краткое содержание занятий «Товар. Игры   –   занятия:   «Играем   в товара» магазин»,   «Супермаркет», «Как узнать», «Где продаётся   Продавец 5занятия товар?» Усваиваемые понятия: профессия продавец,  продавец  –  кассир, продавец ­ кассир Игровые и ситуации: «Как можно узнать о товаре?», «Угадай, какая это профессия», «Рекламное агентство.   Кто   работает   в рекламном агентстве?»,   –   двигатель «Реклама торговли», «Конкурс рекламных роликов» Усваиваемые понятия: реклама, рекламист, рекламодателей,   рекламный ролик и Игровые ситуации: «Дом,   в   котором живут   деньги»,   «Какие бывают   банки?»,   «Что   такое кредит?», «Виды кредитования» Усваиваемые понятия: банкир, кредитор, кредитование. занятия банк,             «Реклама. Рекламист» «Банк. Банкир»         проведения дидактические игровые       Процесс   экономического   воспитания   в   рамках   программы   реализуется через различные формы, методы его организации: Формы ­ ­ ­ ­ ­творческое Методы: анкетирование, ­ рассказ, ­ показ, ­ ­ сказкотерапия.   Деятельность по экономическому воспитанию детей в процессе реализации занятий: игры, ситуации, игры, развлечения рисование сюжетно­ролевые     вечера досуга беседа     и –                   6ним   и   в   детей   дома,   семье   ребёнка требуется   поддержка программы  «Дорога   в  жизнь»  невозможна   без   участия   родителей.  На   всех этапах   семье.    Накопленный   мною   опыт   позволяет   определить   некоторые   направления совместной   деятельности   школы   и   семьи   по   экономическому   воспитанию детей. относятся: ­   информирование   родителей   о   задачах   и   содержании   экономического воспитания школе; ­   участие   родителей   в   мероприятиях   по   экономическому   направлению; ­   создание   обогащённой   развивающей   среды   в   домашних   условиях; ­ организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества семьи и школы.    Таким образом, только совместная деятельность учебного заведения и семьи обеспечит хорошие результаты и будет способствовать более ответственному отношению   взрослых   к   экономическому   воспитанию   детей.   Источники: Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно­методическое   пособие.   –   СПб.:   «Детство   ­   пресс»,   2001 Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей. 2000 Липсиц   И.В.   Удивительные   приключения   в   стране   «Экономика». Методическое пособие для учителей начальных классов. М.: «ЭКСМО», 2000 https://infourok.ru/programma­dopolnitelnogo­obrazovaniya­ekonomika­v­ nachalnih­klassah­klassi­560809.html http://ped­kopilka.ru/blogs/almira­idrisovna­hamidulina/rabochaja­programa­po­ yekonomike.html Новгород,   Н.     К   в     7