"Проблема нравственного выбора в "Рождественском рассказе" Виктории Токаревой"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное чтение в 10-м классе Цель урока: • знакомство учащихся с произведениями современных писателей; • обучение анализу художественного текста; • выявление нравственных проблем в рассказе; • воспитание личностной позиции. Оборудование: выставка книг В. Токаревой Технология: элементы технологии развития критического мышления через чтение Литература — это всё же жизнь души человеческой, никак не идея. Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце, утешить, успокоить. (В. Шукшин) Ход урока I. Вступительная беседа • Были ли в вашей жизни моменты, когда вам хотелось мести? • Какой выбор вы сделали? • Какие чувства при этом испытывали? • Месть — достойное чувство? • Что или кто вершит наши судьбы? • Как создаётся характер?
Иконка файла материала Рождественском рассказе.doc
Внеклассное чтение в 10-м классе "Проблема нравственного выбора в "Рождественском рассказе" Виктории Токаревой" Цель урока:     знакомство учащихся с произведениями современных писателей; обучение анализу художественного текста; выявление нравственных проблем в рассказе; воспитание личностной позиции. Оборудование: выставка книг В. Токаревой Технология: элементы технологии развития критического мышления через чтение Литература — это всё же жизнь души человеческой, никак не идея. Рассказ должен разбередить душу, войти  прямо в сердце, утешить, успокоить. (В. Шукшин) I. Вступительная беседа Ход урока Были ли в вашей жизни моменты, когда вам хотелось мести? Какой выбор вы сделали? Какие чувства при этом испытывали?     Месть — достойное чувство?   Что или кто вершит наши судьбы? Как создаётся характер? Учитель: Именно такие вопросы поднимает современная писательница Виктория Токарева в своих рассказах. (Обращение к эпиграфу урока). Учитель: Вид работы на уроке —комментированное чтение “Рождественского рассказа” В. Токаревой и по ходу  чтения мы должны выявить проблемы, которые она ставит в своем произведении. Но сначала познакомимся с  творчеством этой замечательной писательницы. II. Презентация “Творчество В. Токаревой” Учитель: Действительно, рассказы В. Токаревой нежные, печальные, лиричные, полные тонкого психологизма,  они рисуют картины нашего времени. К нам пришла сама писательница. Юная журналистка возьмёт интервью у  знаменитой писательницы: III . Сценка “Интервью с В. Токаревой” Журналист: Здравствуйте, Виктория Самуиловна. Разрешите задать вам несколько вопросов? Виктория Токарева: Здравствуйте. Спрашивайте. Я люблю отвечать на вопросы молодых. Журналист: Как вы считаете, писателями рождаются или становятся? Виктория Токарева: Когда мне было 12 лет, мама прочитала мне рассказ Чехова “Скрипка Ротшильда”. В тот  момент я, видимо, поняла, что кроме обычных слов, существует магия литературы. А потребность писать — тоже инстинкт самосохранения, такой же мощный, как любовь. Журналист: То есть вы сразу поняли, что будете писательницей? Виктория Токарева: Нет, конечно. Сначала я поступила в мединститут, потом окончила музыкальное училище,  работала учительницей музыки, пыталась играть в кино. Но на 2 курсе ВГИКа, когда я училась на сценариста, я  написала, свой первый рассказ, отнесла в журнал “Молодая гвардия”, его напечатали, и так начался мой  творческий путь.Журналист:Вашу прозу любят за лиризм и добрый юмор, иногда немного грустный, за мелодраматический  настрой повествования. Вы делите прозу на мужскую и женскую? Виктория Токарева: Да. Когда пишет мужчина, он смотрит на Бога, а когда пишет женщина, она смотрит на  мужчину. Вот в чём разница. Творчество ­ это возможность исповедаться, чтобы тебя поняли, пожалели. Журналист: Кто ваш любимый современный писатель? Виктория Токарева: Я люблю прозу Сергея Довлатова. Мне кажется, что он сказал о нашем времени больше,  чем кто бы то ни было. На мой взгляд, лучшие женские писательницы ­ Улицкая, Петрушевская и Татьяна  Толстая. А вообще, я думаю, литература большая, места в ней хватит всем. Журналист: Большое спасибо! IV. Работа с текстом (Используется прием комментированного чтения.) Учитель: Вот мы познакомились с самой писательницей. А теперь обращаемся к “Рождественскому рассказу”. 1. Работа по 1­му отрывку. Учитель: Начинается рассказ без всяких предисловий. ( Читается первый отрывок.) Вопросы для беседы: Какие отношения в семье? Как можете охарактеризовать героев?    Учитель: Мы все совершаем те или иные поступки. Как мы их мотивируем? Чем руководствуемся,  выбирая тот или иной поступок? 2. Работа по 2­му отрывку. Чтение 2­ого отрывка (Описание цветочка идёт под музыку Шопена). Вопросы для беседы: Котёнка оставили. Почему?  Назовите моменты, когда семья, героиня оказываются перед выбором.  Почему делают тот или иной выбор?   Почему героиня на папиной стороне?     А на чьей стороне была бы, если бы обижали бабушку? Аргументируйте свой ответ. Какое восприятие мира у героини? Какое ощущение от жизни? (Всему радуется, оптимистична). Кого напоминает цветочек, который она выбрала? (Девочка такая же нежная, ласковая, открытая,  беззащитная, невинная, как цветок. Цветок ­ её душа.). 3. Работа по 3­му отрывку Учитель: И вот девочка на следующий день понесла цветок в школу. Перед школой —мальчишки. Приём “древо предсказаний”:    Какой выбор у девочки, попробуйте предположить. А что могут сделать мальчишки? (Они “клубились”, “сплелись”) Чтение и обсуждение З­го отрывка. Вопросы для беседы:   Что сделал Борька Карпов? ЗАЧЕМ? Мотивируйте его поступок.(Просто так, не думая, убивает цветок). Что, по­вашему, сделает девочка? 4. Работа по 4­му отрывкуЧтение 4­ого отрывка. Вопросы для беседы: Как отнеслась семья? Что происходит с героиней? (Желание мести).    Изменилось ли что в жизни девочки внешне? А внутренне?  А в жизни Борьки?(Внутренне героиня изменилась, у неё убили душу, она всегда помнила об убитом  цветке. А Борька ничего не помнил) 5. Работа по 5­му отрывку Чтение 5­ого отрывка. Учитель: “Прошло пять лет”. Предположите, как закончится рассказ с названием “Рождественский”. Пока ещё  непонятно, почему он так называется. (Варианты финала.) 6. Работа по 6­му отрывку Чтение рассказа до конца. Вопросы для беседы: Какой стала героиня? Что с ней стало?    Почему изменилась?  Какая судьба ждёт? (Делает всё, как мама, учится на экономическом, хотя мечтала о филологии, дружит с юношей, который ей не нравится. ) Зачем? Учитель: Тягостное ощущение жизни. Тягостная необязательность происходящего. Какая­то непреодолимая  ситуация. Токарева показывает уровень пошлости нового времени, высвечивает лица негероев, неличностей.  Делать, как все, делать то, что престижно, модно. И наша героиня стала такой: неинтересной, тусклой, хотя у  неё и красота, и “французская косметика”, и сама она успешна. Вопросы для беседы:  Но почему рассказ Рождественский?    Какой подарок получила героиня от судьбы на Новый год? (Встречу с Борькой. Жизнь всё расставила по  своим местам, наказала) Какие образы, детали показались вам символичными? Какой нравственный выбор делает героиня? (Прощает. Христос велел прощать, и она простила.  Особенностью рассказов Токаревой являются открытый финал. И хотя мы не знаем, как сложится  дальше её судьба, по многим деталям, концовке рассказа, настроению героини можно видеть, что она  изменилась. Возрождается для жизни, поэтому и рассказ ­ “рождественский”). V. Выводы. Учитель: Так кто же вершит наши судьбы? Какие нравственные проблемы поднимает Токарева в своём  рассказе? (Учащиеся делают выводы) Учитель: Казалось бы, перед нами простой жизненный эпизод, однако он для героини оказывается  возможностью заглянуть в себя. Вот так, проводя героев через перипетии жизненных страстей и страданий,  организуя судьбоносные встречи и наказания, Виктория Токарева приходит к своей любимой мысли: только  верность себе, порядочность ­ единственное, что имеет значение, потому что “...это совесть, а совесть ­ это Бог”. Судьбу свою каждый человек делает сам. Но иногда жизнь даёт шанс прислушаться к самому себе, оглянуться  на прожитую жизнь и сделать выбор на дороге по имени Судьба. Судьба? Пути и перепутья? Тракты.  То вдаль зовёт, то гасит нас, губя.  Судьба­предначертанье? Нет. Характер!  Судьба — не вне, она — внутри тебя.  Яков БелинскийVI. Домашнее задание 1). Написать эпилог к рассказу; 2). Написать отзыв о рассказе (на выбор)

Посмотрите также