ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ . Акулова

ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ . Акулова

Медиа
Лекции
doc
Математика
СCУЗ, ВУЗ
12.03.2017
П реобразования, происходящие в современном обществе, существенно влияют на все сферы жизни человека, в том числе на содержание и организацию процесса обучения. Известно, что изменение культуры и связанное с этим развитие и функционирование системы образования обусловлено многими факторами существования общества (экономическими, культурными, социальными и др.). Эта сущностная взаимозависимость по своей природе противоречива: с одной стороны, образование является каналом трансляции информации о накопленном социальном опыте, с другой стороны, оно готовит предстоящее поколение к будущему, т.е. к тем изменениям, которые произойдут в социуме. На всех этапах развития общества образование всегда связано с культурой этого общества. Проблема связи культуры, ее традиций, норм и организации взаимодействия людей в разных типах социальных структур, в образовании рассматривается как проблема отношений «мира взрослых» и «мира детей». Современный период — это период перехода от индустриального общества XX века к постиндустриальному, или информационному обществу XXI века. В условиях перехода к информационному обществу будущее наступает стремительно и несет мир, в корне отличающийся от того, который знало и понимало старшее поколение, поэтому в образовании необходима иная основа взаимодействия и взаимоотношений взрослых и детей, способствующая адаптации школьников в информационном обществе. «Вызовы» информационного общества, в котором главным условием благополучия каждого человека становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличию умений с ней работать, в котором обмен информацией не имеет ни временных, ни пространственных границ, приводят к стремительному изменению ценностей образования. Информационное общество, в отличие от индустриального, в гораздо большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать и принимать решения, оценивать моральное зна¬чение действий и выбора.
ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ.doc
ПРОБЛЕМА   ПОСТРОЕНИЯ   НЕЛИНЕЙНОГО   ПРОЦЕССА   ОБУЧЕНИЯ   В   ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ . Акулова  П реобразования, происходящие в современном обществе, существенно влияют на все сферы жизни человека, в том числе на содержание и организацию процесса обучения. Известно, что изменение культуры и связанное с этим развитие и функционирование системы образования обусловлено многими факторами существования общества (экономическими, культурными, социальными и др.). Эта сущностная взаимозависимость по своей природе противоречива: с одной стороны, образование является каналом трансляции информации о накопленном социальном опыте, с другой стороны, оно готовит предстоящее поколение к будущему, т.е. к тем изменениям, которые произойдут в социуме. На всех этапах развития общества образование всегда связано с культурой этого общества. Проблема связи культуры, ее традиций, норм и организации взаимодействия людей в разных типах социальных структур, в образовании рассматривается как проблема отношений «мира взрослых» и «мира детей». Современный период — это период перехода от индустриального общества XX века к постиндустриальному, или информационному обществу XXI века. В условиях перехода к информационному обществу будущее наступает стремительно и несет мир, в корне отличающийся от того, который знало и понимало старшее поколение, поэтому в образовании необходима иная основа взаимодействия и взаимоотношений взрослых и детей, способствующая адаптации школьников в «Вызовы» информационного общества, в котором главным условием благополучия каждого человека становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличию умений с ней работать, в котором обмен информацией не имеет ни временных, ни пространственных границ, информационном обществе. приводят к стремительному изменению ценностей образования. Информационное общество, в отличие от индустриального, в гораздо большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать и принимать решения, оценивать моральное значение действий и выбора. Одним из противоречий процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу является противоречие, связанное с тем, что "педагог должен давать ребенку знания о мире будущего, о том мире, о котором ему самому почти ничего не известно". Учитель должен учить школьников, чье мышление отличается фрагментарностью, "клиповостью", дискретностью, Н.Е. Покровский, заведующий кафедрой социологии Высшей школы экономики, так характеризует современное мышление школьников: «У составления мозаик есть логика, у одних она очень понятна, у других ­ не очень. Но для мозаики в любом случае характерна быстрая смена фокусировки, мозаичностью. совершенно новое ощущение времени. Мир совершенно изменился, и темп жизни изменился. Он внес совершенно другие параметры. Яркость, доступность, то, что можно схватить сразу, что не требует больших усилий для восприятия и переработки» [4]. При этом возникает вопрос, каким образом ребенок должен приобрести необходимые для жизни в информационном обществе знания и умения. Традиционный процесс обучения, в основе которого лежит классно­урочная система, предполагает постепенное накопление школьниками информации и основан на восхождении от простого к сложному. Это линейный процесс обучения. Благодоря распространению гипертекстовых и гипермедиальных систем в конце 80­х годов XX века были созданы принципиально новые возможности в обучении для организации и предъявления учебного материала, что, в свою очередь, повлияло на способы приобретения знаний, педагогическую практику и систему образования в целом. Внедрение информационных технологий во все сферы жизни, появление Интернета оказало существенное влияние на процесс интеллектуальной деятельности, познания и общения. Этот факт признается всем мировым сообществом. По мнению психологов, применение компьютерных сетей ведет к значительным функциональным изменениям в психической деятельности человека, затрагивающим познавательную, коммуникативную и личностные сферы. Эти изменения связаны со следующими особенностями:
■ фрагментарность и раздробленность информации в глобальных информационных сетях ведет к увеличению когнитивной нагрузки при ее восприятии; использование гипертекстового режима (HTML), поддерживаемого всеми WWW­ серверами, требует умения ориентироваться в сложной и зачастую запутанной системе ссылок; интерактивная работа в Интернете требует выработки специальных алгоритмов мышления, ■ ■ позволяющих оперировать многими объектами различной природы, связанными сложными ■ при длительной работе человек подвергается продолжительному воздействию «информационного шума» вследствие того, что форма представления информации на большинстве логическими цепочками; Web­страниц такова, что полезная и бесполезная информация («шум») перемешаны. Л.Н.Бабанин, А.Е.Войскунский, А.В.Минаков, О.К.Тихомиров и др. отмечают психологические последствия, связанные с применением Интернета: 1. На современном этапе Интернет становится новой психологической средой и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. У пользователей сетей возникает целый ряд психологических новообразований (интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, форм психологической и социальной активности). Специфика взаимодействия в этой среде имеет ярко выраженные особенности: 2. возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных странах; невозможность использования большей части невербальных средств общения; обеднение Существование и успешное функционирование в новой психологической среде предъявляют эмоционального компонента общения и другие. 3. к человеку целый ряд специфических требований, например: умение выделить и отфильтровать информацию из большого информационного потока; способность кратко, точно и грамотно формулировать сообщения или запросы; умение правильно распределять нагрузку и быстро обрабатывать получаемую информацию. 4. Изучение психологических закономерностей поведения человека в нелинейной информационной среде позволило выявить такие особенности, как: возникновение увлеченности в процессе поиска информации ('эффект азарта'), 'дрейф' целей и смысла поиска; возникновение состояния фрустрации не только при отсутствии информации, но и при ее большом объеме [1, 4]. Учет психологических особенностей восприятия материала и процессов мышления осуществляется в гипертекстовых системах. Примерами гипертекстовых систем служат толковые словари и энциклопедии, состоящие из статей (узлов), в которых содержатся ссылки (связи) на другие статьи­ узлы. Просмотр гипертекста осуществляется путем следования от узла к узлу по выбираемым связям, которые пользователь наблюдает во время ознакомления с содержанием узла. Одно из решений этого противоречия, уже известное в мире, заключается в переходе от обучения знаниям к формированию умения учиться (от "teaching" к "learning"), что обусловливает задачу учителя ­ научить школьников учиться, а ученик затем сможет самостоятельно постигать вновь появляющиеся знания. Этот подход соответствует идеальной модели, поскольку предполагается, что в конечном итоге ученик должен сам себя обучать. Для решения такой задачи в обучении могут К сожалению, переход к такому обучению сильно замедляется тем, что пока не разработаны быть использованы гипертекстовые системы. конкретные механизмы для его осуществления в реальных условиях. Переход к процессу обучения, построенному на самостоятельном приобретении знаний, может основываться на идее навигации как движения в текстовом пространстве. Идея навигации в текстовом пространстве состоит в следующем. Человеком осуществляется просмотр текстов. Элементы знания, обнаруженные в текстах, уже вовлеченных в процесс просмотра, становятся ориентирами для поиска и вовлечения в этот процесс новых текстов. Извлекаемый из текстов материал выстраивается в последовательность. Каждый элемент последовательности включается в нее потому, что предшествующее ему содержание натолкнуло человека на его поиск. Каждый элемент последовательности связан по смыслу с предшествующим содержанием и в то же время должен обладать по сравнению с ним существенной новизной. В последнее время наблюдается переход от навигации в замкнутом массиве текстов к навигации в открытом текстовом пространстве, где задача несколько видоизменяется: в условиях некоторой
неопределенности ставится задача выбора фрагмента текста, который удовлетворял бы условиям Стиль изложения, иллюстрирование, отбор учебного материала, задания, вся организация "разумной достаточности" в процессе поиска. процесса обучения определяются возрастными особенностями обучаемых. Работа с гипертекстом ­ это нелинейный процесс работы с текстом по многочисленным направлениям. Нелинейные характеристики гипертекста создают новую среду для чтения и письма. Для того чтобы читать такие документы, человек должен научиться "путешествовать", изучать данный текст, а не просто двигаться по намеченному маршруту. Именно навыки изучения текста дают человеку возможность быть активным потребителем информации и чувствовать себя свободно в информационном пространстве. Таким образом, вместо традиционного подхода "страница за страницей", "книга за книгой", пользователь строит свою собственную логическую цепь информации. Эта технология развивает критическое мышление обучающегося и дает ему доступ к проблеме с разных точек зрения. Перечисленные особенности обусловливают смену традиционного линейного обучения нелинейным, в основе которого не только соответствующие принципы классической дидактики, но и принципы интерактивности, рефлексии, нелинейности информационных структур и процессов, комбинированного использования различных форм обучения, комплексного использования средств Принцип интерактивности раскрывает ведущее требование дидактики, которое проявляется в предоставлении возможности обучаемым самим выстраивать свой образовательный маршрут, реально участвовать в учении при поддерживающей роли учителя. мультимедиа. Принцип рефлексии требует, чтобы учебные задания, определяющие содержание и способы деятельности обучающегося, ставили обучаемого перед необходимостью самостоятельного завершения работы по формированию определенной системы знаний, побуждая его таким образом активно и сознательно осмысливать те умственные схемы и правила, в согласии с которыми он Принцип нелинейности информационных структур и процессов предопределяет ведущие действует. нормативные требования к проектированию и реализации технологий обучения в нелинейном обучении. При этом приоритет имеют те из них, которые оказывают непосредственное воздействие на механизмы самоорганизации и саморегулирования систем обучения, продуцированных данной технологией. Один из путей реализации на практике требований этого принципа связан с нелинейным структурированием процесса обучения на основе разветвленных программ изучения дисциплин, предоставляющих возможность учесть мотивационные установки, интересы, познавательные и другие личностные особенности обучающегося. Это позволяет каждому школьнику разработать свою собственную индивидуальную программу курса, включающую в качестве обязательного элемента внутренний модуль, а также отобранные школьниками разделы и отдельные темы из внешнего модуля (при условии, что составленная таким образом программа исчерпывает содержание одного из альтернативных вариантов данного курса). Принцип комбинированного использования различных форм обучения фактически признает нецелесообразным применение в системах нелинейного обучения классических форм организации учебных занятий (традиционных уроков). Наибольшую эффективность приобретает возможность перехода в течение занятия от одной формы обучения к другой и обратно, что для каждого школьника определяется его индивидуальным познавательным потенциалом и успехами в Принцип комплексного использования средств мультимедиа требует, исходя из характера учебной достижении целей занятия. задачи, сбалансированного применения на каждом занятии словесных, наглядных и практических методов. Главным в образовании становится не передача знаний, а сам обучаемый. Школы при таком подходе должны превратится в своеобразный «набор конструктора», где школьник сам выбирает детали (учитель, предмет, школа) и составляет свою собственную программу обучения. Нелинейное обучение предполагает использование специальных методов обучения, которые формируют у человека способность воспринимать нужную информацию в нужном месте и в нужное время. Происходит не механическое накапливание знаний «впрок», человек получает лишь
необходимые понятия. Остальные знания получает как «информационный пакет», которым он может воспользоваться при необходимости. Нелинейное обучение предполагает: ■ ■ создание специальной информационно­ образовательной среды учреждения; возможность получения информации в виде неосознанных знаний, умений или навыков; ■ возможность проявления полученной информации. Как основу реализации идей нелинейного обучения можно рассматривать разработку образовательных программ. Разработка образовательных программ позволяет претворить в жизнь чрезвычайно важную идею о том, что стандарт может быть достигнут различными путями. Выбор пути зависит от особенностей конкретного ребенка, а сама образовательная программа, обозначая индивидуальный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательного стандарта; разработки и реализации необходимых видов педагогической помощи ученику. Ориентация на расширение и активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, на развитие коммуникативных навыков, на формирование умения делать осознанный и ответственный выбор требует частичного выхода за рамки традиционной классно­урочной системы, за рамки преимущественно замкнутой школьной системы образования. Поэтому в качестве варианта совершенствования процесса обучения могут рассматриваться: модульная организация процесса обучения, которая позволяет осуществить проектирование ■ учебного процесса как системы временных модулей, специфичных на разных ступенях обучения; ■ организация проектной деятельности школьников; ■ ■ составление динамичного расписания, позволяющего оптимизировать временной режим процесса обучения, учесть факторы, влияющие на утомляемость школьников; организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения, которая предполагает блочно­модульное построение курсов за счет рационального использования учебного времени (интенсификацию учебного процесса, переход к цикличным формам обучения, ■ проектирование индивидуальных учебных планов учащихся, обеспечивающих возможность «погружение» в предмет); учитывать их познавательные запросы; создание виртуально­распределенных школ. ■ Перечисленные возможности совершенствования процесса обучения уже нашли свое отражение в проведенных исследованиях и в практике отдельных образовательных учреждений [2, 3]. Сравнение компонентов традиционного линейного и нелинейного процессов обучения представлено в таблице. Таблица. Сравнение компонентов линейного и нелинейного процессов обучения Традиционное образование и обучение Обучение и образование в будущем Знания статичны, ограниченны, линейны и не Знания динамичны, многомерны, подвержены доступны для всех изменениям и общедоступны Знания Обучение Инструктивная модель (учитель передает «факты» обучаемым) Преподаватель «Мудрец на сцене» Конструктивная модель (понятия собираются, строятся и изменяются посредством беседы, встроенной в планы обучения и апробированной на «Направление со стороны» Состав обучаемых Аттестация Расписание курса Использование времени и пространства Оценка процесса обучения Однородный Неоднородный и меняющийся (широкий спектр возрастов, различные возможности, цели и ожидания) На основе воспроизведения фактов На основе анализа, синтеза и решения проблем Ориентированная на учителя модель с отсутствием выбора и с невозможностью изменений Одновременное, массовое обучение в одном помещении Ориентированная на обучаемого модель, в рамках которой обучаемые сочетают и подбирают альтернативные варианты из различных курсов Не совпадающее по времени, индивидуализированное обучение с общей системной поддержкой Ориентация на преподавателя («какие материалы предлагаются обучаемым?») Ориентация на обучаемого («каковы потребности обучаемого и удовлетворяются ли они?»)
Таким образом, нелинейный процесс обучения — это процесс, в котором обучающийся имеет возможность сам выстраивать свой образовательный маршрут, реально участвовать в учении при поддержке учителя; содержание и способы деятельности обучающегося ставят его в позицию, побуждающую действовать активно и самостоятельно; каждый имеет возможность разработать свою собственную программу изучения того или иного курса, включающего обязательный внутренний модуль (ядро) и вариативный внешний модуль (оболочку); у каждого обучающегося имеется возможность перехода в течение урока от одной формы обучения к другой и обратно; имеется возможность комплексного использования средств мультимедиа. Такое обучение можно определить, как самостоятельное «путешествие» в информационном В качестве элементов нелинейного процесса обучения могут рассматриваться такая организация пространстве, в котором маршрут прокладывает сам обучаемый. процесса обучения, которая включает в себя как содержательные, так и временные модули; подвижное (динамичное) расписание, позволяющее обеспечить дифференцированный подход к распределению временной учебной нагрузки; организация деятельности школьников, дающая возможность интеграции учебной и внеучебной деятельности и сочетания специальных подпространств школы; осуществление бесклассного обучения, создающего условия для активного и сознательного выбора индивидуального образовательного маршрута; проектирование индивидуальных учебных планов, позволяющих проводить занятия в «виртуальных» группах; создание виртуально­распределенных школ, позволяющих сочетать традиционное и дистанционное обучение. Литература ■ Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации //Пси­ хологический журнал. Т. 19. ­ 1998. ­ №1. ­ С. 89­100. ■ Вишня А.Д. Организационно­управлен­ ческие условия построения валеологически це­ лесообразного образовательного процесса в современной школе. Автореф. дис канд. пед. Выбор в современной школе /Под ред. А.П.Тряпицыной. — СПб.: ТОО «Водолей», 2002. ­ 343 наук. ­ СПб., 2002. Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. — М.: «Мо­ жайск­ с. ■ ■ Терра», 2000. — 432 с.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)