ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ . Акулова
Оценка 4.8
Лекции
doc
математика
Взрослым
12.03.2017
П
реобразования, происходящие в современном обществе, существенно влияют на все сферы жизни человека, в том числе на содержание и организацию процесса обучения. Известно, что изменение культуры и связанное с этим развитие и функционирование системы образования обусловлено многими факторами существования общества (экономическими, культурными, социальными и др.). Эта сущностная взаимозависимость по своей природе противоречива: с одной стороны, образование является каналом трансляции информации о накопленном социальном опыте, с другой стороны, оно готовит предстоящее поколение к будущему, т.е. к тем изменениям, которые произойдут в социуме.
На всех этапах развития общества образование всегда связано с культурой этого общества. Проблема связи культуры, ее традиций, норм и организации взаимодействия людей в разных типах социальных структур, в образовании рассматривается как проблема отношений «мира взрослых» и «мира детей». Современный период — это период перехода от индустриального общества XX века к постиндустриальному, или информационному обществу XXI века. В условиях перехода к информационному обществу будущее наступает стремительно и несет мир, в корне отличающийся от того, который знало и понимало старшее поколение, поэтому в образовании необходима иная основа взаимодействия и взаимоотношений взрослых и детей, способствующая адаптации школьников в информационном обществе.
«Вызовы» информационного общества, в котором главным условием благополучия каждого человека становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличию умений с ней работать, в котором обмен информацией не имеет ни временных, ни пространственных границ, приводят к стремительному изменению ценностей образования. Информационное общество, в отличие от индустриального, в гораздо большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать
и принимать решения, оценивать моральное зна¬чение действий и выбора.
ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ.doc
ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ
СРЕДЕ . Акулова
П
реобразования, происходящие в современном обществе, существенно влияют на все сферы
жизни человека, в том числе на содержание и организацию процесса обучения. Известно, что
изменение культуры и связанное с этим развитие и функционирование системы образования
обусловлено многими факторами существования общества (экономическими, культурными,
социальными и др.). Эта сущностная взаимозависимость по своей природе противоречива: с одной
стороны, образование является каналом трансляции информации о накопленном социальном
опыте, с другой стороны, оно готовит предстоящее поколение к будущему, т.е. к тем изменениям,
которые произойдут в социуме.
На всех этапах развития общества образование всегда связано с культурой этого общества.
Проблема связи культуры, ее традиций, норм и организации взаимодействия людей в разных типах
социальных структур, в образовании рассматривается как проблема отношений «мира взрослых» и
«мира детей». Современный период — это период перехода от индустриального общества XX века
к постиндустриальному, или информационному обществу XXI века. В условиях перехода к
информационному обществу будущее наступает стремительно и несет мир, в корне отличающийся
от того, который знало и понимало старшее поколение, поэтому в образовании необходима иная
основа взаимодействия и взаимоотношений взрослых и детей, способствующая адаптации школьников в
«Вызовы» информационного общества, в котором главным условием благополучия каждого человека
становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличию умений
с ней работать, в котором обмен информацией не имеет ни временных, ни пространственных границ,
информационном обществе.
приводят к стремительному изменению ценностей образования. Информационное общество, в
отличие от индустриального, в гораздо большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане
были способны самостоятельно, активно действовать
и принимать решения, оценивать моральное значение действий и выбора.
Одним из противоречий процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу
является противоречие, связанное с тем, что "педагог должен давать ребенку знания о мире
будущего, о том мире, о котором ему самому почти ничего не известно". Учитель должен учить
школьников, чье мышление отличается фрагментарностью, "клиповостью", дискретностью,
Н.Е. Покровский, заведующий кафедрой социологии Высшей школы экономики, так характеризует
современное мышление школьников: «У составления мозаик есть логика, у одних она очень понятна,
у других не очень. Но для мозаики в любом случае характерна быстрая смена фокусировки,
мозаичностью.
совершенно новое ощущение времени. Мир совершенно изменился, и темп жизни изменился. Он
внес совершенно другие параметры. Яркость, доступность, то, что можно схватить сразу, что не
требует больших усилий для восприятия и переработки» [4].
При этом возникает вопрос, каким образом ребенок должен приобрести необходимые для жизни в
информационном обществе знания и умения. Традиционный процесс обучения, в основе которого
лежит классноурочная система, предполагает постепенное накопление школьниками информации
и основан на восхождении от простого к сложному. Это линейный процесс обучения.
Благодоря распространению гипертекстовых и гипермедиальных систем в конце 80х годов XX века
были созданы принципиально новые возможности в обучении для организации и предъявления
учебного материала, что, в свою очередь, повлияло на способы приобретения знаний,
педагогическую практику и систему образования в целом. Внедрение информационных технологий
во все сферы жизни, появление Интернета оказало существенное влияние на процесс
интеллектуальной деятельности, познания и общения. Этот факт признается всем мировым
сообществом. По мнению психологов, применение компьютерных сетей ведет к значительным
функциональным изменениям в психической деятельности человека, затрагивающим
познавательную, коммуникативную и личностные сферы. Эти изменения связаны со следующими
особенностями: ■
фрагментарность и раздробленность информации в глобальных информационных сетях
ведет к увеличению когнитивной нагрузки при ее восприятии;
использование гипертекстового режима (HTML), поддерживаемого всеми WWW серверами,
требует умения ориентироваться в сложной и зачастую запутанной системе ссылок;
интерактивная работа в Интернете требует выработки специальных алгоритмов мышления,
■
■
позволяющих оперировать многими объектами различной природы, связанными сложными
■
при длительной работе человек подвергается продолжительному воздействию
«информационного шума» вследствие того, что форма представления информации на большинстве
логическими цепочками;
Webстраниц такова, что полезная и бесполезная информация («шум») перемешаны.
Л.Н.Бабанин, А.Е.Войскунский, А.В.Минаков, О.К.Тихомиров и др. отмечают психологические
последствия, связанные с применением Интернета:
1.
На современном этапе Интернет становится новой психологической средой и сферой
жизнедеятельности огромного числа людей. У пользователей сетей возникает целый ряд
психологических новообразований (интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, форм
психологической и социальной активности).
Специфика взаимодействия в этой среде имеет ярко выраженные особенности:
2.
возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных странах;
невозможность использования большей части невербальных средств общения; обеднение
Существование и успешное функционирование в новой психологической среде предъявляют
эмоционального компонента общения и другие.
3.
к человеку целый ряд специфических требований, например: умение выделить и отфильтровать
информацию из большого информационного потока; способность кратко, точно и грамотно
формулировать сообщения или запросы; умение правильно распределять нагрузку и быстро
обрабатывать получаемую информацию.
4. Изучение психологических закономерностей поведения человека в нелинейной информационной
среде позволило выявить такие особенности, как: возникновение увлеченности в процессе поиска
информации ('эффект азарта'), 'дрейф' целей и смысла поиска; возникновение состояния
фрустрации не только при отсутствии информации, но и при ее большом объеме [1, 4].
Учет психологических особенностей восприятия материала и процессов мышления осуществляется
в гипертекстовых системах. Примерами гипертекстовых систем служат толковые словари и
энциклопедии, состоящие из статей (узлов), в которых содержатся ссылки (связи) на другие статьи
узлы. Просмотр гипертекста осуществляется путем следования от узла к узлу по выбираемым
связям, которые пользователь наблюдает во время ознакомления с содержанием узла.
Одно из решений этого противоречия, уже известное в мире, заключается в переходе от обучения
знаниям к формированию умения учиться (от "teaching" к "learning"), что обусловливает задачу
учителя научить школьников учиться, а ученик затем сможет самостоятельно постигать вновь
появляющиеся знания. Этот подход соответствует идеальной модели, поскольку предполагается,
что в конечном итоге ученик должен сам себя обучать. Для решения такой задачи в обучении могут
К сожалению, переход к такому обучению сильно замедляется тем, что пока не разработаны
быть использованы гипертекстовые системы.
конкретные механизмы для его осуществления в реальных условиях. Переход к процессу обучения,
построенному на самостоятельном приобретении знаний, может основываться на идее навигации
как движения в текстовом пространстве. Идея навигации в текстовом пространстве состоит в
следующем. Человеком осуществляется просмотр текстов. Элементы знания, обнаруженные в
текстах, уже вовлеченных в процесс просмотра, становятся ориентирами для поиска и вовлечения в
этот процесс новых текстов. Извлекаемый из текстов материал выстраивается в
последовательность. Каждый элемент последовательности включается в нее потому, что
предшествующее ему содержание натолкнуло человека на его поиск. Каждый элемент
последовательности связан по смыслу с предшествующим содержанием и в то же время должен
обладать по сравнению с ним существенной новизной.
В последнее время наблюдается переход от навигации в замкнутом массиве текстов к навигации в
открытом текстовом пространстве, где задача несколько видоизменяется: в условиях некоторой неопределенности ставится задача выбора фрагмента текста, который удовлетворял бы условиям
Стиль изложения, иллюстрирование, отбор учебного материала, задания, вся организация
"разумной достаточности" в процессе поиска.
процесса обучения определяются возрастными особенностями обучаемых.
Работа с гипертекстом это нелинейный процесс работы с текстом по многочисленным направлениям.
Нелинейные характеристики гипертекста создают новую среду для чтения и письма.
Для того чтобы читать такие документы, человек должен научиться "путешествовать", изучать
данный текст, а не просто двигаться по намеченному маршруту. Именно навыки изучения текста
дают человеку возможность быть активным потребителем информации и чувствовать себя
свободно в информационном пространстве. Таким образом, вместо традиционного подхода
"страница за страницей", "книга за книгой", пользователь строит свою собственную логическую
цепь информации. Эта технология развивает критическое мышление обучающегося и дает ему
доступ к проблеме с разных точек зрения.
Перечисленные особенности обусловливают смену традиционного линейного обучения нелинейным,
в основе которого не только соответствующие принципы классической дидактики, но и принципы
интерактивности, рефлексии, нелинейности информационных структур и процессов,
комбинированного использования различных форм обучения, комплексного использования средств
Принцип интерактивности раскрывает ведущее требование дидактики, которое проявляется в
предоставлении возможности обучаемым самим выстраивать свой образовательный маршрут,
реально участвовать в учении при поддерживающей роли учителя.
мультимедиа.
Принцип рефлексии требует, чтобы учебные задания, определяющие содержание и способы
деятельности обучающегося, ставили обучаемого перед необходимостью самостоятельного
завершения работы по формированию определенной системы знаний, побуждая его таким образом
активно и сознательно осмысливать те умственные схемы и правила, в согласии с которыми он
Принцип нелинейности информационных структур и процессов предопределяет ведущие
действует.
нормативные требования к проектированию и реализации технологий обучения в нелинейном
обучении. При этом приоритет имеют те из них, которые оказывают непосредственное воздействие
на механизмы самоорганизации и саморегулирования систем обучения, продуцированных
данной технологией. Один из путей реализации на практике требований этого принципа связан с
нелинейным структурированием процесса обучения на основе разветвленных программ изучения
дисциплин, предоставляющих возможность учесть мотивационные установки, интересы,
познавательные и другие личностные особенности обучающегося. Это позволяет каждому
школьнику разработать свою собственную индивидуальную программу курса, включающую в
качестве обязательного элемента внутренний модуль, а также отобранные школьниками разделы и
отдельные темы из внешнего модуля (при условии, что составленная таким образом программа
исчерпывает содержание одного из альтернативных вариантов данного курса).
Принцип комбинированного использования различных форм обучения фактически признает
нецелесообразным применение в системах нелинейного обучения классических форм организации
учебных занятий (традиционных уроков). Наибольшую эффективность приобретает возможность
перехода в течение занятия от одной формы обучения к другой и обратно, что для каждого
школьника определяется его индивидуальным познавательным потенциалом и успехами в
Принцип комплексного использования средств мультимедиа требует, исходя из характера учебной
достижении целей занятия.
задачи, сбалансированного применения на каждом занятии словесных, наглядных и практических
методов.
Главным в образовании становится не передача знаний, а сам обучаемый. Школы при таком
подходе должны превратится в своеобразный «набор конструктора», где школьник сам выбирает
детали (учитель, предмет, школа) и составляет свою собственную программу обучения.
Нелинейное обучение предполагает использование специальных методов обучения, которые
формируют у человека способность воспринимать нужную информацию в нужном месте и в нужное
время. Происходит не механическое накапливание знаний «впрок», человек получает лишь необходимые понятия. Остальные знания получает как «информационный пакет», которым он
может воспользоваться при необходимости.
Нелинейное обучение предполагает:
■
■
создание специальной информационно образовательной среды учреждения;
возможность получения информации в виде неосознанных знаний, умений или навыков;
■
возможность проявления полученной информации.
Как основу реализации идей нелинейного обучения можно рассматривать разработку
образовательных программ. Разработка образовательных программ позволяет претворить в жизнь
чрезвычайно важную идею о том, что стандарт может быть достигнут различными путями. Выбор
пути зависит от особенностей конкретного ребенка, а сама образовательная программа, обозначая
индивидуальный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск
наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательного
стандарта; разработки и реализации необходимых видов педагогической помощи ученику.
Ориентация на расширение и активизацию самостоятельной познавательной деятельности
учащихся, на развитие коммуникативных навыков, на формирование умения делать осознанный и
ответственный выбор требует частичного выхода за рамки традиционной классноурочной системы,
за рамки преимущественно замкнутой школьной системы образования. Поэтому в качестве варианта
совершенствования процесса обучения могут рассматриваться:
модульная организация процесса обучения, которая позволяет осуществить проектирование
■
учебного процесса как системы временных модулей, специфичных на разных ступенях обучения;
■
организация проектной деятельности школьников;
■
■
составление динамичного расписания, позволяющего оптимизировать временной режим
процесса обучения, учесть факторы, влияющие на утомляемость школьников;
организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения,
которая предполагает блочномодульное построение курсов за счет рационального использования
учебного времени (интенсификацию учебного процесса, переход к цикличным формам обучения,
■
проектирование индивидуальных учебных планов учащихся, обеспечивающих возможность
«погружение» в предмет);
учитывать их познавательные запросы;
создание виртуальнораспределенных школ.
■
Перечисленные возможности совершенствования процесса обучения уже нашли свое отражение в
проведенных исследованиях и в практике отдельных образовательных учреждений [2, 3].
Сравнение компонентов традиционного линейного и нелинейного процессов обучения
представлено в таблице.
Таблица.
Сравнение компонентов линейного и нелинейного процессов обучения
Традиционное образование и обучение
Обучение и образование в будущем
Знания статичны, ограниченны, линейны и не
Знания динамичны, многомерны, подвержены
доступны для всех
изменениям и общедоступны
Знания
Обучение
Инструктивная модель (учитель передает «факты»
обучаемым)
Преподаватель
«Мудрец на сцене»
Конструктивная модель (понятия собираются,
строятся и изменяются посредством беседы,
встроенной в планы обучения и апробированной на
«Направление со стороны»
Состав
обучаемых
Аттестация
Расписание
курса
Использование
времени и
пространства
Оценка
процесса
обучения
Однородный
Неоднородный и меняющийся (широкий спектр
возрастов, различные возможности, цели и
ожидания)
На основе воспроизведения фактов
На основе анализа, синтеза и решения проблем
Ориентированная на учителя модель с отсутствием
выбора и с невозможностью изменений
Одновременное, массовое обучение в одном
помещении
Ориентированная на обучаемого модель, в рамках
которой обучаемые сочетают и подбирают
альтернативные варианты из различных курсов
Не совпадающее по времени,
индивидуализированное обучение с общей
системной поддержкой
Ориентация на преподавателя («какие материалы
предлагаются обучаемым?»)
Ориентация на обучаемого («каковы потребности
обучаемого и удовлетворяются ли они?») Таким образом, нелинейный процесс обучения — это процесс, в котором обучающийся имеет
возможность сам выстраивать свой образовательный маршрут, реально участвовать в учении при
поддержке учителя; содержание и способы деятельности обучающегося ставят его в позицию,
побуждающую действовать активно и самостоятельно; каждый имеет возможность разработать
свою собственную программу изучения того или иного курса, включающего обязательный
внутренний модуль (ядро) и вариативный внешний модуль (оболочку); у каждого обучающегося
имеется возможность перехода в течение урока от одной формы обучения к другой и обратно;
имеется возможность комплексного использования средств мультимедиа.
Такое обучение можно определить, как самостоятельное «путешествие» в информационном
В качестве элементов нелинейного процесса обучения могут рассматриваться такая организация
пространстве, в котором маршрут прокладывает сам обучаемый.
процесса обучения, которая включает в себя как содержательные, так и временные модули;
подвижное (динамичное) расписание, позволяющее обеспечить дифференцированный подход к
распределению временной учебной нагрузки; организация деятельности школьников, дающая
возможность интеграции учебной и внеучебной деятельности и сочетания специальных
подпространств школы; осуществление бесклассного обучения, создающего условия для активного
и сознательного выбора индивидуального образовательного маршрута; проектирование
индивидуальных учебных планов, позволяющих проводить занятия в «виртуальных» группах;
создание виртуальнораспределенных школ, позволяющих сочетать традиционное и дистанционное
обучение.
Литература
■
Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации //Пси
хологический журнал. Т. 19. 1998. №1. С. 89100.
■
Вишня А.Д. Организационноуправлен ческие условия построения валеологически це
лесообразного образовательного процесса в современной школе. Автореф. дис канд. пед.
Выбор в современной школе /Под ред. А.П.Тряпицыной. — СПб.: ТОО «Водолей», 2002. 343
наук. СПб., 2002.
Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. — М.: «Мо жайск
с.
■
■
Терра», 2000. — 432 с.
ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ . Акулова
ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ . Акулова
ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ . Акулова
ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ . Акулова
ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ . Акулова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.