«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья
Оценка 4.8

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

Оценка 4.8
Лекции
docx
администрации
Взрослым
10.07.2018
«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья
«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» (Шалва Амонашвили)
Диалог.docx
«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья  «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»   (Шалва Амонашвили) Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. В начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, письму и счету.Его необходимо обеспечить   новыми умениями.   Необходимо   создать   такие   условия,   которые   позволят     повысить   у детей   интерес   к   учебе,   научить   осознавать,  что   осталось   непонятным,   а  в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик  начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.        В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю.  Необходимо пересмотреть   свою   работу,   освоить   новые   методы   обучения   современного младшего школьника, по­новому взглянуть на само построение урока, форму его проведения. Как построить свою работу так, чтобы детям на уроке было комфортно, интересно,   но   в   то   же   время,   чтобы   они   учились   думать,         научились самостоятельно работать с учебным материалом, осваивая новые знания. В   работе   педагогу   необходимо   помнить,   что   организация   учебного процесса   в   начальной   школе,   прежде   всего,   должна   способствовать активизации   познавательной   сферы   обучающихся,   успешному   усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Сегодня   большое   внимания   уделяется   практическому   содержанию   применению   конкретным   способам   деятельности, образования, приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.  Как известно, усвоение любого материала   трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей.  И, наоборот, при создании проблемной ситуации   с большим интересом осваивают этот  же материал. Переход   к   обновленной   системе   начального   образования   требует   от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а   не   давать   новый   материал   в   готовом   виде.   В   связи   с   этим   появляется необходимость   использования   в   учебном   процессе   новых   образовательных технологий,   предполагающих   исследовательскую   деятельность   ученика   на уроке.   На   основе   многолетних   исследований   в   двух   самостоятельных областях   ­   проблемном   обучении   (И.А.   Ильницкая,   В.Т.   Кудрявцев, М.И.Махмутов   и   др.)   и   психологии   творчества   (А.В.   Брушлинский, A.M.Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) ­ разработана технология проблемно­ диалогического   обучения,   которая   позволяет   заменить   урок   объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Проблемно­диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое   усвоение   знаний   учениками   посредством   специально организованного учителем диалога.  В   сложном   прилагательном   «проблемно­диалоговое»   первая   часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два   звена:   постановка   учебной   проблемы   и   поиск   решения.   Постановка учебной проблемы ­  это этап формулирования новой темы урока или вопроса исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем   диалога.   Различается   два   вида   диалога:   побуждающий   и подводящий.   Они   по­разному   устроены,   обеспечивают   разную   учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.  В   отличие   от   традиционного,   проблемно   –   диалогический   урок характеризует   творческая,   а   не   репродуктивная   деятельность   учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно “учение с увлечением”, значительно снижающее нервные нагрузки. Разберём   сначала   первую   часть   названия   технологии   «проблемная ситуация». Постановка   перед   ребенком   проблемных   ситуаций   приводит   к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. Войдя в жизнь, ребенок будет защищен от стрессов.   Перед   учителем   возникает   вопрос.   Каким   образом   создать   на   уроке учебную проблему, где взять алгоритм построения проблемной ситуации.   Вот что предложила кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования АПК и ПРО г. Москва Мельникова Е.Л.   В   своих   трудах   она   пишет:   «В   литературе   предлагаются   различные приёмы создания проблемных ситуаций. Попытка реализовать их на практике не   всегда   поначалу   оказывается   удачной,   поскольку   содержание   многих приёмов по формулировке порой бывает недостаточно понятным. Поэтому пришлось пойти по другому пути: искать в литературе и на уроках коллег примеры фрагментов уроков, содержащие проблемные ситуации. Постепенно сложился алгоритм действий, который можно использовать для того, чтобы освоить проблемный метод обучения. Первым   этапом   явилось   создание   банка   проблемных   ситуаций.   На втором этапе осуществилась систематизация приёмов. Рассмотрим основные приемы создания проблемной ситуации.  Приемы создания проблемной ситуации. Побуждение к осознанию противоречия. Побуждение к формулированию  проблемы.  1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения. Что Вас  удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее. 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый  материал. Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так  получилось?  3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или  практическим заданием "на ошибку".  Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. Вы  сначала как думали? А как на самом деле? Какой возникает вопрос?  4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Вы смогли выполнить  задание? В чем затруднение?  5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить  задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какая  будет тема урока?  6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим.  Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. Что вы хотели сделать?  Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось?  Прием 1 «Русский язык» 2 класс  Непроизносимые согласные.  На доске записано слово вестник.  ­ Прочтите это слово орфографически, орфоэпически. (вест­ник, Iв,есн,икI )  ­ Что вас удивило? (Буква Т в слове пишется, а при чтении не произносится.)  ­ Какой вопрос у вас возникает?  ( Почему некоторые согласные пишут там, где звук не произносят.) Прием 2  «Познание мира» 1 класс.  Проблемная ситуация.  Однажды, летая на воздушном шаре и пытаясь обмануть пчел, Винни­Пух  заметил, что наступила весна. Он задумался, что же происходит в природе с  приходом весны? Винни­Пух обратился к друзьям: Пятачку, Сове, Кролику и  Ослику.  Кролик ответил: «Распускается первый весенний цветок подснежник,  появилась травка и теперь я гуляю на полянке». Ослик Иа согласился с  Кроликом. Пятачок сказал, что стало много луж и теперь можно в них  купаться. А Сова добавила: самое главное, что в лесу появились мыши,  которых она с трудом отыскивала зимой.  • Ребята, что вас удивило? (побуждение к осознанию противоречия)  (Много мнений)  • Какой возникает вопрос? (Учебная задача) (побуждение к формулированию  учебной проблемы).  ­ Кто прав?  ­ Какое основное, главное изменение в природе весной?  Учитель подводит итог: каждый из друзей Винни­Пуха заметил то изменение,  которое важно именно для него, для его жизни. Но все эти изменения  возможны потому, что весной становится теплее, лес освобождается от снега,  просыпаются от зимнего сна животные и т.д.  В процессе диалога на доске появляются рисунки, раскрывающие временные  причинно­следственные связи в природе. Устанавливается их  последовательность.  Прием 3 «Познание мира» 3 класс  ­ Послушайте и скажите: бывает ли так?  «Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и  кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами  торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать  еще. Раздвинешь 2­3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов  целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать  ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои  спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не  светило и комары не кусали, и крепко заснули».  Учитель предъявляет факты: фотографии, видеоматериал.  ­ Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох,  цветы, ягоды.  ­ Еще не бывают грибы выше берез.  ­ Ночью солнце не светит.  Удивление (возникновение проблемной ситуации).  Прием 4 «Русский язык» 4 класс  Неопределенная форма глагола.  На доске слова: лить, мечтать, хотеть, колоть, рубить.  ­ Определите число и лицо глаголов.  Прием вызывает недоумение учеников, так как задание невыполнимо.  (в рамках некоторых тем прием применить невозможно).  Прием 5  «Математика» 3 класс  Деление двузначного числа на двузначное.  ­ Найдите значение данных выражений и разделите их на группы.  24:2 70:5 66:6  78:6 78:13 24:2=12 78: 6=13  66:6=11 70:5=14 I столбик: делимое заменяем суммой разрядных слагаемых.  II столбик: делимое заменяем суммой удобных слагаемых.  78:13 – не смогли найти значение, т.к. еще не умеют делить на двузначное  число.  Прием 6  «Русский язык» 2 класс  Непроизносимые согласные.  ­ Подберите проверочные слова: мороз, порог, образ. (Морозы, пороги,  образы.)  ­ Каким способом вы проверяли написание этих слов? (Изменяли форму слова так, чтобы в конце после согласного был гласный.)  ­ А теперь запишите слова: вестник, тростник, сердце. Каким способом вы их  проверите?  (Таким же: вестники, сердца, тростники.)  ­ Какие буквы требовали проверки? Вы смогли проверить их данным  способом? (Нет.)  ­ Смогли вы выполнить задание? Почему? (Не знаем способа проверки.)  ­ Попробуйте сформулировать тему урока.  Переходим   ко   второй   части   это   виды   диалога   на   уроке. Слово «диалогическое»   означает,   что   постановку   учебной   проблемы   и   поиск   ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Различается два вида диалога: побуждающий и подводящий. Давайте ближе познакомимся с этими видами.  Побуждающий от проблемной ситуации диалог.  Данный   метод   постановки   учебной   проблемы   я   считаю   наиболее сложным для учителя, поскольку он требует последовательного выполнения определенных педагогических действий:  1)создания проблемной ситуации;  2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждения к формулированию учебной проблемы;  4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.  Создать проблемную ситуацию, значит ввести противоречие, вызвать у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.  Урок математики во 2­м классе.  Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.  По учебнику учащиеся выполняют вычисления по двум различным  программам, приводящим к одинаковым выражениям, но имеющим разные  результаты. В одном случае получается, что 8­3+4=9, в другом ­ 8­3+4=1 .  Ученики испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).  Учитель: Ребята, сравните выражения! (Побуждение к осознанию  противоречия.)  Ученики: Выражения одинаковые, а результаты разные!  Учитель: Над каким же вопросом подумаем? (Побуждение к  формулированию учебной проблемы.)  В основе проблемных ситуаций "с затруднением" лежит противоречие между   необходимостью   и   невозможностью   выполнить   требование   учителя. Для его создания я даю ученикам практическое задание, либо не выполнимое вообще,   либо   не   похожее   на   все   предыдущие. И   вот   здесь,   на   выходе   из проблемной ситуации, возможны варианты.   Вариант первый: проблему ставит учитель. Но надо ли говорить вместо детей? Вариант   второй:   проблему   ставят   ученики.   Но   будем   честными:   задает вопрос,   самостоятельно   выходя   из   проблемной   ситуации,   как   правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат.     а   затем   сформулировать Как же быть, если учитель не хочет говорить за учеников, а сами они говорить еще не могут? Применить вариант три: говорить вместе с детьми, направляя   при   этом   их   мысль.   Другими   словами,   учителю   необходимо развернуть побуждающий диалог. Он представляет собой наводящие вопросы, помогающие   школьникам   сначала   осознать   противоречие   проблемной ситуации, учебную   проблему.  Итак,   после   создания   проблемной   ситуации   учитель,   разворачивает побуждающий диалог. А в диалоге, как известно, говорят две стороны. Это значит, что дети будут предлагать свои формулировки учебной проблемы. И далеко не всегда их мысль будет безупречно­грамотно оформлена. Высший учительский пилотаж заключается в терпимом, принимающем отношении к таким случаям. Ведь стоит однажды дать детской попытке самостоятельно мыслить отрицательную оценку ("не так, неправильно!") ­ и в следующий раз школьник   на   диалог   не   пойдет.   Поэтому   на   неправильные   ученические формулировки   лучше   откликнуться   поддерживающим   кивком   головы   и словами:  "Так,  а кто  думает  иначе? Кто  еще  хочет  сказать?  Как  другими словами выразить эту мысль?  Подводящий   к   теме   диалог. Данный   метод   постановки   учебной проблемы   проще,   чем   предыдущий,   т.к.   не   требует   создания   проблемной ситуации.   Подводящий   диалог   представляет   собой   систему   посильных ученику   вопросов   и   заданий,   которые   пошагово   приводят   класс   к формулированию   темы   урока.   При   подводящем   диалоге   менее   вероятно появление   ошибочных   ответов   учащихся.   Однако,   если   это   происходит, необходима тактичная реакция учителя («Так. Кто думает иначе?»).  Приведу пример подводящего к теме диалога.  Урок русского языка в 3­м классе  Цель: изучение правописания безударных гласных в приставках.  Ученики получают задание списать из учебника слова "долетел", "забежал",  "надписал" и т.д., имеющие безударные гласные и в корне, и в приставке. Дети записывают слова, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные,  обозначают части слова и по ходу записи объясняют правописание гласных  букв в корне (называют проверочные слова).  Учитель: Ребята, в каких частях слова находятся безударные гласные?  Ученики: В корне и приставке.  Учитель: Какое правило о написании безударных гласных мы применили,  выполняя упражнение?   Ученики: О безударных гласных в корне.  Учитель: А какого правила, мы еще не учили, с каким будем знакомиться  сегодня?  Ученики: Наверное, о безударных гласных в приставках (учебная проблема в  формулировке, совпадающей с темой).  Нетрудно   заметить,   что   в   приведенном   примере   учитель   работал методом диалога. Вот  только  каким  был диалог?  Мы  встретились  с  иным типом   диалога   ­   подводящим.   Он   представляет   собой   систему   посильных ученику   вопросов   и   заданий,   которые   шаг   за   шагом   приводят   ребенка   к открытию нужной мысли. Для разворачивания подводящего диалога не нужно создавать проблемную ситуацию: как правило, он прекрасно выстраивается "от повторения". Сообщение темы с мотивирующим приемом.Это наиболее простой метод   постановки   учебной   проблемы.   Не   секрет,   что   в   учебном   процессе нередкими являются случаи сообщения темы урока в готовом виде, которые чаще всего не интересны детям, не мотивирует их к поиску решения. Можно ли   увлечь   школьников   заранее   сформулированной   учебной   проблемой? Оказывается,   да,   потому   что   для   этого   существуют   специальные   приемы, условно   называемые   "яркое   пятно"   и   "актуальность".В   качестве   "яркого пятна"   могут   быть   использованы   сказки   и   легенды,   фрагменты   из художественной   литературы,   случаи   из   истории   науки,   культуры   и повседневной   жизни,   т.е.   любой   материал,   способный   заинтриговать   и захватить внимание, но при этом все­таки связанный с темой урока. Прием "актуальность"   состоит   в   обнаружении   смысла,   значимости   предлагаемой проблемы для самих учащихся.  Обратимся к примеру. «Русский язык» 3 класс  Местоимение как часть речи.  Минутка чистописания. Прописываются элементы букв и слова кто, кот, кит.  ­ К какой части речи относятся данные слова? А слово кто? Так в каком слове заключена тайна нашего урока? Хотите ее раскрыть?  ­ Тогда послушайте историю, которую рассказал великий польский педагог  Януш Корчак.  …Я вам расскажу сейчас об одном маленьком словце, таком умном, что  просто не верится. Это такое маленькое слово – кто. Постучали в дверь – ты  спрашиваешь: «Кто?». А не будь этого малыша, ты должен был бы спросить:  «Это Казик стучит? Или тетя? Или гончар? Или продавец посуды? А тот  вовсе бы отвечал: «Нет, нет, нет». А ты бы мог так три часа спрашивать и не  угадать. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, а все только спрашивал. А так: «Кто там?». Там Катя, там Леша, Игорь, Светлана  Борисовна. В таком коротеньком слове сидят все имена всех людей на свете.  ­Какое слово мы произнесли вместо имени? ­ Вслушайтесь в сочетание слов: вместо имени.  ­ Кто догадался, о какой части речи идет разговор?    Таким   образом,   существуют   три   основных   метода   поиска   решения учебной проблемы:  побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов ­ в характере учебной деятельности   школьников   и,   следовательно,   в   развивающем   эффекте. Побуждающий   к   гипотезам   диалог   обеспечивает   подлинно   творческую деятельность   учеников   и   развивает   их   речь   и   творческие   способности. Подводящий   к   знанию   диалог   лишь   имитирует   творческий   процесс   и формирует логическое мышление и речь учащихся.  Технология проблемно­диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в  образовании.  Данная технология является:  1) результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения  знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей  младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие  универсальных учебных действий; 2) здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно­психические нагрузки   учащихся   за   счет   стимуляции   познавательной   мотивации   и «открытия»знаний;    3)     носит   общепедагогический   характер,   т.е.   реализуется   на   любом предметном содержании и любой образовательной ступени. У   данной   технологии   много  «плюсов».  При   системном   использовании проблемно­диалогового обучения происходит развитие умственных способностей учащихся, самостоятельности, креативного мышления; оно способствует развитию познавательной   активности   детей,   осознанности   знаний,   обеспечивает   более прочное   усвоение   учебного   материала.   Самый   большой   «плюс»   технологии проблемно­диалогового обучения состоит в том, что она носит универсальный, общепедагогический характер, т.е. реализуется на любой ступени обучения и на любом предмете.  Проблемно­диалоговое   обучение  –  это   развивающее   обучение,   в   котором сочетается   принцип   проблемности   с   принципом   развития   индивидуальности школьника, а деятельность  учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности. Технология проблемно­диалогового обучения дает возможность: 1) научить ребят мыслить логично, научно, творчески; 2)формировать не просто знания, а знания­ убеждения, что соответствует  формированию научного мировоззрения; 3)содействует формированию прочных знаний, так как, сведения,  самостоятельно, добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти. Если эти знания забываются, то их легко восстановить, повторяя ход рассуждения,  доказательства, аргументации; 4) воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие  чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной  умственной деятельности; 5) формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской  деятельности; 6) формировать и развивать интерес к учению. Современному   обществу   нужен   человек,   способный   принимать самостоятельные   решения,   готовый   к самообразованию,   сотрудничеству   для   достижения   совместного   результата.   И сегодня   в   начальной   школе   всё   больше   внимания   уделяется   деятельностному, практическому   содержанию   образования,   конкретным   способам   деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.    обладающий   приёмами   учения, Технология, на мой взгляд, интересная, сложности особой нет. Надо только научиться   строить   подводящий   или   побуждающий   диалог,   организовывать проверку и подтверждение гипотез. На это, конечно, уйдёт достаточно времени и сил. Но, если мы хотим сформировать познавательную мотивацию, научить детей решать проблемы, самостоятельно добывать знания, прочно усваивать материал, надо сначала потрудиться над собой. Я уверена, что использование технологии проблемно­диалогового обучения может   преобразовать   преподавание   традиционных   учебных   предметов,   вызвав более высокий уровень интереса к учебе.

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья

«Проблемно – диалоговое обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2018