Проблемы и перспективы инклюзивного образования учителя-предметника
Оценка 4.8
Научные работы
docx
химия
8 кл—9 кл
10.06.2018
Проблема обучения особых детей сейчас занимает особое место в общеобразовательной школе, когда в обычный класс приходит ребенок с умственной отсталостью или задержкой психического развития. Многие образовательные организации даже не имеют для этого определенную базу. поэтому в свой работе хотелось бы рассказать, как эту проблему решаю я как учитель.В своей работе мне хочется рассказать о тех проблемах, которые возникали и возникают у меня как у учителя химии при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе.
Тарасова Оксана Сергеевна.docx
Тарасова Оксана Сергеевна
МОУ «УстьКарская СОШ»
Сретенского района
Забайкальского края
Проблемы и перспективы инклюзивного образования учителя
предметника
Под инклюзивным образованием мы понимаем более широкий процесс
интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие
общего образования в плане приспособления к различным потребностям всех
детей [1, с 144].
В своей работе мне хочется рассказать о тех проблемах, которые
возникали и возникают у меня как у учителя химии при обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе.
Когда ко мне пришел восьмой класс и в этом классе оказался особый
ребенок, я испытала некоторые трудности. Необходима была психологическая
подготовка, прежде всего. Нужно было понимать и чувствовать такого ребенка,
нужно было избегать неадекватных реакций со стороны одноклассников. И
поняла, что в первую очередь, необходима преемственность с педагогами,
которые работали с таким ребенком до меня. Нужно было узнать о таком
ребенке как можно больше: его психологические особенности, возможности и
потребности. «В основу воспитания должна быть положена личная деятельность
ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы
направлять и регулировать эту деятельность… Учитель является, с
психологической точки зрения, организатором воспитывающей среды,
регулятором и контролером её взаимодействия с воспитанником… Социальная
среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя
сводится к управлению этим рычагом»[2, с 57]. Был собран малый
педагогический совет, где учителяпредметники, классный руководитель и
психолог рассказали об этом ребенке, поделились опытом работы. Когда о таком ребенке знаешь достаточно, вот теперь и можно приступать
к организации педагогической деятельности. В «Законе об Образовании»
сказано, что образование есть, прежде всего, воспитание подрастающего
поколения. В моём понимании в инклюзивном образовании учитель должен
выполнить две миссии: воспитать толерантность в основной массе коллектива и
воспитать ребенка с ОВЗ так, чтобы он почувствовал себя нужным обществу.
Вовторых, качество образования должно не пошатнуться и быть на
должном уровне, как для обычных детей, так и для детей с ОВЗ. Возникает
необходимость в разработке рабочей программы по предмету для особых детей.
Она не должна быть встроена в общую программу. Должен быть
индивидуальный образовательный маршрут социокультурного и личностного
развития детей с ОВЗ. Мною была разработана рабочая программа для ребенка с
задержкой психического развития, школа приобрела учебник химии для детей,
испытывающих трудности в обучении. В рабочей программе в большей степени
мною был сделан акцент на то, чтобы ребенок чаще представлял результат своей
работы в различной форме, работал в парах, в группе. Мне хорошую помощь
оказывает лаборант.
Мы должны понимать, что ребенок с ОВЗ очень сильно изменит
образовательную систему педагога: важно понимать, что инклюзивное
образование коснется всех участников образовательного процесса. Обычный
ребенок имеет достаточно высокую мотивацию к обучению, кроме того следует
заметить, что он так же готов к включению в совместную работу с детьми с
ограниченными возможностями здоровья. Столкнулась только с тем, что на
эмоциональном уровне наблюдается частичная неготовность общаться с такими
Здесь необходимо подключить взрослых: родителей, психолога,
детьми.
учителейпредметников. Они толерантны, да и в коллективе обязательно
найдется группа ребят с высоким уровнем толерантности. Посетила
родительские собрания, где грамотно с психологической точностью совместно с
психологом и другими педагогами составлена беседа с родителями обычных детей и детей с ОВЗ. Сразу возникла необходимость подготовки группы
учеников к принятию таких детей: проведен соцопрос, который помог выявить,
что дети действительно готовы помочь в социализации этого ребенка. Соцопрос
помог мне не только выяснить отношение обычных детей к ребенку с ЗПР, но и
сделан был уже психологический толчок к тому, что таких детей нужно
принимать такими какие они есть и им необходимо окружающих.
Таким образом, для меня был ряд проблем, возникших при обучении детей
с ОВЗ в общеобразовательном классе. Исход родительских собраний,
индивидуальных консультаций с ребятами помогут в планировании и
организации интегрированных уроков.
Конечно, одному педагогу создать систему инклюзивного образования в
своей школе невозможно. Необходим коллектив единомышленников, чтобы
совместными усилиями решать все возникшие проблемы в обучении детей с ОВЗ
с обычными.
Каждый педагог инклюзивного образования должен понимать, что
инклюзия решает очень важную задачу: взаимная адаптация нормально
развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья,
непосредственное участие сверстников в образовании особых детей, которые
помогают интегрироваться им в современном мире.
Список литературы:
1. Педагогическая психология. Краткий курс, М., 1926
2. http://cyberleninka.ru/ Научнотеоретический журнал «Научные
проблемы гуманитарных исследований» № 12, 2011
3. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ»
Проблемы и перспективы инклюзивного образования учителя-предметника
Проблемы и перспективы инклюзивного образования учителя-предметника
Проблемы и перспективы инклюзивного образования учителя-предметника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.