Проблемы преподавания русского языка в складывающейся системе государственных образовательных стандартов
Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
русский язык +1
Взрослым
16.04.2019
В выступлении на конференции Региональной общественной организации "Собор русских Башкортостана" особое внимание уделяется проблеме преподавания русского языка в современном обществе. В нем говорится о необходимости использования новых технологий на уроках в целях улучшения качества обучения и повышения эффективности усвоения знаний.
Проблемы преподавания русского языка в складывающейся системе образовательных стандартов.doc
Проблемы преподавания русского языка в
складывающейся системе государственных
образовательных стандартов
Всем известно, что в настоящее время сложились условия, когда
востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в
значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и
письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого
воздействия, убеждения. По словам К. Д. Ушинского, «дитя входит в
духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство
отечественного языка…».
Уникальность языка как явления, универсальность средств выражения
любых мыслей и отношений к миру также свидетельствуют о его мощном
образовательном потенциале, способном влиять на становление Человека.
Вдумайтесь в функции языка:
– он средство познания и орудие мышления;
– он хранитель и выразитель национальной культуры;
– он средство общения;
– он инструмент развития и воспитания.
Уроки русского языка в современных условиях обеспечивают
функциональную грамотность и социальную адаптацию школьников,
обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере
познания, профессиональнотрудового выбора, ценностных ориентаций.
В чем же отличие традиционного и компетентностного подходов в
образовании? Главная идея традиционного подхода: знания приводят к
личностному успеху. Главная идея компетентностного подхода: к
личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.
компетентностный подход в образовании:
– образование для жизни, для успешной социализации в обществе и
личностного развития на основе освоения учащимися социально значимых
умений (компетенций);
– оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать
свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе
постоянной самооценки;
– разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной
деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности
за результат.
То есть все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления,
использования, вот тогда образование и жизнь пойдут не параллельными
путями, а одной дорогой.
Отсюда логично вытекают и принципы, на которых базируется Современный урок русского языка представляет собой диалогическое
взаимодействие учителя и учащихся, при котором учащийся из объекта
обучения превращается в его субъект. Таким образом, ученик не пассивный
объект, которому учитель должен передать определенную сумму знаний; на
уроке и учитель, и учащиеся – активные деятели, субъекты процесса
обучения. Задача учителя – установить гармонические и двусторонние
отношения с учащимися, организовать их познавательную деятельность,
пробудить творческую активность. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне –
и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму».
С введением государственного стандарта общего образования изменяется
концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое
развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности
и готовности использовать языковые ресурсы в реальных условиях общения.
Основной проблемой, стоящей перед педагогами, внедряющими
компетентностный подход в преподавании языка, является проблема создания
открытого языкового пространства. Речь идет об изменении приоритетов в
преподавании: переходе в преподавании с предметного уровня на обучение
языку как средству общения.
Требуется создать условия, приближенные к естественной коммуникации.
В основе уроков русского языка в старшей школе лежит практико
ориентированный подход, опирающийся на опыт практической деятельности
обучающихся,
основными составляющими которой являются:
– образовательная напряженность;
– уточнение образовательного объекта;
– конкретизация задания;
– решение ситуации;
– демонстрация образовательной продукции;
– систематизация полученной продукции;
– работа с культурноисторическими аналогами;
– рефлексия.
Далее остановимся на средствах, которыми задается образовательная
ситуация.
на
1.
фотоснимках, иллюстрациях, плакатах, схемах, слайдах, рисунках, в
символике, документальных диафильмах и кинофильмах, на компьютере.
2. Реальная действительность, представленная предметновербально:
программы ТВ и радио, билеты (в театр, кино, на поезд и т. п.), этикетки
товаров, формуляры, анкеты, меню, ценники, предписания, проспекты,
объявления и т. п., используемые в качестве учебных текстов.
3.
Изобразительное искусство: репродукции художественных картин,
плакатов, скульптур, натюрмортов, офортов и других произведений
искусства, составляющих национальное достояние народа.
предполагающий создание образовательной ситуации,
Реальная действительность,
представленная предметно: 4. Художественная литература. Способ постижения действительности,
представленной в художественной литературе, убеждений и жизненных
ценностей является стимулом мышления и поведения, охватывает реальность
наиболее полно, комплексно и эмоционально.
5. Справочноэнциклопедическая и научная литература (например, схема
метро, путеводители, карты, планы городов и т. п.).
6. Средства массовой информации (теле и радиопередачи, газеты, журналы)
как источник актуальной оперативной информации.
7.
Общение с учителем как ретранслятором и интерпретатором
культуры русского народа, что абсолютно необходимо для духовного
(нравственного) совершенствования учащихся.
С целью повышения качества образования необходимо осуществлять
постоянное совершенствование методики преподавания русского языка,
апробации новых технологий обучения, отдавая предпочтение технологиям,
учитывающим возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и
потребности. К ним относятся следующие: когнитивные (проектная
деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии, концептуальные
карты, кейсметод, решение проблем и др.); технологии сотрудничества
(драматизация, ролевые игры, интерактивные беседы, совместное составление
рассказов и др.); контролирующие (тестирование, дневники, конкурсы и
олимпиады и др.); информационные (компьютерные программы, интернет
ресурсы и т. д.); здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка,
физзарядки).
Использование новых технологий объективно ведет к улучшению качества
обучения русскому языку, повышает эффективность усвоения знаний
школьниками, это и является одним из способов решения проблемы
преподавания русского языка в складывающейся системе
государственных образовательных стандартов.
Проблемы преподавания русского языка в складывающейся системе государственных образовательных стандартов
Проблемы преподавания русского языка в складывающейся системе государственных образовательных стандартов
Проблемы преподавания русского языка в складывающейся системе государственных образовательных стандартов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.