Православная культура
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ (ЖЕНСКИЙ) КОСТЮМ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Составила
учитель начальных классов и
православной культуры,
высшей категории
Потложа Л.А.
г. Белгород
Православная культура
Тема. Русский народный (женский) костюм Белгородской области.
Цель: познакомить с традиционным русским костюмом родного края.
Задачи: формировать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально - культурным ценностям; способствовать развитию учебно - познавательной и информационно- коммуникативной компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы Белгородской области, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей, художественного вкуса и совершенствование умений и навыков в создании эскиза русского костюма; активизировать самостоятельный творческий поиск в решении учебных задач.
Вид деятельности: проектная деятельность (групповая): создание русского народного костюма родного края для Маши; исследовательская деятельность - создание карты-солнца «Составные части костюма», исследование, толкование слов-понятий под руководством учителя.
Материалы для учителя: картинки “Русский народный костюм”,
материал для составления карты - солнца «Составные части костюма»; мультфильм «Маша и Медведь»; презентация «Народный костюм»
Материалы для учащихся: материал для составления групповой карты «Составные части костюма», кукла Маша, комплект народного костюма родного края для каждой группы.
План занятия
1. Приветствие и проверка готовности.
2. Актуализация опорных знаний. Целеполагание, мотивация, планирование.
3. Исследовательская деятельность: создание карты-солнца «Составные части костюма». Исследование, толкование слов-понятий под руководством учителя.
4. Проектная деятельность «Создание русского народного костюма родного края для Маши». Конечный продукт - “Русский народный костюм Белгородской области”.
Этапы мини-проекта:
I этап Осознание темы проекта
II этап Подбор информации
III этап Групповая творческая деятельность
IV этап Отчеты групп по проектам
5. Итоги. Рефлексия.
Ход занятия
1. Приветствие и проверка готовности.
Дети, я очень рада встрече с вами!
Начинаем увлекательное занятие.
Садитесь удобнее, не зевайте,
ничего не пропускайте!
2. Актуализация опорных знаний.
Демонстрация мультфильма «Маша и медведь», серии «Большая стирка»
Учитель:
Дети, посмотрите внимательно!
Кто изображен на рисунках?
Ответы детей.
Учитель:
Все узнали серию мультфильма «Большая стирка». Так как Маша очень любознательная, всё время в поиске, всё ей интересно, Миша не успевает отмывать её и шить наряды.
Мишка просит помощи у нас. Как вы считаете, поможем?
Ответы детей.
Учитель:
А какие наряды Мишка шил Маше?
Ответы детей:
Русский сарафан, платок
Целеполагание, мотивация, планирование.
Учитель: Сейчас носят такую одежду дети и взрослые?
Ответы детей:
Учитель: Почему нет?
Ответы детей:
Учитель: Это русская народная одежда. Но стиль сохранился: сарафан, юбка (обращаю внимание на школьную форму), только видоизменился по времени и моде!
А чтобы Мишке помогать, что нужно сделать?
Ответы детей:
Познакомиться с русским костюмом и костюмом нашего Белгородского края.
Учитель:
Как вы думаете, какая тема урока?
Ответы детей.
Учитель: (Слайд 1)
Как вы считаете, зачем еще изучают и помнят о том, что было тысячи, сотни лет назад?
Ответы детей:
Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
Учитель: (Слайд 2)
Нам, россиянам , русского костюма
историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовёт подумать,
О быте, нравах может рассказать.
Что можно было узнать в то далекое время о человеке, едва взглянув на его одежду? (Откуда человек, из какой деревни, какого возраста, семейный он или холостой, богатый или бедный.)
Мы с вами знаем, что одежда на Руси имела различное назначение? Была, например, одежда праздничная? А какого еще назначения одежду вы знаете? (Рабочая, повседневная, свадебная, похоронная.)
3. Исследовательская деятельность:
создание карты-солнца «Составные части костюма». Исследование, толкование слов-понятий под руководством учителя.
Рассмотрите внимательно, что входит в комплект народной одежды ?
Ответы детей. Юбка
Учитель
Дети, мишка ждет нашей помощи! Чтобы скорее сохла одежда, нарисуем солнышко: я на доске, вы группой на листке (учитель берет лучик со словом «юбка» и присоединяет к солнышку)
Дети замечают, что у них нет такого слова!
Учитель
Есть, только оно зашифровано!
Что же делать?
Дети. Найти, что оно означает!
Работа с информацией.
Учитель
(Информация находится на столе в свитках старинных, сундучке, компьютере и т.д.)
А вы сами можете ответить на эти вопросы?
Ответы учеников :
Кафтан – это верхняя одежда женщины распашная
Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.
Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник – головной убор типа чепца.
Гайтан – шнурок, на нем носили нательный крест и т.д.
Благодаря чему построили солнышки в группах?
Ответы учеников
4. Проектная деятельность
«Создание русского народного костюма родного края для Маши»
Этапы мини-проекта:
I этап Осознание темы проекта
Раздаю группам куклы Маши ( нарисованные на листе ватмана),
составные части народной одежды и задания-стихи о русском наряде.
Для оформления предлагается техника соединения деталей костюма в единый ансамбль.
1 группа
Древнерусская Маша
Не правда ль, Маша хороша?
Одежду древнерусскую обрядилась.
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для неё.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан иль сарафан
Надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной
Или повойник - оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы –
А пояснение не скажешь в двух словах.
2 группа
Маша-крестьянка
Крестьянки Юга – те предпочитали
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским,
Девушки носили
Поверх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали
А к юбкам пришивали бубенцы.
3 группа
Маша наша
Как у наших ворот,
у наших, у широких
Стояла Маша – вся в обновах.
На ней сорочка нова,
юбка-понёва,
подпояска - кушак,
с канителью завеска, а не просто так!
С канителью завеска, строченая кичка.
Строченая кичка, золотая строчка,
А на ней сорока.
На шее – грибатка, на плечах платок.
С каждым днем краше наша
Белгородская Маша!
Дети, составьте Белгородский народный наряд. (Слайд3)
II этап Подбор информации
IIIэтап Групповая творческая деятельность: поневный комплекс или
сарафанный
IVэтап Отчеты групп по проектам
Почему составили именно такой наряд для Маши?
Учитель (Слайды 4 и 5).
Народный костюм Белгородского края тесно связан с историей заселения, характером чересполосного проживания русских и украинцев, с военно-политическими событиями.
Строительство Белгородской засечной черты в XVI-XVII веках вызвало приток колонистов из всех уголков России: Московии, Польши, Украины. В результате слияния элементов различных культур появилась новая, специфическая народная культура Белгородского края.
Традиционный народный костюм представляет собой замечательное явление культуры. Он отличался разнообразием вариантов и соответствовал представлениям народа о женской и мужской красоте. Костюм считался большой ценностью, был предметом гордости владельца и бережно хранился в семье.
Сейчас хранителями костюмов являются в основном участницы фольклорных ансамблей. Среди представленных образцов костюмы подлинные, а также реконструированные по старинным образцам.
Как думаешь, справились с заданием?
1. Итоги.
Выставка работ. Демонстрация и анализ своих работ. Определить лучшие работы.
Рефлексия.
Незаконченное предложение:
Самым интересным для меня было …, потому что …
Самым скучным для меня было …, потому что …
Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …
Я был бы рад …, потому что …
Мне понравилось …, потому что …
Мне не понравилось …, потому что….
Библиографический список литературы:
1.Белгородский областной краеведческий музей. - Белгород, 1975.
2.Энциклопедия Белгородской области. – Белгород, 2005. – С. 260
3.Семёнова Мария «Мы - славяне», С.-Петербург, Азбука-классика,2006.
4. Болотова С.И., Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. Рукотворная краса земли Белгородской. Учебно-методическое пособие в 2 частях. - Белгород, 2000 г.
5.Якубенко Л.В. Мозаика Белгородского костюма. Проспект выставки к 50-летию образования Белгородской области. – Белгород, 2004 г.
6.Кичигин В.П. Народная культура Юга России: Белгородская область //Опыт систематизации этнофольклорного материала. - Белгород, 2000
Интернет-источники:
1.rakpu18.narod.ru›narodniy_koctum.htm
2.shkolakrasnoe.narod.ru›kult.htm
3.https://festival.1september.ru›articles/531378/
4.nsportal.ru›Алые паруса›Ребусы›library/narodnyi-kostyum
5.livemaster.ru›item/912374…kostyum-belgorodskoj
6.images.yandex.ru›народный костюм белгородской области
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.