Проект по искусству "Дом над Окой"
Оценка 4.6

Проект по искусству "Дом над Окой"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
pdf
МХК
8 кл—9 кл
24.08.2021
Проект по искусству  "Дом над Окой"
Проект по искусству "Дом над Окой" ученицы 9 класса МАОУ СОШ9 г.Видное Сорокиной Анастасии
Dom_nad_Okoi_774.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 

Видновская средняя общеобразовательная школа № 9

 

                                                                 

Допущен к защите: _______        

            

Заместитель директора по УВР            

 

 Е. И. Соломатина 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом над Окой

 

Индивидуальный проект

 

 

 

 

 

 

 

Автор: 

обучающаяся 9 класса «Б»

Сорокина Анастасия   Научный руководитель:

учитель искусства, ИЗО и музыки  Шакирьянова Елена Сергеевна 

         

 

 

 

 

 

Видное – 2021

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

Основная часть………………………………………………………………..4

1.     Дом над Окой…………………………………………………………..4

1.1   Василий Дмитриевич Поленов……………………………………4

1.2   История Дома над Окой…………………………………………...5

1.3   Усадьба Поленова………….………………………………………5

2.     Экскурсионный маршрут по дому-музею В. Д. Поленова………….8

1.1   Анкетирование……………………………………………………..8 

1.2   Создание путеводителя по дому-музею В. Д. Поленова………...8

Заключение……………………………………………………………………9

Список используемой литературы………………………………………….10 Приложение…………………………………………………………………..11

Введение

 

         Недалеко от Тарусы, что в Калужской области, на высоком холме над

Окой, более ста лет стоит красивый белый дом, построенный в 1892 году Василием Дмитриевичем Поленовым по собственному проекту. Дом этот задумывался не только как родовое гнездо многочисленной семьи художника, но и как культурный центр всей округи с музеем и картинной галереей.

         Василий Дмитриевич Поленов – один из выдающихся русских художников, много работавший в жанровой живописи и оставивший значительный след в развитии отечественной пейзажной школы.   Знаменитый «Дом над Окой» строился как музей и мастерская для работы живописцев — друзей и учеников Поленова… Посетив музейзаповедник В.Д. Поленова, можно познакомиться с уникальным музейным комплексом, состоящим из мемориальных сооружений. Территория усадьбы включает подлинный дом-музей, мастерскую художника «Аббатство», хозяйственные постройки, Троицкую церковь в селе Бёхово, которые построены по проектам художника.    

 За всю свою историю усадьба не знала «чужих рук»: в течение 120 лет семья Поленовых никогда не расставалась с домом. И изменения, вносимые каждым последующим поколением, не уничтожили его прошлого облика: ложились только новыми, легко различимыми пластами.

 «Дом над Окой» стал первым в России художественным музеем, доступным самому широкому кругу посетителей. 

          Актуальность моей работы состоит в том, чтобы рассказать об истории родного края и его культуре, о художнике, который внес существенный вклад в развитие искусства.  

Проблема исследования заключается в том, что в школьной программе недостаточно уделяется внимания изучению жизни художников родного края и их творчества. Кроме того, отсутствует адаптированная информация для детей младшего и среднего школьного возраста о творчестве художников Подмосковья. 

         Целями этой работы: 

o   ознакомиться с народной культурой и деятельностью русского пейзажиста; 

o   изучить предметов материальной и духовной культуры, представляющих историческую и научно-художественную ценность; 

o   с помощью разработанного мною путеводителя рассказать о Поленове не только как о художнике, а раскрыть уникальность и неповторимость дом-музей В.Д. Поленова.   

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи: o изучить литературу и другие источники по данной теме; o посетить дом-музей В. Д. Поленова; 

o   проанализировать         и       систематизировать       полученную информацию;

o   разработать и создать путеводитель по Государственному мемориальному историко-художественному и природному музею-заповеднику В. Д. Поленова. 

Объект исследования: дом-музей В. Д. Поленова 

 Предмет исследования: экскурсионный маршрут по дому Поленова.   Гипотеза: через изучение места, где художник прожил всю свою сознательную жизнь, где он черпал вдохновение, можно получить представление о его творчестве, его взглядах и вкусах. Заинтересует ли моих ровесников разработанный мною путеводитель по дому-музею В. Д.

Поленова?  

 Методы исследования: изучение и анализ литературы и Интернетресурсов, наблюдение, обобщение, анкетирование. 

 Теоретическая значимость моей работы заключаются в том, чтобы обобщить теоретическое представление о В. Д. Поленове. 

 Практическая значимость моей работы заключается в том, что ее можно использовать в школьном курсе урока по искусство для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством русского художника, а также путеводитель познакомит моих ровесников с музеем В. Д. Поленова. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Дом над Окой.

 

1.1 Василий Дмитриевич Поленов

 

          Василий Дмитриевич Поленов принадлежал к прогрессивной русской интеллигенции своего времени. Вся его жизнь была отдана искусству и просветительству, что было давней традицией семьи Поленовых.  

В. Д. Поленов родился в 1 июня 1844 г. в Петербурге. Детство и юность его были связаны с Русским Севером. Нетронутая девственная природа навсегда осталась для художника самым дорогим воспоминанием. Пристрастие мальчика к рисованию проявилось в четырехлетнем возрасте и вызвало со стороны взрослых внимание и поддержку. Окончив гимназию, Поленов поступил одновременно в два высших учебных заведения - на юридический факультет Петербургского университета, - верный семейной традиции и обещанию, данному отцу, и в Академию художеств. В 1872 г. окончив университет и Академию с отличием, Поленов награждается поездкой за границу за счёт Академии. Он побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Неаполе, длительное время жил в Париже.

Вести с родины, споры о судьбах русского искусства не могли оставить равнодушными молодого художника. В 1876 г. Поленов получил разрешение Академии о досрочном возвращении в Россию. Чиновничий Петербург был чужд молодому художнику. Однако в связи с начавшейся сербско-турецкой войной Поленов, захваченный общим патриотическим подъемом, отравился добровольцем в действующую армию. В ноябре 1876 г. он вернулся в Петербург, участие в боевых действиях добровольческой армии не оставило заметного следа в творчестве художника. Искусство и художественная жизнь Москвы с ее демократизмом привлекали его. Дружеское общение с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, В. И. Суриковым, С. И. Мамонтовым захватили Поленова. 

В 1882 г. В. Д. Поленов женился на художнице Наталье Васильевне Якунчиковой, с которой познакомился в семье Мамонтовых, она до конца жизни была его незаменимым помощником в осуществлении всех творческих планов. 

В том же году он стал преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Привлекая в свой дом друзей-художников и творческую молодежь, Поленов поддерживал ту особенную атмосферу, которая отличала его семью: устраивались рисовальные вечера.

          Поленов известен как автор разножанровых произведений. Он обращался к историко-религиозным темам — «Христос и грешница» (1886— 1887 гг.), «На Тивериадском озере» (1888 г.), «Среди учителей» (1896 г.); в 1877 г. создал серию этюдов кремлёвских соборов и дворцовых палат; в разное время делал театральные декорации. По его эскизам были построены церкви в Абрамцеве (в соавторстве с В. М. Васнецовым) и в Бёхове под Тарусой (1906 г.). Но наибольшую славу Поленову принесли пейзажи: «Московский дворик» (1878 г.), «Бабушкин сад», «Лето» (оба 1879 г.), «Заросший пруд» (1880 г.), «Золотая осень» (1893 г.), передающие поэтическое очарование уголков городской жизни и первозданной русской природы.

 

1.2 История Дома над Окой

 

Знаменитый «Дом над Окой» строился по проекту самого художника как музей и мастерская для работы живописцев – товарищей Поленова и его многочисленных учеников.  

В 1887 году, путешествуя по реке Оке, Поленов обратил внимание на окрестности небольшого городка Тарусы. Высокий песчаный холм над Окой, пленивший художника, носил необычное название «Борок». С этого холма открывались прекрасные виды на Заокские дали. Весной 1890 года Поленовы стали обладателями усадьбы в селе Бёхово, переехали во временно поставленный одноэтажный бревенчатый, с мансардой флигель, и это было началом жизни на берегах Оки. 

Сразу же начался обмен бёховской земли на песчаный холм. И хотя это был пустырь, но земли принадлежали крестьянской общине. Продавать землю община права не имела, и Поленов договорился с крестьянами об обмене: за одну десятину так приглянувшегося ему холма он отдавал двойное количество плодородной пашни. За осуществление задуманного Поленов взялся сам. Художнику очень хотелось, чтобы в его усадьбе нашли отражение черты полюбившейся ему западноевропейской средневековой архитектуры. Стиль архитектурного творчества Поленова можно назвать «стилем различных эпох». Поленов сумел соблюсти главный принцип архитектуры: усадьба должна была органично вписываться в ландшафт. До наших дней усадьба осталась в почти первоначальном виде: вход в усадьбу открывают два выложенных из камня и крытых черепицей столба, въездная сосновая аллея, которая всегда была очень символичной частью усадьбы, далее – дом и «Аббатство». С 15 октября 1892 года, с того дня когда Поленов вошел во вновь отстроенный дом, он стал музеем для тех, кто хотел бы познакомиться с его коллекциями, собранными четырьмя поколениями его рода: юристами, архитекторами, военачальниками, художниками (приложение 1).

 

1.3 Усадьба Поленова

 

Большой Дом очень вместителен, состоит из 24 комнат. Мебель в доме, отдельные детали интерьера: двери, дверные замки - сделаны по эскизам художника и очень часто – собственными руками. В каждой комнате – окна большого размера. 

Одна из первых комнат Большого дома – Портретная (приложение 2). В Портретной – семейные реликвии, редчайшие древнеегипетские и древнегреческие коллекции, которые рассказывают о прошлом Поленовского рода, создают уютную обстановку в стиле 40-х годов 19 века. 

Далее – Столовая (приложение 3). Здесь царит мир народного искусства. Интерьер этой небольшой и уютной комнаты переносит в эпоху московских

Вербных базаров и Грибных рынков, на которых эти вещи приобретались.

Крестьянская утварь, глиняные и деревянные игрушки – изделия мастеров Московской, Архангельской, Нижегородской, Тульской, Калужской губерний. 

По замыслу Поленова главной комнатой его дома была Библиотека (приложение 4). В нее ведет двустворчатая дубовая дверь с вырезанной датой постройки дома – «1892». Огромное окно темной рамой обрамляет пейзаж: тарусская просека и заливные луга.  Верхние стекла окна заменены цветными витражами, созданными по эскизам В. Д. Поленова. Готический камин с мозаичными фризами сделан из окских камней Василием Дмитриевичем и его сестрой Еленой Дмитриевной. Библиотека была отделана по рисункам художника. Поленовское собрание русской живописи составилось благодаря установившемуся в кругу художников обычаю: обмениваться этюдами и эскизами к задуманным картинам.

После Библиотеки – Кабинет (приложение 5). Его интерьер отличается простотой, которая позволяет говорить о безупречной художественном вкусе. Здесь Поленов развешивал свои картины и этюды. Кабинет наиболее полно отражает круг его интересов, этапы его творчества, предает атмосферу, в которой он жил. В настоящее время Кабинет рассказывает о раннем периоде в творчестве Поленова. В экспозиции – «Бабочки» (1870-е годы), «Собака Робка» (1860), графический эскиз к выпускной академической картине «Воскрешение дочери Иаира» (1871), знаменитые «Белая лошадка» и «Старые ворота в Вёле», написанные во Франции во время академической командировки. 

Кабинет в доме часто называли «Музыкальной»: здесь устраивали домашние концерты, музыкальные вечера. Не имея специального образования, Поленов был талантливым композитором. Им написаны опера «Призраки Эллада», церковные произведения – «Литургия» и «Всенощная», романсы на стихи Лермонтова. 

На второй этаж ведет красивая лестница (приложение 6), сделанная по эскизам художника. По этой лестнице В.Д. Поленов ежедневно поднимался в свою мастерскую до тех пор, пока не была им выстроена новая - Аббатство. Вдоль лестницы висят репродукции картин, в основном – мастеров эпохи Возрождения: любимые картины, любимые художники помогают понять глубже характер, взгляды Поленова. 

В верхних этажах располагались жилые комнаты, а в большой и светлой Мастерской (приложение 7) сейчас находятся редкое для русской живописи произведение - графическая работа «Христос и грешница» (1885) и восточные пейзажи художника. 

В соседней с Мастерской комнате второго этажа – пейзажная живопись Поленова. Мастерская и Пейзажная (приложение 8) не носят мемориального характера. В Пейзажной представлены картины «Осень в Абрамцево», «Деревня Тургенево», «Золотая осень».

Поленову суждено было быть пейзажистом и в живописи, и в жизни. Он сумел использовать при создании парка неблагоприятные природные места.  Западная терраса и окно Кабинета художника выходили на эспланаду – искусственную насыпь, на которой в геометрическом порядке разбиты клумбы и симметрично – лучами – проложены дорожки; цветы на эспланаде – только белого цвета. 

Строительные работы закончились в 1904-м году. Усадьба была окружена оградой из местного тарусского камня. Кроме главного здания – Большого дома, - появились хозяйственные постройки: деревянная четырехскатная погребица, каретный сарай и конюшня, деревянный одноэтажный дом для рабочих, получивший название «Дом управляющего». Напротив Большого дома, был поставлен Фахверковый сарай (1895) – кладовая и столярная мастерская, где делали лодки для поленовской флотилии.

В конце дорожки, ведущей к реке, по левую сторону - небольшой белый лодочный сарай – Адмиралтейство (приложение 9) (1895), куда на зимнее время убирались лодки домашней флотилии, а летом был склад весел и рыболовных принадлежностей. 

Белое кирпичное здание с красной крышей, прозванное за архитектуру «Аббатством» (приложение 10) (1904), - мастерская Поленова. Архитектурному решению Аббатства свойственны изысканность силуэта и контрастность разных объемов, соединенных в единое целое. 

Поленову – архитектору принадлежит создание церкви Святой Троицы в Бёхове. Василий Дмитриевич с радостью откликнулся на личную просьбу крестьян построить для них церковь, понимая, что именно храм – связующее звено, которое духовно объединяет все слои населения. Строительство было начато в 1904 и закончено осенью 1906 года. Внутренне пространство храма создает ощущение спокойствия и душевной теплоты. Сочетание романской и древнерусской архитектуры приведено в соответствие с идеалами современности. Образный строй архитектуры оказался созвучен настроению окского пейзажа. 

Недалеко от церкви похоронен художник и члены его семьи. Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. Простое сельское кладбище находится на берегу Оки, откуда художник много раз писал мотивы «Золотой осени», «Первых заморозков», «Раннего снега».

Все умел этот необыкновенный человек. Писал картины, строил дома, создал театр в Москве, где шли спектакли для детей. Своим искусством он приносил радость всем. 

Усадьба, в которой по-прежнему приветливо и уютно, давно зовется Поленово. Тысячи людей приезжают сюда, идут поклониться могиле великого человека – зеленый холмик с деревянным крестом. 

Есть качество, присущее только Поленову, выделяющее его из всей плеяды талантливых художников 19 века: это свой взгляд на мир, уверенность в том, что «искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». 

 

 

 

 

 

2. Экскурсионный маршрут по дому-музею В. Д. Поленова

 

2.1 Анкетирование 

 

Я предположила, что, возможно, не всем людям интересно посещение музеев, так как сейчас любую информацию можно найти в книгах и в Интернете. Я провела опрос. Моим ровесникам я задала несколько вопросов:

1)    Имеют ли музеи значение в жизни людей?

2)    Посещают ли они музеи?

3)    Как часто они посещают музеи? Почему?

  Проанализировав результаты опроса, я пришла к выводу: музеи имеют важное значение в нашей жизни. Ребята интересно посещать музеи, но делают они это нечасто. Самые распространенные причины:

1) редкая организация школьных экскурсий в музеи; 2) нет возможности посещать музеи в других городах.

Передо мной возникла проблемная ситуация: «Как сделать, чтобы музеи посещали чаще?» Мне очень трудно было найти ответ на этот вопрос.

 

 

2.2 Создание путеводителя по дому-музею В. Д. Поленова 

 

Так как летом прошлого года я была на экскурсии в музеи-заповеднике В. Д. Поленова, я решила создать свой небольшой путеводитель по музею, который поможет рассказать учащимся моей школы о жизни и творчестве известного русского живописца.  

Для разработки путеводителя «Дом над Окой» я использовала программу PowerPoint 2013. Конструкция путеводителя универсальная, она состоит из обложки и блока, на страницах которого размещен фотоматериал с теоретическим сопровождением.

   Путеводитель «Дом над Окой», созданный мной, получился информативным и эстетичным. Научная информация изложена доступным для школьников языком с соблюдением стилистических норм.  

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги работы, я пришла к выводу, что мною выполнены поставленные задачи и достигнуты цели проекта:

o   мы познакомились с жизнью и творчеством русского пейзажиста

В. Д. Поленова; 

o   изучили предметы материальной и духовной культуры, представляющие историческую и научно-художественную ценность; 

o   с помощью разработанного мною путеводителя я могу рассказать о Поленове не только как о художнике, но и раскрыть уникальность и неповторимость музея-заповедника В.Д. Поленова. o разработан и создан путеводитель «Дом над Окой». 

Теоретическое и практическое значение проекта состоит в том, что материал проектной работы и разработанный мной путеводитель «Дом над Окой» можно использовать в качестве пособия на уроках по искусству в школах и других образовательных учреждениях.

Материалом путеводителя могут воспользоваться учащиеся образовательных учреждений для подготовки к урокам изобразительного искусства. Кроме того, путеводитель призван заинтересовать школьников в изучении художников, живших в Подмосковном регионе, и их творчества, повысить искусствоведческую грамотность учащихся.

Путеводитель «Дом над Окой» рассчитан на широкий круг читателей, любящих изобразительное искусство, и предназначен для самостоятельного путешествия по памятным местам, связанным с жизнью великого русского художника.

Теперь я считаю, что интерес к посещению музея возрастет, если я сама организую экскурсию и выступлю в роли экскурсовода, и с помощью созданного мною путеводителя расскажу о музее-заповеднике учащимся.  

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Интернет-ресурсы:

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник

Василия Дмитриевича Поленова http://www.polenovo.ru/ru  2. Автор текста и составитель альбома Ф. Д. Поленов. «Поленово. Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова» Москва,

«Советская Россия» 1982 (178 стр.)

3.     Е. Е. Каштанова, П. Л. Булыгин. «Путеводитель. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музейзаповедник В. Д. Поленова.»

4.     Л. Кудрявцева «Дом над Окой» Москва Издательство «Малыш» 1990

(23 стр.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

Приложение 2. 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

 

 

 

Приложение 4. 

 

 

Приложение 5.

 

 

 

Приложение 6. 

 

 

Приложение 7.

 

 

 

 

Приложение 8. 

 

 

Приложение 9.

 

 

 

 

Приложение 10. 

 

 

 

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Видное – 2021 Содержание

Видное – 2021 Содержание

Проблема исследования заключается в том, что в школьной программе недостаточно уделяется внимания изучению жизни художников родного края и их творчества

Проблема исследования заключается в том, что в школьной программе недостаточно уделяется внимания изучению жизни художников родного края и их творчества

Дом над Окой. 1.1 Василий

Дом над Окой. 1.1 Василий

Академии. Он побывал в Вене, Венеции,

Академии. Он побывал в Вене, Венеции,

Бёхово, переехали во временно поставленный одноэтажный бревенчатый, с мансардой флигель, и это было началом жизни на берегах

Бёхово, переехали во временно поставленный одноэтажный бревенчатый, с мансардой флигель, и это было началом жизни на берегах

Верхние стекла окна заменены цветными витражами, созданными по эскизам

Верхние стекла окна заменены цветными витражами, созданными по эскизам

Строительные работы закончились в 1904-м году

Строительные работы закончились в 1904-м году

Экскурсионный маршрут по дому-музею

Экскурсионный маршрут по дому-музею

Заключение Подводя итоги работы, я пришла к выводу, что мною выполнены поставленные задачи и достигнуты цели проекта: o мы познакомились с жизнью и творчеством русского…

Заключение Подводя итоги работы, я пришла к выводу, что мною выполнены поставленные задачи и достигнуты цели проекта: o мы познакомились с жизнью и творчеством русского…

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1

Приложение 1.

Приложение 1.

Приложение 3.

Приложение 3.

Приложение 4. Приложение 5

Приложение 4. Приложение 5

Приложение 7.

Приложение 7.

Приложение 8. Приложение 9

Приложение 8. Приложение 9

Приложение 10.

Приложение 10.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2021